Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Издание содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Обществознание». Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для школьников, студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
Кроме вышеописанного, существуют еще два крайних подхода к определению роли свободы личности в жизни человека и общества:
– волюнтаризм оставляет за человеком минимальное количество ограничений, нивелируя практически все внешние факторы;
– фатализм предполагает априорную предопределенность всех событий и явлений, отказывая человеческой воле в особом значении.
22. Потребности человека
Любая деятельность вызвана определенными причинами – мотивами – и обеспечивает реализацию каких-то потребностей человека, в основе которых лежат инстинкты:
– витальные, т. е. обеспечивающие жизнедеятельность индивида;
– социальные, обеспечивающие необходимость общения с себе подобными;
– интеллектуальные, связанные со стремлением познать окружающий мир.
Потребности, соответственно, чаще всего условно делятся на биологические, социальные и духовные. А. Маслоу предложил делить потребности на первичные и вторичные («пирамида Маслоу»). Первичные – врожденные: физиологические (пища, вода, воздух, воспроизводство и т. п.) и экзистенциальные (потребность в безопасности, комфорте и т. п.). Вторичные – приобретенные: социальные (общение), престижные (необходимость самоуважения, успеха и т. п.), духовные (желание самовыражения).
Психологи выделяют еще потребности подлинные и мнимые. Первые ведут к активной созидательной деятельности, вторые – к деградации личности и общества.
Кроме названного, выделяют интересы, т. е. осознанные потребности людей, направленные на важные для них явления и предметы. Интересы группируют:
– по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные);
– по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные);
– по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности);
– по возможностям осуществления (реальные и мнимые).
23. Возможности и способности человека
Под способностями понимают те личностные особенности, которые позволяют человеку успешно осуществлять какой-либо вид деятельности, причем это касается не только имеющихся у индивида знаний и навыков, но и быстроты и глубины усвоения новых методов и приемов работы.
Способности подразделяют на общие и специальные. Последние включают в себя:
– учебные;
– творческие;
– умственные и специальные;
– математические;
– конструктивно-технические;
– музыкальные (технические и слуховые);
– литературные;
– художественно-изобразительные;
– физические;
– парапсихологические (экстрасенсорные).
Способности не являются врожденными, а развиваются в процессе деятельности, чаще всего на основе специфических анатомо-физиологических характеристик индивида – задатков (причем одни и те же способности могут развиваться на основе разных задатков, а из одних из тех же задатков могут происходить разные способности). Уровни развития способностей условно можно разделить на репродуктивный (предполагает умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности) и творческий (предполагает возможность создания чего-то оригинального, особенного).
Стадии развития способностей:
– задатки;
– способности;
– одаренность;
– талант;
– гениальность.
Способности тесно связаны с общей направленностью личности – системой устойчивых побуждений, стремлений и избирательности активности человека в какой бы то ни было области.
24. Одаренность, талант, гениальность
Одаренность – совокупность личностных качеств, способностей, обеспечивающих успешное выполнение какой-либо деятельности и усвоение новых знаний и навыков в этой области. Замечено, что одаренность в разных сферах развивается неравномерно, например, способности музыкальные или художественные проявляются у детей раньше других.
Талант – это следующий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Обычно о таланте говорят, судя по итогам деятельности, когда человек смог достичь принципиально новых результатов, использовал оригинальный подход или методику.
О гениальности говорят, как правило, как о высшей степени проявления общих или специальных способностей личности, результаты деятельности которой заметно влияют на культурную картину какого-либо исторического периода или эпохи. В отличие от таланта, проявляющегося обычно в какой-то одной области, гениальность касается всех аспектов деятельности личности; при этом многие ученые отмечают сходство поведения гениев и людей с психическими отклонениями.
В основе и одаренности, и таланта, и гения лежит способность человека к творческой деятельности – креативность, т. е. способность человека порождать новые идеи, нестандартно решать поставленные задачи, мыслить вне привычных схем.
Все эти явления крайне сложны и постоянно подвергаются исследованиям, в связи с чем их определений и объяснений довольно много, и невозможно выделить единственно верное.
25. Характер, темперамент
Характер – это вся совокупность устойчивых черт личности, проявляющихся в ее деятельности и поведении. Основа формирования характера – темперамент, т. е. общая направленность воли и деятельности человека. В структуре темперамента выделяют импульсивность (сила побуждений, скорость их перехода в действие и устойчивость их проявления) и впечатлительность (сила и длительность воздействия полученных впечатлений и ощущений), а сами темпераменты традиционно подразделяют на сангвиников, меланхоликов, холериков и флегматиков. Вокруг этого стержня группируются эмоционально-волевые и интеллектуальные свойства характера.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"
Книги похожие на "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Филатова - Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.