Василий Зверев - История России. Краткий курс

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История России. Краткий курс"
Описание и краткое содержание "История России. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.
Пособие излагает основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до настоящего времени. Оно адресовано абитуриентам и старшеклассникам, готовящимся к сдаче экзаменов, и поможет им систематизировать и дополнить полученные знания. Объем информации соответствует школьной программе. Задача пособия – просто, доступно и по возможности кратко представить материал для быстрого и целенаправленного усвоения. Для этого наиболее значимые события, даты, понятия, имена, названия художественных произведений и т. п. выделены в тексте курсивом. В конце пособия даны словарь понятий, а также хронологическая таблица, которые помогут закрепить и активизировать усвоенные знания.
Тема: Культура и искусство в XVII в
Вопросы:
1. Материальная культура и архитектура
2. Духовная культура
1. Материальная культура и архитектура
XVII в. занимает особое место в истории России. В это столетие начался переход от эпохи средневековья к новому времени. Традиционное мировоззрение, быт, нормы поведения, морали подвергались проверке на прочность. Новые веяния в жизни страны сочетались со стариной, что создавало неповторимый колорит, накладывало свой отпечаток на происходившие события, характер людей.
Отличительной чертой XVII в. стало активное развитие городов. В них широкое распространение получили ремесла, торговля. Здесь же формировался новый тип личности, освобождавшейся от религиозных предрассудков и рассчитывавшей в жизни на свой опыт, умения и смекалку.
Существенное влияние на культуру и искусство XVII в. оказало проникновение научных знаний. Другими важными факторами в формировании новых культурных тенденций явились церковный раскол и усиление контактов с другими странами и народами.
Процесс освобождения от духовного диктата религиозных верований и усиления светских начал получил название «обмирщения» культуры.
В материальной сфере усвоение технических новшеств позволило добиться значительных сдвигов в превращении ремесла в мелкое товарное производство. Особенно быстрый прогресс наблюдался в изготовлении огнестрельного и холодного оружия. Русские мастера наладили выпуск современных видов пушек, мушкетов, пищалей, сабель, пик.
По-прежнему высоко ценились произведения ювелиров. Созданные в Москве Золотая и Серебряная палаты Оружейного приказа изготавливали различные предметы, предназначенные для царского обихода. Большое значение имела чеканка монет.
Высокого уровня достигло литье колоколов. Литейщик К. Самойлов изготовил по царскому указу колокол весом в 12 500 пудов. Широко была распространена резьба по моржовой кости. Косторезы готовили на заказ ларцы, шахматы, шкатулки, пользовавшиеся большим спросом среди состоятельного населения.
В XVII в. центрами массового производства изделий из льна и пеньки стали Псков, Новгород, Ярославль и др. города. Льняные ткани, холст, канаты шли на продажу не только внутри страны, но вывозились и за рубеж.
Невиданный ранее размах получило каменное строительство. Кирпичные здания все чаще стали приходить на смену деревянным теремам бояр и дворян в городах.
Потребность в стекле привела к его широкому изготовлению. Уже в 30-е гг. в стране был построен первый стекольный завод.
В XVII в. образовались группы высококвалифицированных мастеров в различных отраслях производства. В России создавались предпосылки для кардинальных изменений в материальной культуре.
В архитектуре, как и в других областях искусства, были заметны признаки обмирщения и возрастания влияния светской культуры. Гражданское строительство приобрело невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. В качестве строительного материала архитекторы использовали как дерево, так и камень.
Выдающимся творением эпохи стал деревянный дворец в с. Коломенском (1667–1678). Он был сооружен под руководством С. Петрова и И. Михайлова. Дворец представлял собой уникальное строение, выполненное в лучших традициях деревянной архитектуры. В нем насчитывалось 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Дворец простоял почти сто лет и был разобран в 1768 г.
В деревянном зодчестве проявлялась живая игра воображения, декоративные элементы казались пришедшими из народных сказок. Такие украшения придавали зданиям праздничный, жизнерадостный вид. Проникали они и в каменное светское строительство. Внешний вид построек терял строгость и приобретал изысканную нарядность. Выдающимся сооружением XVII в. стал Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636). Он был построен Б. Огурцовым и Т. Шарутиным.
Черты обмирщения были заметны и в церковном зодчестве. Верхняя часть шатровых храмов еще более вытягивалась вверх, что придавала им легкость, устремленность к небу. Типичной для первой половины XVII в. стала Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), которую называли дивной. Также изящна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635–1638). Подлинным шедевром русских мастеров является церковь Троицы в Никитниках (1628–1631) в Москве. Живописная композиция, декоративность убранства, шатровое завершение колокольни придавали ей праздничный вид, который плохо сочетался с церковным аскетизмом. Собор в Никитниках оказал влияние на целый ряд культовых построек в столице и на периферии.
Стремление к декоративности и нарядности проникло и в крепостное строительство. Перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624–1625 гг. англичанин Ф. Галовей и Б. Огурцов возвели Спасскую башню в его нынешнем виде. Появились шатры и на других башнях Кремля. Вокруг Москвы было создано несколько монастырских ансамблей – Симонов, Новодевичий, Донской и др.
Однако красочность и живописность храмовых построек вызвала недовольство патриарха Никона. Он считал одним из средств возвышения церкви строительство величественных культовых сооружений. В 1652 г. было запрещено возведение шатровых храмов. За эталон была взята монументальность собора «гроба Господня» в Иерусалиме. Именно в таком стиле был выстроен Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой.
Но шатер не исчез из русского зодчества. Он активно использовался в строительстве колоколен. А вдали от столицы продолжалось сооружение и шатровых церквей. Они сохранились на севере (гг. Кострома, Ярославль и др.). К их числу относятся храмы Ильи Пророка (1647–1650) в Ярославле, Иоанна Предтечи в Толчкове (1671–1687), Иоанна Златоуста (1649–1654) в Коровниках.
Культовые сооружения, как правило, украшались резьбой по камню, который называли «каменным узорочьем». Использовались для этой цели и изразцы.
Творческий поиск русских мастеров завершился в конце XVII в. переходом к новому стилю – московскому («нарышкинскому») барокко. В нем особенно явно проявилось освобождение от канонов средневекового зодчества и стремление к декоративности. К лучшим образцам московского барокко относится церковь Покрова в Филях (1693–1694).
2. Духовная культура
В духовной области произошли не менее значимые изменения. Бурные события XVII в. оставили заметный след в памяти народа. Смута, народные выступления были запечатлены в песнях, сказаниях легендах. Особое место в фольклоре занимали пословицы и поговорки. В них давалась оценка качеств людей, общественных отношений, власти, церкви. Меткость наблюдений, точность формулировок, простота литературной формы позволили сохраниться наиболее значимым произведениям этого жанра устного народного творчества до наших дней: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», «Соловья баснями не кормят», «Молебен пет, а пользы нет», «Наказал бог народ – наслал воевод».
Потребность в грамотных людях заставила обратить внимание на их подготовку. Обучение чтению, письму, счету в основном проводилось на дому. Но во второй половине столетия стали появляться и государственные школы, где готовились служащие приказов и других учреждений. Для этих целей активно использовались букварь В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого и таблицы умножения. В 1687 г. греческими учеными братьями И. и С. Лихудами была основана Славяно-греко-латинская академия.
Но основная масса населения все-таки оставалась неграмотной. По подсчетам отечественных историков, наиболее образованными в XVII в. были купцы и помещики (96 и 65 %). Затем следовали посадские люди (40 %). Среди крестьян лишь 15 % умели читать. А на последнем месте находились стрельцы, пушкари и казаки (1 % грамотных).
Вместе с ослаблением влияния церкви и распространением грамотности продолжалось накопление научных знаний. Особенно ценились сведения, которые находили применение в разных областях деятельности: строительстве, торговле, врачебном и военном деле.
Значимым событием стал выпуск в 1621 г. составленного О. Михайловым «Устава ратных и пушечных дел». В этой книге содержалась информация об организации войска, приемах ведения боя, устройстве артиллерии, способах изготовления взрывчатых веществ. Приводились в «Уставе» математические вычисления, необходимые для определения расстояния и размеров объектов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России. Краткий курс"
Книги похожие на "История России. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Зверев - История России. Краткий курс"
Отзывы читателей о книге "История России. Краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.