» » » » И. Грибоедова - Беларусь 2020: наука и экономика


Авторские права

И. Грибоедова - Беларусь 2020: наука и экономика

Здесь можно купить и скачать "И. Грибоедова - Беларусь 2020: наука и экономика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Грибоедова - Беларусь 2020: наука и экономика
Рейтинг:
Название:
Беларусь 2020: наука и экономика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1821-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беларусь 2020: наука и экономика"

Описание и краткое содержание "Беларусь 2020: наука и экономика" читать бесплатно онлайн.



Концепция «Беларусь 2020: наука и экономика» отражает основные приоритеты научно-технического и социально-экономического развития Республики Беларусь, реализация которых предполагает построение постиндустриального общества на основе качественного и сбалансированного роста, формирования новой экономики и обеспечения повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Издание будет полезно для руководителей всех уровней, специалистов органов государственного управления, научных работников и аспирантов.






Выбор направления в качестве приоритетного означает необходимость концентрации на нем всех видов национальных ресурсов. Отсюда проистекает принципиальное требование к величине расходов на исследования и разработки, которая должна быть сопоставима со странами – технологическими лидерами, к числу которых Беларусь намеревается примкнуть, по крайней мере, по отдельным научно-технологическим направлениям.

Беларусь, Россия и Казахстан имеют сопоставимые, хотя и не гармонизированные приоритеты научно-технической деятельности (табл. 1).

Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года предусматривает следующие магистральные направления развития науки, техники и технологий:

1. Авиационно-космические и транспортные системы (4 позиции);

2. Безопасность (8 позиций);

3. Живые системы (5 позиций);

4. Индустрия наносистем (5 позиций);

5. Информационно-телекоммуникационные системы (6 позиций);

6. Медицина и здравоохранение (4 позиции);

7. Производственные технологии и промышленная инфраструктура (7 позиций);

8. Рациональное природопользование (4 позиции);

9. Социальная инфраструктура (4 позиции);

10. Энергетика, энергоэффективность и энергосбережение (4 позиции).


Таблица 1. Сопоставление приоритетов научно-технической деятельности и науки Беларуси, России и Казахстана




Общемировые приоритеты в порядке частоты упоминаний:

информационные и телекоммуникационные технологии;

биотехнологии;

нанотехнологии;

энергетика (в том числе и ядерные технологии);

новые материалы;

обороноспособность и национальная безопасность.

Таким образом, приоритеты формируемого Евразийского экономического союза в целом соответствуют общемировым научно-технологическим трендам. При этом перечни критических технологий России периодически пересматриваются в сторону сокращения количества (в 1996 г. – 70 позиций; в 2002 г. – 52, с последующим сокращением до 34; в 2011 г.-27).

Актуальна задача оптимизации приоритетов и для Беларуси. В 2011–2015 гг. приоритетными являлись 45 макротехнологий и 307 критических технологий (в предыдущем перечне – 28 макротехнологий и 136 критических технологий).

Приоритеты научно-технической деятельности должны быть обеспечены критической массой ученых, материальными и финансовыми ресурсами, достаточными для выхода на мировой уровень конкурентоспособности.

На протяжении длительного времени в мире выбор приоритетов исследований и разработок определялся наличием бюджетных средств. В современных условиях страны ОЭСР ориентируются не только на государственные ресурсы, но и на интересы общества и негосударственного сектора. Правительства привлекают экспертов – представителей науки, общественных организаций и предпринимательского сектора, в том числе зарубежных. На форсайт-методиках основываются процедуры выбора приоритетов НИОКР в ряде стран (Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Исландия, Канада, Южная Корея, Япония).

4.1. Человеческий капитал и культура

На современном этапе развития производительные силы реализуются в форме интеллектуального капитала, представляющего накопленный человеком определенный запас культурных ценностей, знаний, умений, навыков и мотиваций. Человеческий капитал является самым ценным из всех видов капитала. Инвестиции в интеллектуальный капитал становятся решающим фактором социально-экономического развития человека и общества.

Согласно «Докладу о человеческом развитии 2013», подготовленному Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Республика Беларусь по индексу человеческого развития (ИЧР) поднялась с 65-го на 50-е место из 187 стран (Россия занимает 55-е место, Казахстан -69-е, Украина – 78-е, Азербайджан – 82-е, Армения – 87-е. Другие страны СНГ – Туркменистан, Молдова, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан – включены в группу стран со средним уровнем человеческого развития).

Именно такая задача ставилась Программой деятельности Правительства на 2011–2015 годы. По значению ИЧР Беларусь относится к странам с высоким уровнем человеческого развития: в 2012 г. он составил 0,793 (2011 г. – 0,756. 2010 г. – 0,732). Увеличение значения ИЧР достигнуто за счет роста значений трех из четырех компонентов ИЧР: ожидаемой продолжительности жизни при рождении (с 70,3 лет до 70,6 лет), средней продолжительности обучения (с 9,3 лет до 11,5 лет), ожидаемой продолжительности обучения (с 14,6 лет до 14,7 лет)[3]. В рейтинге стран по валовому национальному доходу на душу населения Беларусь занимает 61-е место.

Движущей силой развития постиндустриальной экономики и общества, наряду с производственными и природными ресурсами, становятся знания, интеллектуальный капитал, которые с переходом к экономике знаний начинают доминировать. Экономика знаний – это экономика креативности, кристаллизации новых идей и способов их реализации, конвертирования идеи в конкурентоспособный продукт.

Качественный скачок к экономике знаний связан с формированием механизма управления интеллектуальными ресурсами, «управления талантами» в широком смысле. Культурный капитал может стать консолидирующим фактором для всех сфер жизнедеятельности государства, одним из действенных стимулов социально-экономического развития общества.

Экономика знаний – это и становление креативного класса, который сумеет коммерциализировать достижения белорусской науки, образования и культуры, превратить их в продукт, конкурентоспособный в мировом масштабе.

4.1.1. Уровень и качество жизни

Главной целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни, опережающего развития человеческого капитала. Выработка и реализация научно обоснованных подходов, внедрение новых социальных технологий создадут условия для систематического повышения уровня и качества жизни населения.

Для повышения уровня жизни с точки зрения демографического развития необходимо создание условий для качественного роста численности населения. Основные задачи в этой области: повышение уровня рождаемости, в том числе рождения второго и последующих детей; сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; оптимизация внешних и внутренних миграционных процессов.

Важной является задача укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений путем повышения престижа родительства.

Задачи в области оплаты труда:

последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения, в том числе работников, осуществляющих научные исследования и разработки. При этом уровень оплаты труда конкретного работника должен определяться в зависимости от его вклада в общие результаты, эффективности и качества его труда и отвечать современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда;

совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций путем сочетания централизованного и децентрализованного ее регулирования с предоставлением широких прав руководителям этих организаций по установлению стимулирующих выплат, структуры заработной платы;

постепенное приближение размера тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой для оплаты труда работников бюджетных организаций, к уровню бюджета прожиточного минимума;

усиление роли минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда;

развитие национальной системы квалификаций Республики Беларусь и формирование необходимой правовой базы.

Основными направлениями научного обеспечения совершенствования системы оплаты труда в период до 2020 г. являются:

развитие действующих и разработки новых систем оплаты труда, основанных на оценке сложности, результативности труда и личного вклада работника в результаты деятельности организации;

разработка научно обоснованных норм и нормативов по труду на инновационные технологии, новое оборудование, технику и виды услуг, обеспечивающих оптимизацию затрат на производство продукции, работ и услуг, а также повышению их конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынках.

Государственная политика занятости населения направлена на содействие полной, эффективной и свободно избранной занятости в интересах роста уровня и качества жизни населения и повышения эффективности экономики. Приоритетной задачей является повышение эффективности использования трудовых ресурсов. В условиях инновационного развития экономики страны качественные характеристики трудового потенциала предопределяют и ведут к ускорению экономического развития и повышению конкурентоспособности страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беларусь 2020: наука и экономика"

Книги похожие на "Беларусь 2020: наука и экономика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Грибоедова

И. Грибоедова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Грибоедова - Беларусь 2020: наука и экономика"

Отзывы читателей о книге "Беларусь 2020: наука и экономика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.