Лев Демидов - Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Данное пособие содержит основные вопросы курса «Управление персоналом», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров в соответствии с государственными стандартами. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся вопросами управления персоналом.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.
Л. С. Демидов
ШПАРГАЛКА
Информация о книге
УДК 005.95(075.8)
ББК 65.290.2я73
Д30
Демидов Л. С.
Данное пособие содержит основные вопросы курса «Управление персоналом», включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров в соответствии с государственными стандартами.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся вопросами управления персоналом.
УДК 005.95(075.8)
ББК 65.290.2я73
© Демидов Л. С., 2015
© ООО «РГ-Пресс», 2015
1. ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Управление – особый вид деятельности, обеспечивающий постановку и достижение целей, оптимальных для организации.
Управление персоналом – область управления, объектом которой является персонал организации.
Цель управления персоналом – повышение эффективности профессиональной деятельности работников за счет максимального использования человеческого капитала. Некоторые ученые определяют цель управления персоналом как создание таких условий работы, при которых работник получает удовольствие и удовлетворение от рабочего процесса.
Объект управления персоналом – персонал организации; работники организации, на которых направлены функции управления персоналом.
Субъект управления персоналом – кадровые службы организации, работники кадровых служб.
Функции управления персоналом – те направления, по которым производится воздействие на персонал организации. Можно выделить следующие специальные функции управления персоналом: подбор, отбор, наем, адаптация, обучение, оценка, планирование карьеры, увольнение и т. д.
Управление персоналом как система взаимодействует с другими управленческими системами организации.
Выделяют следующие группы методов управления персоналом:
• административные – методы, основанные на организационно-нормативных способах воздействия на сотрудника;
• экономические – методы, основанные на денежных способах воздействия на сотрудника;
• психологические – методы, основанные на психологических способах воздействия на сотрудника.
• социальные – методы, основанные на воздействии на сотрудника как члена коллектива.
2. ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
В практике и теории управления для обозначения сотрудников одной организации часто используют разные понятия. Многие авторы рассматривают эти понятия как синонимы.
Традиционно рассматривают три определения:
Персонал организации – совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.
Кадры – совокупность физических лиц, входящих в списочный состав организации.
Человеческие ресурсы организации – термин, характеризующий персонал организации с качественной стороны.
Трудовые ресурсы организации – несколько некорректное, но используемое понятие. Некорректность его состоит в том, что поскольку обычно рассматриваются трудовые ресурсы страны, региона, т. е. все трудоспособное население вне зависимости от того, работают ли они в настоящий момент, то потенциально трудовыми ресурсами организации можно было бы считать настоящих, прошлых и будущих сотрудников организации. Это понятие несколько умозрительно.
Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические, социальные и др.).
Персонал как объект управления состоит из рабочих групп (трудовых коллективов), которые, в свою очередь, образуются из нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом. Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной. Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы, а также других, более широких социальных объединений.
3. СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА
Персонал организации имеет сложную структуру: организационную, штатную, ролевую, функциональную, социальную. Все эти виды структур взаимосвязаны.
Организационная структура – состав и соподчиненность персонала по принадлежности к различным уровням управления и подразделениям, по месту в организационной структуре предприятия.
Функциональная структура – состав персонала в соответствии с разделением управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
Ролевая структура персонала характеризует сотрудников по коммуникационным и поведенческим ролям. Может быть разной в зависимости от выбранной ролевой модели (ролевая модель Р. М. Белбина, «колесо» Марджерисона-МакКенны и т. д.).
Социальная структура персонала определяет коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Возрастная структура характеризует долю лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала.
Структура персонала по стажу определяет доли лиц в персонале организации в зависимости от опыта их работы. Стаж может рассматриваться как стаж работы вообще, стаж работы в конкретной отрасли и стаж работы в конкретной организации.
Структура персонала по уровню образования предполагает выделение долей лиц со средним образованием, высшим образованием и др.
4. КОНЦЕПЦИЯ «КАДРЫ КАК РЕСУРСЫ»
На современном этапе развития науки о персонале основополагающей концепцией управления персоналом является концепция «кадры как ресурсы».
Персонал рассматривается как основное «богатство» предприятий, и, таким образом, ключевой ресурс любой экономики. Именно благодаря персоналу могут успешно развиваться конкурентоспособность и инновационные процессы предприятия, что является залогом успеха на рынке.
Концепция «кадры как ресурсы» отражает реальное повышение роли человека в производстве. Разработка и внедрение прогрессивных технологий и технических средств привели к изменению характера труда, который становится все более творческим и квалифицированным. В этих условиях результаты производства все больше зависят от мотивации, форм использования персонала в целом и каждого работника в отдельности.
Концепция «кадры как ресурсы» традиционно рассматривается в параллели с предыдущими концепциями рассмотрения кадров предприятия:
• Кадры как рабочая сила. Концепция характерна для тэйлоризма. Персонал предприятия рассматривается исключительно с точки зрения его основной функции.
• Кадры как персонал. Бюрократическое понимание персонала через должность, рассмотрение должности как основной характеристики сотрудников.
Основная цель новой концепции управления персоналом заключается в том, чтобы максимально эффективно использовать потенциал работников, создавая условия для наиболее полной их отдачи на работе в процессе трудовой деятельности.
5. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Кадровая политика – это правила и нормы, согласно которым происходит управление персоналом в организации.
Выделяют следующие виды кадровой политики: открытая и закрытая.
Открытая кадровая политика – организация прозрачная для новых сотрудников на любом уровне. Она характерна для органов государственного и муниципального управления.
Закрытая кадровая политика – организация допускает включение нового персонала только на низшем уровне, остальные уровни управления недоступны извне.
Можно определить следующие типы кадровой политики в зависимости от степени влияния кадровых норм на управление организацией:
• пассивная кадровая политика – кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий;
• реактивная кадровая политика – кадровая работа проводится в зависимости от симптомов негативного состояния организации;
• превентивная кадровая политика – кадровая работа направления на предупреждение негативных симптомов состояния организации;
• активная кадровая политика – рациональная кадровая политика, связанная с постоянным действием кадровых технологий.
Можно выделить также следующие уровни кадровой политики:
1) высший уровень – руководство организации (определение стратегии управления персоналом, общих характеристик кадровой политики);
2) средний уровень (функциональный уровень) – служба управления персоналом (нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом);
3) низший – руководители структурных подразделений (оперативное управление персоналом).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие"
Книги похожие на "Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Демидов - Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Управление персоналом. Шпаргалка. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.