» » » » Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание


Авторские права

Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание

Здесь можно купить и скачать "Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание
Рейтинг:
Название:
Международные экономические отношения. 2-е издание
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Международные экономические отношения. 2-е издание"

Описание и краткое содержание "Международные экономические отношения. 2-е издание" читать бесплатно онлайн.



Настоящий учебник подготовлен в основном коллективом кафедры международных экономических отношений СПбГУЭиФ в соответствии с новыми государственными стандартами к данной дисциплине. В новом издании отражены современные явления в развитии МЭО, обновлен фактологический материал. В отличие от ряда других учебников и учебных пособий проблемы участия России в МЭО рассмотрены не в отдельном разделе учебника, а проанализированы в общем контексте всех сложных проблем развития мирового хозяйства. Имеется отдельный раздел, посвященный анализу платежных балансов, которые являются синтетическими экономическими инструментами и обобщают всю совокупность международных отношений. Для студентов и преподавателей экономических вузов, научных и практических работников.






Успех отдельных фирм зависит также и от того, насколько успешна разработанная ими конкурентная стратегия.

По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил:

• угроза появления новых конкурентов – возможность вторжения на рынок новых участников;

• угроза появления товаров или услуг – заменителей;

• рыночная власть продавца – способность поставщиков сырья, комплектующих изделий оказывать давление на покупателей их продукции;

• рыночная власть потребителей – способность покупателей воздействовать на производителей продукции;

• соперничество уже имеющихся конкурентов (в данной отрасли) между собой.

Фирма обладает конкурентным преимуществом, когда она способна разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты, либо способна обеспечить покупателя товаром с новыми качественными признаками, особыми потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием. Конкурентное преимущество зависит также и от выбора фирмой сферы конкуренции (широты цели, как ее определяет М. Портер) – от решения об ассортименте выпускаемой продукции, круге обслуживаемых покупателей, количестве регионов мира, в которых она предполагает продавать свою продукцию.

Оба указанных параметра (разновидность конкурентного преимущества и сфера, в которой оно достигается) могут быть представлены в 4 различных комбинациях, названных М. Портером типовыми конкурентными стратегиями фирмы.

Виды типовых стратегий:

• лидерство за счет экономии на издержках – производство широкого спектра товаров по сравнительно низкой цене;

• просто дифференциация – производство широкого спектра высококачественных товаров по сравнительно высокой цене;

• сосредоточение на издержках – производство сравнительно простых, стандартных товаров с меньшими издержками, чем в первой стратегии;

• сфокусированная дифференциация – производство специализированной продукции по сравнительно высокой цене.

Вероятность возникновения у компании конкурентного преимущества, его прочность и сфера реализации зависят также и от правительственной политики – налоговой, бюджетной, тарифной, валютной, политики в области инвестиций, доходов населения и т. д. При этом влияние правительства может как благоприятствовать появлению у компании конкурентных преимуществ и их упрочению, так и отрицательно воздействовать на них.

М. Портер обращает внимание на то, что на распределение мест, занимаемых компаниями на рынке, могут повлиять случайные события, мало связанные с условиями развития страны, часто не зависящие от деятельности фирм, правительства. Тем не менее их последствия способны серьезно изменить позиции соперничающих компаний, сводя на нет преимущество старых конкурентов и создавая потенциал для новых фирм, способных заменить старые. Речь идет о влиянии на имеющиеся у компаний конкурентные преимущества крупных технологических сдвигов (развитие микроэлектроники, биотехнологии), резких изменений цен на ресурсы (резкие колебания цен на нефть), значительных колебаниях обменных курсов валют ведущих стран мира и т. п.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте внешнеторговую специализацию страны, обладающей сравнительными преимуществами в международной торговле.

2. Охарактеризуйте влияние степени наделенности страны факторами производства на располагаемые ею сравнительные преимущества в международной торговле.

3. Как изменяется внешнеторговая специализация страны на разных стадиях жизненного цикла продукта?

4. Охарактеризуйте влияние каждого из 4 детерминантов на конкурентные преимущества компании (на примере конкретной отрасли).

5. Назовите силы, определяющие состояние конкуренции в отрасли.

6. Перечислите типовые стратегии, выбираемые фирмами в стремлении достичь успеха в конкурентной борьбе.

Глава VII

Современное состояние и тенденции развития международной торговли

7.1. Динамика и структура международной торговли


Во второй половине ХХ в. международная торговля являлась одним из наиболее динамичных секторов мировой макроэкономики. Она заметно опережала по темпам роста развитие мировой экономики в целом. С 1960 по 2000 г. объем мирового ВВП вырос в 26,7 раза, а объем мирового экспорта – в 49,8 раза68.

Высокий, устойчивый динамизм международной торговли обусловило стечение ряда благоприятствующих этому обстоятельств:

• общее состояние мировой экономики в послевоенный период. Темпы экономического роста промышленно развитых стран в этот период были более высокими, чем в первой половине века, действие циклических кризисов не имело разрушительных последствий, подобных кризису начала 30-х гг.; стихийность, неуправляемость экономического развития преодолевались достаточно эффективными средствами национального и международного экономического регулирования. НТР привела к созданию новых отраслей и обновлению старых производств, резко возросло значение международных корпораций – наиболее мощной части промышленного сектора;

• сдвиги в производстве, происходившие вследствие НТР и сопровождавшиеся развитием специализации и кооперации в международном масштабе, что, в свою очередь, способствовало росту торговли между странами;

• либерализация внешней торговли, которая содействовала развитию международного товарообмена благодаря снижению таможенных пошлин. В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30–40 %, в 70-х гг. она уменьшилась до 7—10 %, а в 90-е гг. – до 3–5 %69;

• экономическая интеграция (в Западной Европе, Северной и Южной Америке, странах Азиатско-Тихоокеанского региона), которая, отменяя ограничения в торговле между странами, заключившими соглашения, способствовала ускорению роста их взаимного товарооборота;

• завоевание политической независимости бывшими колониями. Их стремление к достижению экономической самостоятельности и более высокого уровня жизни обусловило рост экспорта в целях приобретения в промышленно развитых странах необходимого оборудования.

В свою очередь, развитие мировой торговли также оказало влияние на мировую динамику, прежде всего на развитие транспортных средств и инфраструктуры. Растущий грузооборот обусловил появление специализированных судов, тяжеловесных грузовиков, контейнеров, унификацию тары, развитие наземной транспортной сети и т. п.

Структурный анализ мировой торговли основан на изучении:

а) ассортимента товаров, реализуемых в процессе международного товарообмена, т. е. товарной структуры международной торговли;

б) стран, групп стран, регионов, участвующих в международном обмене, т. е. географической структуры международной торговли.


Динамика товарной структуры мировой торговли


Международная классификация товарной структуры основана на двух классах товаров – сырья и готовой продукции. Сравнивая товарную структуру мировой торговли в первой половине ХХ в. и в последующие годы, можно отметить существенные изменения. Если в первой половине ХХ в. 2/3 мирового товарооборота приходилось на торговлю продовольствием, сырьем и минеральным топливом, то в начале XXI в. преобладает торговля продукцией обрабатывающей промышленности (готовой продукцией), на долю которой приходится 3/4 мирового товарооборота. При этом более 1/3 всей мировой торговли составляет торговля машинами и оборудованием.

На первый взгляд кажется, что рост промышленного производства в мире, увеличение численности населения должны были сопровождаться ростом экспорта сырья, минерального топлива и продовольствия. Между тем процессы, происходившие в промышленно развитых странах во второй половине ХХ в., привели к противоположным результатам – к снижению темпов роста торговли этой группой товаров. Относительное сокращение потребления сырья связано с его более экономным расходованием и заменой во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Повышение степени самообеспеченности продовольствием промышленно развитых стран благодаря внедрению достижений науки в сельскохозяйственное производство привело к относительному уменьшению спроса на продовольствие на мировом рынке. Более того, некоторые страны Западной Европы достигли столь значительных успехов в развитии аграрного производства, что из импортеров продовольствия превратились в его экспортеров. Энергоемкость современного промышленного производства, зависимость преобладающей части промышленно развитых стран от импорта углеводородного сырья и прежде всего нефти (исключая США, Великобританию, Норвегию), резкий рост цен на нефть во второй половине 70-х гг. стимулировали экономное расходование энергетических ресурсов, широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. С этого момента происходит резкое изменение динамики мирового экспорта нефти: он практически не увеличивался, а в отдельные годы происходило его сокращение. Доля топлива в товарной структуре мирового экспорта сократилась с 24 % (в 1980 г.) до 7,2 % (в 1999 г.). Резкий рост цен на топливо начиная с 2000 г. обусловил увеличение его доли в мировом экспорте: в 2004 г. она составила 11,1 %70. Это не является свидетельством существенных перемен в отмеченной динамике товарной структуры мировой торговли, а лишь отражает особенности конъюнктуры мирового рынка сырья, в частности топлива, где часто вслед за непродолжительным ростом цен следует их спад и продолжительный период колебаний на более низком уровне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Международные экономические отношения. 2-е издание"

Книги похожие на "Международные экономические отношения. 2-е издание" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив авторов - Международные экономические отношения. 2-е издание"

Отзывы читателей о книге "Международные экономические отношения. 2-е издание", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.