Ирина Алебастрова - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Описание и краткое содержание "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена исследованию взаимосвязей и взаимовлияния конституционализма и социальной солидарности. Последняя оценивается автором как парадигма конституционализма, проявляющаяся во всех его принципах и институтах. В свою очередь, будучи порождением потребности общества в укреплении солидарности, реальный конституционализм выступает одним из важнейших факторов ее развития. Через призму проблематики социальной солидарности в книге рассмотрены история и концепции конституционализма, его основные принципы и институты, а также современные проблемы и тенденции его развития. Законодательство приведено по состоянию на январь 2015 г. Предназначена широкому кругу просвещенных читателей, интересующихся проблематикой конституционализма как одного из величайших культурных достижений человечества.
4) описательное (дескриптивное) представительство (descriptive representation) – обязанность войти в образ того, кого представляют, перевоплотиться, быть похожим на него (например, перевоплощение артиста в своего героя);
5) символическое представительство (symbolic representation) означает наличие у субъекта или объекта некоего свойства, которое вызывает в сознании образ группы или явления (например, лидер социальной группы ассоциируется с ней, тем самым ее представляя).
Уил отмечает, что любой из перечисленных видов должен соответствовать «принципу отзывчивоcти» (principle of responsiveness), предполагающему максимальный учет представителем интересов представляемого субъекта267.
Думается, что предложенную классификацию с целью унификации ее критериев можно представить и в укрупненном виде, объединив первые три вида представительства в категорию «активное или деятельное представительство», а два последних – в «пассивное или ассоциативное представительство». Следует отметить, что в чистом виде перечисленные виды представительства вряд ли встречаются. Скорее, можно говорить о доминировании (сущем и должном) в каждом конкретном случае какого-либо или каких-либо видов.
Все перечисленные виды представительства так или иначе получают отражение в праве, существуя во множестве его отраслей. При этом особым видом представительства является представительство политическое – представительство лицами, осуществляющими управление или участвующими в его осуществлении, управляемых. Представляется, что введение в политический и правовой оборот данной идеи, т. е. признание того, что политическая элита и политические лидеры при осуществлении управления должны руководствоваться не своими интересами, а интересами управляемых, означало огромное приращение в политической науке и практике социальной солидарности, поскольку оно стало обязывать правителей по меньшей мере учитывать интересы населения при осуществлении управления.
Политическое представительство тоже весьма многоаспектно. Его зачатки возникли в Древнем мире в форме выборности советов старейшин, вождей, князей, позже – царей и королей и их деятельности в общих общинных интересах. Такое представительство было уполномоченным или ответственным, а то и независимым – такое разнообразие объясняется тем, что концепция политического представительства в то время разработана еще не была. Во время утверждения абсолютных монархий политическое представительство почти ограничивалось символическим и независимым элементами. Со временем данные аспекты оказались недостаточными для осуществления эффективного управления, о чем свидетельствует то обстоятельство, что постепенно наряду с монархом и подчиненными ему министрами и наместниками в европейских странах на местном и центральном уровнях начинают действовать выборные коллегиальные органы. Сначала они выступали формой сословного представительства, которое было ответственным, что выражалось в императивном характере мандата избираемых сословиями депутатов. Дальнейшее развитие идеи солидарности в рамках политического представительства связано с трансформацией сословного представительства в народное. Такая трансформация произошла в новое время с образованием национальных государств и демократизацией политического процесса. Народное представительство стало осуществляться по-прежнему выборными коллегиальными органами, представляющими, однако, народ без различия сословий, что выразилось в провозглашении всеобщего и равного избирательного права. Соответствующий же орган стал называться на общенациональном уровне парламентом. Народное представительство стало уполномоченным (что выразилось в отмене и запрете императивного мандата). В этом состояла и состоит его главная идея, однако в большей или меньшей степени в нем (как и в рамках политического представительства вообще) всегда присутствовал и присутствует элемент независимого представительства. Это политическое представительство той части населения, которое осознанно выразить свои интересы не в состоянии по разным причинам. На этапе раннего конституционализма элемент независимого представительства в представительстве народном был весьма значительным: считалось (и не без оснований), что интересы не только детей и недееспособных, но и юношества, женщин, малоимущих граждан, осужденных способны лучше выразить и представить не сами они, а зрелые образованные собственники как люди самостоятельно мыслящие и действующие, а потому – ответственные. Со временем по мере расширения избирательного корпуса, т. е. утверждения всеобщего избирательного права по причинам, которые будут подвергнуты анализу в следующей главе настоящего монографического исследования, зона независимого представительства в рамках представительства народного стала сокращаться, что продолжается по настоящее время. Разумеется, такое сокращение в пользу сферы применения представительства уполномоченного следует рассматривать как одно из проявлений укрепления в демократическом обществе солидарности.
Пятым видом политического представительства (наряду с древним родовым, сословным, независимым монархическим, народным) является представительство социалистическое, в котором доминируют ответственное и дескриптивное представительство. Следует, однако, отметить, что дескриптивный элемент непросто сочетается со свободными альтернативными выборами и задачами эффективного управления, выступающими более значимыми ценностями, чем отражение социальным составом депутатского корпуса структуры самого населения (впрочем, разительный контраст здесь также неуместен, о чем свидетельствуют в настоящее время стремление как законодательства, так и политических партий к расширению гендерного, возрастного и этнического разнообразия депутатского корпуса). Ответственное же представительство, обеспечиваемое императивным характером парламентского мандата, в условиях однопартийной системы оказалось декларативным, при реальной же многопартийности оно имеет в качестве оборотной стороны опасность нестабильности управления. Впрочем, элемент ответственного представительства в рамках народного представительства в несколько завуалированном виде присутствует всегда: в условиях периодически проводимых выборов полное невнимание к пожеланиям и требованиям избирателей чревато для выборных лиц и политических партий неуспехом на следующих выборах.
Итак, народное представительство – это особый вид политического представительства, а именно управленческая деятельность лиц, уполномоченных населением в лице избирательного корпуса, состав которого ограничен лишь соображениями здравого смысла, по выражению интересов населения и сменяемых посредством периодически проводимых выборов.
Органы, которые включают таких уполномоченных, называются органами народного представительства. Как видно из приведенной логики соотношения терминов «политическое представительство» и «народное представительство», органы, действующие в рамках народного представительства, наиболее точно и уместно именовать органами народного представительства, поскольку представительные органы – это органы, действующие в рамках любого типа политического представительства (включая как народное, так и сословное, социалистическое и т. д.). Представляется, что в широком смысле к числу таких органов можно относить все выборные органы – как коллективные, так и индивидуальные – занимающиеся общими вопросами управления, т. е. политикой, а именно президентов и парламенты на высшем уровне государственной власти. Такую позицию в одном из своих решений занял Конституционный Суд РФ, заявив, что в силу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ является представителем всего народа268. Более того, в самом широком смысле органами народного представительства, видимо, есть основания считать вообще все органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку все они должны в своей деятельности выражать интересы народа (а никак не свои собственные). Данная позиция получила отражение в Конституции РФ: ч. 2 ст. 3 Конституции характеризует все органы публичной власти, действующие в РФ, как косвенную форму народовластия. Придерживается ее и Конституционный Суд РФ: каждый орган публичной власти связан общим принципом деятельности в соответствии с правомерными интересами народа269. Однако с учетом того, что в наибольшей степени для выражения и согласования различных интересов населения приспособлены органы, являющиеся одновременно и выборными, и коллегиальными, в строгом смысле органами народного представительства следует считать только парламенты и подобные им органы на более низких уровнях публичной власти, что признано как большинством ученых, так и законодательством. Например, Конституция РФ характеризует в качестве представительного из всех федеральных органов только Федеральное Собрание (ст. 94). Именно благодаря наибольшим возможностям по выражению интересов населения таким органам доверено принимать общеобязательные нормы в виде законов, формировать многие иные важнейшие органы государственной власти или участвовать в таком формировании и контролировать их деятельность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Книги похожие на "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Алебастрова - Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография"
Отзывы читателей о книге "Конституционализм как правовое основание социальной солидарности. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.