Ю. Тундыков - Введение в культурологию
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Введение в культурологию"
Описание и краткое содержание "Введение в культурологию" читать бесплатно онлайн.
В основу пособия положены лекции, прочитанные студентам Уральского госуниверситета путей сообщения (УрГУПС). Содержит изложение курса культурологии, включая общую теорию культуры, анализ сфер ее наиболее емкого проявления (искусства, морали, религии), обзор выдающихся культурных памятников человечества (древнегреческих мифов и Библии), общую историю мировой культуры. Может быть рекомендовано также всем интересующимся теорией и практикой культуры, стремящимся повысить свой культурный уровень.
О персонажах этого мифа нам напоминают мерцающие в ночном небе созвездия Персея, Кассиопеи, Кефея (отца Андромеды) и видимая в телескоп звездная туманность Андромеды (вспомним также в этой связи научно-фантастическую повесть писателя И. Ефремова «Туманность Андромеды»).
СИЗИФ. Этот хитрый, коварный герой был сыном бога Эола – покровителя ветров. При жизни он основал город Коринф. В момент смерти Сизиф обманул бога смерти Таната и заковал его в кандалы. Люди после этого перестали умирать, и обеспокоенный Зевс послал Ареса освободить Таната. Сизиф же, уже пребывая в Тартаре, сумел отпроситься у Аида в отпуск на Землю. Из отпуска он не захотел возвращаться, и Аиду пришлось применить силу. Разгневанный бог придумал неугомонному герою следующее наказание: с тяжкими усилиями Сизиф затаскивает огромный камень на вершину горы, но всякий раз в последний момент камень вырывается у него из рук и скатывается вниз. Начинается все с начала, и так бесконечно.
Выражение «сизифов труд» обозначает тяжелую бессмысленную работу.
БЕЛЛЕРОФОНТ. Герой Беллерофонт был внуком Сизифа. В юности он по неосторожности убил гражданина г. Коринфа, и ему пришлось бежать из родного города. Уже будучи очищенным от скверны убийства, он нажил себе врага в лице жены приютившего его царя Тиринфа – Антеи (потому что отказался вступить с ней в любовную связь). Антея уговорила мужа погубить гостя. Не решаясь сделать это сам, тот послал Беллерофонта к своему тестю – царю Ликии Иобайту, который и поручил герою убить грозное чудовище Химеру – порождение обитателей Тартара ужасных Тифона и Ехидны. Химера спереди была львом, а сзади трехглавым огнедышащим драконом. Беллерофонт знал, что Химеру может победить только тот, кто выступит против нее на крылатом коне Пегасе. Овладеть этим конем ему помогла Афина, и, благословенный богиней, он смело вступил в схватку с Химерой и убил ее. Но Иобайт дал ему новое опасное поручение – сначала покорить воинственное племя солимов, а затем выступить против женщин-воительниц амазонок. Беллерофонт успешно справился с этим заданием, и только тогда Иобайт понял, с каким великим героем он имеет дело.
Беллерофонт долго жил в Ликии, окруженный славой и почетом, но однажды, необыкновенно возгордившись, он решил взлететь на Олимп на своем коне Пегасе и сделаться равным богам. Зевсу это не понравилось, и он послал на Пегаса великую ярость. Конь сбросил героя и, ударившись о землю, Беллерофонт лишился разума. Так и сошел он безумным в царство теней.
А Химера, которую убил Беллерофонт, стала символом всего несуразного, непонятного и страшного.
ТАНТАЛ. Любимец богов Тантал был сыном Зевса. В его чертогах не раз пировали олимпийцы. Но однажды, словно забыв о том, что он все-таки не бог, Тантал позволил себе неслыханное дело: решив испытать всевидение гостей, он попытался накормить их блюдом, приготовленным из тела убитого им мальчика. Гермес тотчас же оживил убитого, а Зевс низверг Тантала в Тартар. Там он, мучимый жаждой и голодом, стоит по подбородок в воде и почти касается ртом свисающих с ветки сладких плодов. Но не может Тантал ни глотнуть воды, ни откусить плода: едва он пытается сделать это, вода от него уходит, а ветка отклоняется.
Отсюда пошло выражение «танталовы муки».
ОРФЕЙ. Сын речного бога Эагра и музы Каллиолы певец и музыкант Орфей страстно любил свою жену Эвридику. Но умерла Эвридика от укуса змеи, а Орфей решился на невероятное: спустился в Тартар и стал умолять перевозчика мертвых через подземную реку Стикс Харона доставить его на тот берег, чтобы увидеть Эвридику. Не соглашался Харон, тогда Орфей заиграл на кифаре, да так, что замерли от восхищения обитатели Тартара, даже Сизиф прекратил на какое-то время свою нескончаемую работу, а Тантал забыл на мгновение про голод и жажду.
Орфея принял сам мрачный бог Аид. Выслушав певца, он решил выдать ему Эвридику, но поставил условие: пока Орфей будет выходить наверх, он не должен оглядываться назад и проверять, идет ли за ним Эвридика. Но не хватило выдержки Орфею: перед самым выходом на белый свет, он все-таки оглянулся и лишился своей жены. На этот раз окончательно.
Прошло четыре года, и на одном из празднеств, в честь бога Диониса, певца, отвергавшего после смерти Эвридики любых женщин, растерзали пьяные вакханки. Вся природа оплакивала смерть героя. А боги поместили его кифару на небе среди созвездий (имеется в виду созвездие Лиры).
ДИОСКУРЫ. У братьев Диоскуров (Кастора и Полидевка) была одна мать – прекрасная Леда, а отцы разные: у Кастора – царь Спарты Тиндарей, у Полидевка – сам громовержец Зевс. Много подвигов совершили братья, но однажды Кастор был смертельно ранен в бою. Взмолился тогда Полидевк перед своим отцом Зевсом и просил дать ему возможность умереть вместе с братом. Явился Зевс перед сыном и предложил выбор: или жить вечно юным в сонме богов на Олимпе, иди же пребывать с братом один день в царстве мертвых, а другой – на Олимпе. Полидевк выбрал второе. С тех пор Диоскуры символизируют братскую любовь и привязанность.
ТЕСЕЙ. Этого героя греки почитали, пожалуй, вторым после Геракла. Родился он в г. Троисене от сожительства Посейдона со смертной женщиной Эфрой. Сразу после рождения Тесея муж Эфры Эгей покинул Троисену и ушел в Афины. Перед уходом он положил свои сандалии и меч под скалу и сказал жене: «Когда Тесей подрастет, пусть сдвинет камень, достанет сандалии и меч и придет ко мне в Афины, я узнаю его по этим вещам».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в культурологию"
Книги похожие на "Введение в культурологию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ю. Тундыков - Введение в культурологию"
Отзывы читателей о книге "Введение в культурологию", комментарии и мнения людей о произведении.