» » » Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование


Авторские права

Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство ЛитагентНестор-История7684fd89-41fc-11e6-9c02-0cc47a5203ba, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование
Рейтинг:
Название:
Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4469-0721-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Описание и краткое содержание "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" читать бесплатно онлайн.



В работе коллектива авторов представлены результаты комплексного эмпирического исследования кризисов и трудностей, с которыми сталкивается личность на начальных этапах своей профессиональной деятельности. Детально рассмотрена специфика кризисных переживаний на этапе выбора профессии, обучения в высших и средних профессиональных учебных заведениях (от 1 курса до окончания обучения) и в первые годы профессиональной деятельности. Большое внимание уделено анализу факторов, влияющих на успешное преодоление кризисов. Описаны особенности внешних и внутренних ресурсов личности, способствующих успешному профессиональному развитию в подростковом, юношеском возрасте и в периоде ранней взрослости. В монографии представлены оригинальные авторские методики диагностики жизненных ориентаций, кризисных переживаний, показателей успешного профессионального развития личности. В Приложении даются методические рекомендации по психологическому сопровождению профессионального развития.

Монография может быть полезна психологам, педагогам, медикам и всем специалистам, занимающимся обучением, психологической помощью подросткам и взрослым, а также студентам, магистрам, аспирантам психологических и педагогических специальностей.






Для более детального уточнения соотношения эмоциональных предпочтений и профессиональной направленности мы поделили всю выборку на 6 групп в соответствии с ведущим типом профессиональной направленности. В таблице 3 представлены средние значения выраженности эмоциональных предпочтений в соответствии с ведущими типами профессиональной направленности.

Дадим характеристику профиля эмоциональной направленности каждому типу профессиональной направленности (табл. 4). У людей с выраженным реалистическим профессиональным типом ведущими эмоциональными переживаниями являются праксические и пугнические эмоции, тогда как среди наименее значимых у них находятся гностические и лирические.


Таблица 3

Эмоциональная направленность в группах с разным типом ведущей профессиональной направленности


Таблица 4

Профили ведущих эмоциональных предпочтений для каждого из типов профессиональной направленности


При выраженном исследовательском типе ведущие эмоциональные переживания – праксические, коммуникативные, пугнические и гностические, наименее значимые – лирические и акизитивные.

Для артистического типа профессиональной направленности к наиболее значимым эмоциональным переживания относятся коммуникативные, праксические, гедонические и эстетические эмоции, наименее значимы – пугнические и акизитивные.

У людей с ведущим социальным типом наиболее значимые эмоциональные переживания – коммуникативные, альтруистические и гедонические, наименее значимы для них – романтические и акизитивные эмоции.

При выраженном предпринимательском типе ведущие эмоциональные переживания – праксические, глорические и коммуникативные. К наименее значимым относятся акизитивные и лирические.

При выраженном конвенциональном типе профессиональной направленности ведущие эмоциональные переживания составляют праксические, коммуникативные и гедонические. Акизитивные эмоции не выходят на первые позиции, однако занимают пятую строчку, что существенно выше по сравнению с остальными профессиональными типами, а вот пугнические и эстетические эмоции можно отнести к наименее значимым для этого типа направленности.

При сравнении средних значений выраженности эмоциональных предпочтений в группах с помощью многомерного дисперсионного анализа получены следующие результаты. Для альтруистической, праксической, пугнической, гностической, акизитивной эмоциональной направленности отличий выявлено не было.

Предпочтение коммуникативных эмоций значимо отличается в группах с ведущим исследовательским и артистическим типом, которое оказывается выше в группе с артистической направленностью (разница средних значений равна 2,65, р = 0,005). Предпочтение романтических эмоциональных переживаний также оказывается значимо выше у школьников с артистической направленностью по сравнению с исследовательской (разница средних значений равна 2,64, р = 0,031). Те же тенденции выявлены в отношении лирической эмоциональной направленности (разница средних значений равна 2,87, р = 0,027), а также гедонической направленности (разница средних значений равна 2,53, р = 0,036). Школьники с артистической направленностью отличаются значимо более высоким предпочтением эстетических эмоциональных переживаний по сравнению со старшеклассниками исследовательской направленности (разница средних значений равна 3,78, р < 0,001).

Таким образом, старшеклассники с артистической профессиональной направленностью испытывают большую потребность в коммуникациях, в причастности к необычному и загадочному, в причастности к прекрасному, а также в физическом и психологическом комфорте по сравнению со школьниками исследовательской профессиональной направленности. Исследовательская и артистическая профессиональная направленность, согласно теории Дж. Холланда, располагается на соседних вершинах гексагона, что свидетельствует о некотором родстве этих типов, однако их можно отграничить друг от друга, если в качестве критерия использовать предпочтения эмоциональных переживаний, учитывая их количественные и качественные отличия. Артистический профессиональный тип считается в целом более связанным с эмоциональной сферой личности, а полученные нами результаты позволяют выделить его качественную специфику в отношении эстетических, коммуникативных, романтических и лирических, а также гедонических эмоциональных переживаний.

Предпочтение эстетических эмоциональных переживаний также значимо отличает группу с ведущей артистической направленностью от конвенциональной (разница средних значений равна 4,13, р = 0,048), которая оказывается выше в группе с артистическим типом. То есть переживание чувства прекрасного, связанное с потребностью в причастности к красоте и гармонии, является специфической чертой артистической профессиональной направленности, ориентированной на сферу искусства.

Глорическая эмоциональная направленность оказывается выше в группе предпринимательского типа по сравнению с реалистическим (разница средних значений равна 3,68, р = 0,042), а также по сравнению с исследовательским профессиональным типом (разница средних значений равна 3,55, р < 0,001). То есть потребность в славе и самоутверждении является специфической для предпринимательской профессиональной направленности.

Предпочтение гедонических эмоциональных переживаний оказывается значимо ниже в группе исследовательского типа по сравнению с артистическим и предпринимательским (разница средних значений равна 2,53, р = 0,036 и 2,8, р = 0,011 соответственно). Можно предположить, что несколько более низкая выраженность потребности в комфорте у школьников с научной направленностью позволяет им обращать свои усилия в деятельности на удовлетворение более высоких мотивов познания сути явлений, тогда как у школьников с артистической и предпринимательской направленностью более значимыми являются чувственные переживания, связанные с потребностями физического и психофизиологического уровня.

Таким образом, выделенные нами профили эмоциональной направленности для групп с разной профессиональной направленностью могут дополнять характеристики диагностируемых профессиональных типов. Полученные результаты имеют прикладное значение в практике оказания психологической профориентационной и профконсультационной помощи.

С целью уточнения приведенных выше результатов и с учетом имеющихся в психологической литературе сведений о соотношении направленности познавательных интересов и типов профессиональной направленности, мы провели сравнение выраженности эмоциональных предпочтений в группах с разным профилем познавательных интересов. Для этого предварительно был проведен кластерный анализ, в результате которого было получено 4 группы разной выраженности и направленности познавательных интересов. Первая группа характеризуется высоким уровнем познавательных интересов разной направленности (N = 47), вторая характеризуется высоким уровнем гуманитарных и общественно научных интересов и низким уровнем технических (N = 76), третья группа отличается естественнонаучной и медицинской направленностью (N = 49), в четвертую группу вошли школьники со слабовыраженными интересами преимущественно технической направленности (N = 57).

Попарные сравнения данных групп при помощи многомерного дисперсионного анализа позволили выявить следующие особенности. Альтруистические эмоциональные предпочтения оказались выше в первой и второй группе по сравнению с четвертой (разница средних 3,31 при р = 0,001 и 2,63 при р = 0,003), то есть школьники в группах с разнообразными по профилю интересами и гуманитарными интересами значимо выше ориентированы на альтруистические эмоциональные переживания по сравнению с группой технической направленности с менее выраженным уровнем интересов в целом. Те же тенденции выявлены в отношении коммуникативных эмоциональных предпочтений (разница средних первой и четвертой группы 2,86 при р = 0,001, разница средних второй и четвертой группы 3,12, при р < 0,001). Аналогичная особенность выявлена и в отношении эстетических и лирических эмоциональных предпочтений. Для эстетической направленности разница средних первой и четвертой группы 4,01 при р < 0,001, разница средних второй и четвертой группы 3,13 при р < 0,001; для лирической направленности разница средних первой и четвертой группы 3,98 при р < 0,001, разница средних второй и четвертой группы 3,23 при р = 0,001.

Предпочтение глорических эмоциональных переживаний оказывается выше в группе с высокой выраженностью разных интересов по сравнению с группой естественно научной направленности (разница средних 3,24 при р = 0,001). То есть потребность, в самоутверждении, являющаяся нормативной для данной возрастной категории, способствует широте познавательных интересов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Книги похожие на "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование"

Отзывы читателей о книге "Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.