Елена Сперанская - Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение"
Описание и краткое содержание "Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение" читать бесплатно онлайн.
В условиях значительных перемен в жизни нашей страны, все возрастающей миграции населения, роста числа иностранных студентов как никогда становится важным формирование у молодых людей умений выстраивать конструктивные отношения с представителями иных культур, бесконфликтного общения. Воспитание толерантности, ответственности за действия членов коллектива, активной жизненной позиции, способности адаптироваться в условиях социальных изменений – таковы ключевые приоритеты развития образования.
Э. Эриксон [205, 206] обозначил этапы воспитательного воздействия коллектива на развитие личности, что выражается в следующих признаках [76, с. 99—102]:
1. Изменение внешнего поведения человека, привитие некоторых, не имевших ранее места, черт поведения (навыки, сдвиги в культуре поведения).
2. Изменение важных черт внутреннего облика человека (отношение к труду, женщине, к браку, к поведению в общественных местах, возрастает роль творчества, появление новых интересов в сфере досуга, спорта, развлечений и др.).
3. Преодоление сложившихся в прошлом пристрастий, которые не соответствуют принципам морали, принятым в данном коллективе.
4. Возникновение новых форм общения с людьми (благожелательность, теплота, сердечность, добросовестность, обязательность, самоконтроль, терпимость к критике, пересмотр собственной позиции и др.).
Эмпирически нами замечено, что появление таких качеств и возможная трансформация происходят с человеком после длительного общения в поликультурном коллективе. О чем более подробно мы будем говорить во второй главе нашего исследования.
Взаимодействие и роль личности в коллективе И. П. Подласый [147, с. 505] показал следующей схемой (рис. 3). Из представленного рисунка мы видим, что возможны три наиболее приемлемые модели развития межкультурных отношений между личностью и коллективом:
1. Личность повинуется коллективу (конформизм), когда коллектив подчиняет личность своим нормам, ценностям и традициям и личность начинает «бунтовать», защищая собственную независимость.
2. Идеальные отношения: нет противоречий, хотя устанавливается двойная система ценностей.
3. Привлекательная личность подчиняет коллектив, что отрицательно влияет на процесс развития коллектива
Личность и коллектив
Личность подчиняется коллективу (конформизм) Гармонизация отношений (гармония)
Личность подчиняет коллектив (нонконформизм)
Принимает вынуждено под давлением, бунтует
Двойная система ценностей
Неформальное лидерство
Рис.3 Роль личности в коллективе
Подобные взаимоотношения нам представляются объективными и способными видоизменяться. В сформированном детском коллективе происходит самоутверждение личности. Ему свойственны единство целей и адекватность мотивов предметно-практической коллективной учебной деятельности, направленной на пользу общества, забота о совокупном результате, определенные организация и характер общения, обширная система межкультурных отношений.
Возникновение благоприятного психологического климата в учебном коллективе содействует наличие в нем лидера, который может служить примером для подражания. Благодаря укреплению новых интересов, создается почва для возникновения у студентов новых видов культурных потребностей. На основе общения с членами коллектива появляются общие взгляды на некоторые факты действительности, новые виды эмоционального отношения к различным явлениям общественной жизни, моральным и эстетическим ценностям.
В коллективе вуза складывается полностью своеобразная психологическая ситуация. Наличие студентов разных возрастов, национальностей, представителей различных культур занятых разнообразными социально-одобряемыми видами деятельности: общественные дела, связи центров (студенческий, культурно-досуговый, пресс), комитетов (профсоюзный), советов (общежития, студенческий), отрядов (строительный), клубов, кружков и студий (спортивный, веселых и находчивых, музыкальный, театральный, танцевальный, творческий), групп, штабов – формирует возможности для установления между студентами развернутых видов межкультурных отношений.
В частности общевузовский коллектив способствует взаимопониманию старших и младших, преподавателей и студентов. Ежегодно обновляясь, коллектив защищает в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении, по нашему мнению, он являлся постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, формировать интересы коллективов первичных и межкультурные отношения. Нами представлены (рис. 4) возможные виды коллективов вуза.
Рис. 4. Виды коллективов в образовательном пространстве вуза
М. Е. Литвак, изучая взаимоотношения сотрудников эффективно работающих коллективов, пришел к выводу, что, в том случае, если коллектив опирается на «поддакивания», «смазывает», а не поощряет разногласия, то такая работа ведет к «банкротству» [100, с. 152]. В данном случае мы не согласны с автором, т.к. «поощрение разногласий» ведет к конфликту, что в свою очередь приводит к разрушению единства, которое строится на принципах взаимного доверия, уважения, дружбы и взаимопонимания.
О. В. Долженко выдвинул мнение, что в современных быстро меняющихся реалиях профессиональной подготовки, необходимо уделять наибольшее внимание не «знаниям-умениям-навыкам в их классическом понимании, а личностным характеристикам будущего специалиста, которые в преобладающей степени становятся показателями профессиональной зрелости человека» [54, с. 17]. Данная позиция верна, т.к. профессиональные межкультурные отношения в колледже и вузе складываются из отношений между отдельными личностями.
И. Е. Видт утверждала, что профессиональные требования в настоящее время диктуют «универсальную компетентность», а «кооперативное учение» является необходимой подготовкой будущего специалиста к коллективной деятельности на разных уровнях [35]. И это вполне закономерно, так как воспитание, обучение, динамика развития коллективных межкультурных отношений и личности не может осуществляться без всесторонней профессиональной подготовки.
Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек [53] доказали, что успех групповой профессиональной деятельности сегодня обусловливается способностью личности входить в коллективные отношения, при которых итог работы каждого участника сотрудничества зависит от результативности работы остальных. Мы полностью поддерживаем данную концепцию и хотим подчеркнуть, что лишь профессионалы способны быстро адаптироваться в коллективе и развить механизм взаимоотношений до максимальной слаженности и взаимодействия, при минимальных эмоциональных и психологических затратах на основании закона синергии. Поскольку синергия (от лат. synergia – сотрудничество, содружество) – вариант реакции системы на комбинированное воздействие двух или нескольких факторов, характеризующейся тем, что это действие превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности. Следовательно, самый обыкновенный контакт в коллективе вызывает соревнование, запускает волевые механизмы самоутверждения, что приводить к повышению успеваемости. Куратор должен стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для реализации закона синергии, т.к. коллектив выступает важнейшим фактором повышения эффективности деятельности группы.
Разделяем точку зрения Д. Джонсона, Р. Джонсона, Э. Джонсона-Холубека на пять признаков, характеризующих команду: позитивную взаимозависимость, индивидуальную и коллективную ответственность, тесное общение плюс «личные контакты», приобретение навыков социального поведения, в частности, навыков командного взаимодействия – «технология» совместной работы [53, с. 19]. Данные качества выступают характеристиками коллектива. Если субъекты не способны помогать и поправлять друг друга, их нельзя считать ни членами команды, ни коллектива.
Анализируя и развивая исследования О. В. Долженко, И. Е. Видт по проблеме группового обучения, Е. А. Максимова дополнила их наблюдениями Д. Джонсона, Р. Джонсона, Э. Джонсона-Холубека, Т. Питерса и пришла к выводу, что «одной из задач современного этапа профессиональной подготовки является создание условий для развития готовности будущего специалиста к кооперации в профессиональной деятельности, выстраиванию диалогических отношений с коллегами, к работе в команде профессионалов» [115, с. 16—17].
По нашему убеждению, данными педагогами-исследователями доказано, что развитие способностей у студентов – будущих специалистов логично и аргументировано излагать свои мысли, эффективно и последовательно решать проблемы – этот комплекс вопросов, обусловливает своевременность раскрытия сути межкультурных отношений и определяет комплекс воспитательных задач для их формирования.
А.А.Русалинова полагает, что коллектив характеризуется сплоченностью, возникающей на основе социально-значимых целей, коллективистскими взаимоотношениями и коллективистской самоорганизованностью [158], что ведет к их достижению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение"
Книги похожие на "Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Сперанская - Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение"
Отзывы читателей о книге "Формирование межкультурных отношений студентов. Профессиональное обучение", комментарии и мнения людей о произведении.