» » » » Василий Зверев - История России. Краткий курс


Авторские права

Василий Зверев - История России. Краткий курс

Здесь можно купить и скачать "Василий Зверев - История России. Краткий курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Зверев - История России. Краткий курс
Рейтинг:
Название:
История России. Краткий курс
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История России. Краткий курс"

Описание и краткое содержание "История России. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.



Пособие излагает основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до настоящего времени. Оно адресовано абитуриентам и старшеклассникам, готовящимся к сдаче экзаменов, и поможет им систематизировать и дополнить полученные знания. Объем информации соответствует школьной программе. Задача пособия – просто, доступно и по возможности кратко представить материал для быстрого и целенаправленного усвоения. Для этого наиболее значимые события, даты, понятия, имена, названия художественных произведений и т. п. выделены в тексте курсивом. В конце пособия даны словарь понятий, а также хронологическая таблица, которые помогут закрепить и активизировать усвоенные знания.






Искусно был выстроен Ф. Конем Смоленский Кремль, который назывался современниками «ожерельем земли русской».

Но XVI в. стал не только временем интенсивного развития крепостной архитектуры. В первой половине столетия происходило заметное изживание местных особенностей, завершалось формирование общерусской школы зодчества. После многовекового господства крестово-купольной системы в строительстве храмов в России стали воздвигаться каменные шатровые церкви без внутренних столпов. Устремленные к небу, стройные и нарядные, они создавались во многом по образу и подобию деревянных соборов, но не были механическим их копированием. К числу шедевров шатрового стиля относятся церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) и храм Иоанна Предтечи в селе Дьяково (середина XVI в.) под Москвой.

Новая страница в истории русской архитектуры была открыта изумительным по красоте и нарядности Покровским собором «на рву» (1555–1561), более известным как собор Василия Блаженного. Построить храм приказал Ивана Грозный в честь одержанной победы над Казанским ханством. Его создателями стали русские мастера Барма и Постник Яковлев. Этот уникальный памятник архитектуры настолько неординарен, что мало походит на традиционное культовое сооружение, и его часто сравнивают с букетом цветов или яркими плодами русской природы.

2. Духовная культура

События бурного XVI в. отразились в устном народном творчестве. Значительное число песен было посвящено личности Ивана IV. Его образ в фольклоре также противоречив, как был противоречив и сам грозный царь. Он предстает то мудрым, справедливым борцом против боярского притеснения и самовластья, то жестоким и немилосердным тираном. Наряду с этой темой в народных сказаниях звучат мотивы прославления героизма и мужества русских воинов в борьбе с иноземными врагами. Именно в это время перерабатываются былины Киевской Руси. В них Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, наделенные качествами людей XVI в., вступают на защиту русских земель. Появились народные произведения, прославляющие реальных личностей, например, Ермака Тимофеевича, и реальные события (взятие Казани, оборона Пскова).

Укрепление центральной власти потребовало создания сильного аппарата управления. В связи с этим стала ощущаться нехватка грамотных и образованных людей. Для обучения стали активно использоваться специальные грамматики и арифметики, которые приходили на смену псалтырю и евангелию. Но рукописные книги были дороги, и на их написание уходило много времени. В стране назрела необходимость организации книгопечатания. По мнению отечественных ученых, первые книги были изданы еще в 1553 г. Но только через десять лет была построена специальная типография, где И. Федоров и П. Мстиславец выпустили «Апостол», а затем «Часословец». В дальнейшем их дело было продолжено Невежей Тимофеевым и Никифором Тарасиевым. В общей сложности во второй половине XVI в. было опубликовано около 20 наименований книг.

Развитие русского государства требовало использования различных научных знаний: математики, географии, медицины и др. Так для земледелия были крайне важны оценки качества почвы, для торговли – арифметические вычисления и сообщения о торговых путях, для лечения людей – сведения о человеческом теле и симптомах болезней. Рациональное понимание мира все настойчивее соперничало с религиозным мировоззрением. Но и церковь стремилась не терять своего влияния на умы людей. По инициативе митрополита Макария был создан свод житий святых «Великие Четьи-Минеи», ставший своего рода религиозной энциклопедией. В это произведение были также включены разные поучения и церковные книги.

Но в самой церкви в XVI в. не прекращалась начавшаяся полемика между нестяжателями и иосифлянами. Продолжателем дела Нила Сорского стал Вассиан Патрикеев. Он выступал не только против накопления церковных богатств, но и высказывался в защиту земельной собственности светских феодалов. Эти идеи поддерживались талантливым переводчиком и публицистом Максимом Греком, прибывшим в Россию для исправления церковных книг. В своих работах он обличал богатство церкви, пьянство и роскошь монахов. Во главе иосифлян в начале XVI в. стоял митрополит Даниил. Его также беспокоил моральный облик служителей церкви. Но призывы нестяжателей к церковной бедности вызывали его гнев и несогласие. Митрополиту Даниилу удалось добиться осуждения на церковном соборе в 1531 г. Патрикеева и Грека. Они оба были отправлены в ссылку, где Вассиан умер, а Максим был освобожден лишь после воцарения Ивана IV.

Как и прежде, существовали в XVI в. ереси. В них воплощались наиболее радикальные взгляды современников. Так дворянин Матвей Башкин отвергал иконопочитание, критически относился к «священному писанию», не соглашался с идеей о превосходстве церковной власти над светской. За свои взгляды он был проклят и сослан в Волоколамский монастырь. Еще большее недовольство вызвало учение Феодосия Косого. Он не признавал троичности бога, не находил в Христе божественного начала, а считал его простым человеком, сомневался в бессмертии души. Обвиняя священников в лицемерии, Феодосий Косой проповедовал равенство людей, осуждал войны и насилие. Ему грозила неминуемая смерть, и лишь бегство из страны спасло его от расправы.

Споры внутри церкви и еретические проповеди заставляли наиболее дальновидных церковнослужителей искать компромисс. Это было необходимо как для укрепления пошатнувшегося авторитета православия, так и для поддержки царской власти. Выразителем таких настроений стал духовник Ивана Грозного протопоп Сильвестр. В своих посланиях к царю он призывал его стать мудрым государственным правителем, но при этом подчеркивал, что царская власть должна постоянно находиться под влиянием церкви. Не были чужды Сильвестру и элементы нестяжательской идеологии. Так, он высказывался в пользу ограничения монастырского землевладения. Ему приписывают также составление свода моральных норм и правил ведения хозяйства – «Домострой». В этом произведении были зафиксированы практические советы, давались наставления и рекомендации супругам по рачительному отношению к имуществу, покупке товаров, приготовлению пищи, воспитанию детей и т. п. Тем самым церковь по-прежнему оставляла за собой право вмешательства в семейную жизнь верующих, контроль повседневного поведения мирян.

Но вместе с этим все большее значение в жизни государства приобретала общественно-политическая мысль. Ее роль проявилась, например, в обосновании необходимости реформ в середине века. В то время как «Избранная рада» работала над проведением целого ряда преобразований, Ивану Грозному была подана челобитная. Ее автор Иван Пересветов, используя иносказательность, выступал против засилья в государстве аристократии. Он заявил о себе как сторонник централизованной дворянской монархии во главе с мудрым и сильным царем. Тем самым он стал выразителем интересов набиравшего силу сословия, которое стремилось оттеснить от власти родовитую знать, связывало свое благополучие и влияние с личностью государя. Кроме того, Пересветов нарисовал картину реформирования всей системы службы: от наделения дворян землей до создания регулярного войска.

В XVI в. происходило и дальнейшее идеологическое обоснование царской власти в России. По указанию и при участии Ивана Грозного была составлена «Царственная книга». В этой большой и богато украшенной иллюстрациями рукописи большое внимание уделялось боярским заговорам, препятствовавшим благоденствию государства, и всячески прославлялось укрепление самодержавия.

Однако усиление царской власти встречало далеко не однозначную реакцию в среде родовитой знати. Бежавший в Литву Андрей Курбский, направил Ивану Грозному ряд посланий, в которых развивал мысль о том, что государь должен править вместе с мудрыми советниками. Он решительно выступал против самовластия царя, обличал его грехи и преступления. В ответных письмах Иван Грозный доказывал божественность происхождения царской власти, которая могла быть, по его мнению, только неограниченной. Полемика между этими двумя неординарными личностями стала выдающимся литературным произведением эпохи. В переписке тесно переплетены публицистичность и яркость стиля, темперамент и логика доказательств. Оба автора ожесточенно отстаивали свои взгляды, не желая идти ни на какие компромиссы. Литературная война становилась продолжением войны за форму государственной власти в стране.

Живопись XVI в. подвергалась постоянному контролю со стороны церкви, что приводило к закреплению канонов письма. Мелочная регламентация ограничивала творческую фантазию мастеров. В Новгороде, Пскове и других городах еще сохранялись старые традиции, но и там усиливались господствующие приемы живописи. Поэтому наиболее значимые произведения создавались в рамках новых художественных направлений. К их числу относилась так называемая «строгановская школа», которая главное внимание обращала на живописную технику. Для нее наиболее характерно мастерство внешнего исполнения: изображение утонченной красоты фигур, красочная роспись одежд и т. п. Искусство «строгановской школы» во многом было реакцией на утверждение официальной церковной живописи. При взгляде на такие иконы у верующего в первую очередь возникало ощущение красоты, а не религиозные чувства. Наряду со «строгановской школой» получила распространение и «годуновская школа», стремившаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца XV в.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История России. Краткий курс"

Книги похожие на "История России. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Зверев

Василий Зверев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Зверев - История России. Краткий курс"

Отзывы читателей о книге "История России. Краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.