Василий Зверев - История России. Краткий курс

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История России. Краткий курс"
Описание и краткое содержание "История России. Краткий курс" читать бесплатно онлайн.
Пособие излагает основные события и проблемы российской истории с древнейших времен до настоящего времени. Оно адресовано абитуриентам и старшеклассникам, готовящимся к сдаче экзаменов, и поможет им систематизировать и дополнить полученные знания. Объем информации соответствует школьной программе. Задача пособия – просто, доступно и по возможности кратко представить материал для быстрого и целенаправленного усвоения. Для этого наиболее значимые события, даты, понятия, имена, названия художественных произведений и т. п. выделены в тексте курсивом. В конце пособия даны словарь понятий, а также хронологическая таблица, которые помогут закрепить и активизировать усвоенные знания.
Становление московской архитектурной школы приходится на вторую четверть XIV в., когда были построены два небольших каменных храма в Кремле. Возводя церкви, зодчие испытывали влияние владимиро-суздальских мастеров. Одновременно с этим брались на вооружение и приемы новгородцев: ранние сооружения в Москве также скромно орнаментированы. Но, воспринимая лучшее, москвичи вносили и свой вклад в формирование общерусского стиля. Здесь впервые стали использовать в строительстве высокий цоколь, одним из основных декоративных элементов стал кокошник. Среди памятников московского зодчества выделяются собор Успения на Городке в Звенигороде (1399–1400), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422), Спасский собор Спас-Андроникова монастыря (1425–1427). Наиболее сильное впечатление производит архитектура Спасского собора, которая по праву считается вершиной строительного мастерства этого времени. Среди фортификационных сооружений нельзя не упомянуть о первом на Руси каменном Кремле, выстроенном всего за два года (1365–1367).
Русская живопись второй половины XIII – середины XV вв. характеризуется дальнейшим развитием лучших традиций художественной культуры и становлением единых принципов, присущих русскому изобразительному искусству. Наибольшее влияние на их формирование оказало творчество великих живописцев Феофана Грека и Андрея Рублева (около 1360–1430).
Ф. Грек приехал на Русь из Константинополя и принес с собой навыки и приемы византийского искусства. Соединив их с элементами, присущими русской живописи, он сумел создать неповторимые произведения и стать крупнейшим мастером. Творчество Грека проникнуто философскими размышлениями, ему свойственно эмоциональность и глубокое проникновение в духовный мир человека. Свою деятельность Грек начал в Новгороде, где им были расписаны несколько храмов, в том числе церковь Спаса на Ильине-улице. В дальнейшем он перебрался в Москву, где в полной мере раскрылся его талант. Работа над фресками церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенских соборов, создание икон навеки закрепили за ним славу великого творца.
В немалой степени творчеством Грека было подготовлено и появление гениального русского живописца А. Рублева. Его кисти принадлежат росписи Успенских храмов во Владимире и Звенигороде, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спассо-Андроникова монастыря. В отличие от бурной и темпераментной живописи Грека для Рублева характерна мягкость и лиричность, ясность и точность сюжетных линий, чистота красок, простота и лаконизм. Великим воплощением духовных поисков художника стала «Троица». В этой иконе нашли выражение идея мира и человеколюбия, готовность на самопожертвование и духовный подвиг.
2. Москва и становление русской национальной культуры во второй половине XV – начале XVI вв
Образование единого русского государство требовало создания государственной идеологии, теоретического обоснования величия власти. Эти темы стали главными в «Сказании о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что московские государи ведут свою родословную от римского императора Августа и по знатности происхождения ни в чем не уступают европейским правителям. Одновременно с этим произведением появилась и тесно с ним связанная версия о Москве как «третьем Риме». Она была сформулирована игуменом Псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Согласно его взглядам, существовало три центра христианства: древний Рим, павший в результате отступления от истинного учения, Византия, которая потеряла право быть таким центром после заключения унии с католической церковью, и Москва, оставшаяся единственной хранительницей православия. А четвертому Риму не бывать! Эта теория не только подчеркивала мировое значение русского государства, но и особую роль православной церкви в жизни страны.
В конце XV— начале XVI вв. этот вопрос стал одним из самых главных в общественно-политических дискуссиях. Его обсуждение началось в церковной среде и было связано с все более увеличивающимися земельными владениями и богатством монастырей. Часть церковнослужителей выступила с проповедью аскетизма и нравственного самосовершенствования монахов. Выразителем их взглядов стал Нил Сорский. В его проповедях содержались требования добывать средства к жизни своими руками, отрешиться от всего мирского, избавиться от человеческих пороков. Нил Сорский выступал за бедную церковь. Он и его последователи стали называться «нестяжателями». Но их взгляды не разделялись другой частью церковнослужителей. Они резко отрицательно отнеслись к призывам отказаться от земного богатства. Эта группа получила название «иосифляне» по имени Иосифа Санина, игумена Волоцкого монастыря.
В начале великокняжеская власть в лице Ивана III поддержала взгляды «нестяжателей», поскольку была заинтересована в новых земельных владениях, пригодных для раздачи феодалам. Но в дальнейшем вынуждена была отказаться от этой поддержки в обмен на помощь церкви в деле укрепления государства.
Но, несмотря на все расхождения во взглядах между «нестяжателями» и «иосифлянами», они вместе выступали против появлявшихся в это время ересей. К их числу относилась ересь жидовствующих. В ней было много от идей стригольников. Не случайно, что и появилась она в Новгороде. Жидовствующие отрицали христианский догмат о троичности бога, подходили к объяснению многих вопросов человеческой жизни с рационалистических позиций, отказывались признавать священными иконы, мощи, не следовали церковным обрядам.
Влияние еретических идей ощущалось и в Москве, где существовал кружок Федора Курицына. Его члены уделяли большое внимание осуждению земельных владений церкви и критике церковных иерархов. За свои взгляды еретики были осуждены в 1504 г. на церковном соборе и некоторые из них – сожжены.
Вторая половина XV— начало XVI вв. стали временем оформления общерусского архитектурного стиля. Его формирование происходило под влиянием итальянского зодчества. Превращение Москвы в центр единого русского государства требовало создания монументальных произведений, подчеркивающих ее первенство на Руси и ставящих город в один ряд с другими столицами Европы. Для этой цели Иван III пригласил из Италии наиболее известных и талантливых мастеров. Среди них особенно выделялся Аристотель Фиорованти. Им был воздвигнут главный храм страны – Успенский собор (1475–1479). При его создании Фиорованти сумел соединить новации европейской архитектуры с традициями русского зодчества. В результате этого легкость постройки сочеталась с мощью и простотой. Итальянский архитектор поделился с русскими мастерами секретами выделки кирпича, научил готовить хороший строительный раствор, возводить кирпичную кладку, использовать новые технические приспособления.
Наряду с Успенским собором итальянцем Алевизом Новым был воздвигнут Архангельский собор (1506–1508), усыпальница русских великих князей и царей. Колокольня Ивана Великого была построена в 1505–1508 гг. Бон Фрязиным. Предназначенное для торжественных приемов здание Грановитой палаты (1487–1491) было создано Марко Руффо и Антонио Солари.
Вместе с итальянскими мастерами в Москве трудились и русские зодчие. Псковичи построили Благовещенский собор (1484–1489), ставший домовым храмом великих государей. Он выполнен в традиционных русских мотивах. Внутри особое внимание привлекают иконы, написанные еще А. Рублевым и Ф. Греком, а также уникальный яшмовый пол. Кроме Благовещенского собора русские архитекторы создали церковь Ризположения (1484–1486).
Ансамбль Соборной площади в московском Кремле – один из самых красивых и гармоничных в мире. Он стал запечатленным в камне гимном силе и могуществу русского государства.
Наследие Ф. Грека и А. Рублева было воспринято и продолжено в творчестве Дионисия (около 1440 (или 1450) – после 1519). Его кисти принадлежат росписи Успенского собора в Москве, фрески церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре. Но в работах Дионисия уже в большей степени проявилось влияние официальной идеологии. А стремление к внешней красоте и декоративности усиливало стилизацию изображений. Этим Дионисий отличался от глубоких философских поисков предшественников.
Тема: Государственный строй и внутренняя политика России в конце XV – первой трети XVI вв
Вопросы:
1. Государственный строй
2. Внутренняя политика России в первой трети XVI в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России. Краткий курс"
Книги похожие на "История России. Краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Зверев - История России. Краткий курс"
Отзывы читателей о книге "История России. Краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.