Иван Бондаренко - Исповедь несостоявшегося человека
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Исповедь несостоявшегося человека"
Описание и краткое содержание "Исповедь несостоявшегося человека" читать бесплатно онлайн.
Книга о прошлом, настоящем и будущем России (и не только) глазами автора. Главный герой предлагает вместе с читателем пройтись по истории страны со средины прошлого века по настоящее время. Описаны события в Донбассе, Западной Сибири, Москве. Встречи с интересными людьми. Неожиданные выводы и заключения автора, с которыми читатель может не согласиться.
Иван Бондаренко
Исповедь несостоявшегося человека
Самым дорогим и близким мне людям – жене, детям, внукам посвящается эта книга.
© И. Бондаренко, 2016
© ООО «Написано пером», 2016
Предисловие
Мысли, высказанные в данном произведении, далеко не бесспорны и не претендуют на истину в последней инстанции. И высказывал их человек, скорее всего, с завышенной самооценкой.
Автор надеется, что, возможно, читатель задумается над вопросом: «А правильно ли я живу? И что нужно сделать, чтобы жизнь стала лучше, а мы добрее во взаимоотношениях друг с другом, с окружающим нас миром?».
Одно точно могу утверждать: литературный персонаж никого не винит, каждый сам творец своей судьбы.
Часть первая
1
Мне более шестидесяти лет. Жизнь практически прожита, а каков итог? Где и что было сделано не так, почему постоянно мучает вопрос о нереализованных возможностях?
Хочу заметить, что все упущенные возможности самореализации я отношу только к собственным недостаткам, не обвиняя в этом ни политический строй в стране, ни свое окружение, ни историю, дескать, не в то время и не там родился.
Зачастую люди обвиняют всех и вся вокруг в тех или иных своих неудачах, не утруждая, скорее оправдывая свои поступки и действия, перекладывая ответственность с больной головы на здоровую.
На самом же деле причины всех своих действий или бездействий нужно искать, прежде всего, в себе и только в себе.
К чему это длинное предисловие? Я хочу, чтобы каждый, если таковой читатель найдется, понимал, что не очень легко признаться в своих слабостях даже самому себе, не говоря уже о публичном самобичевании себя любимого. И, если что-то случилось или, наоборот, не случилось в этой жизни, то в этом только твоя заслуга или вина.
Быть честным перед самим собой, уверяю вас, требует определенного мужества. И не ради потехи своего тщеславия я пишу, а чтобы поделится своими мыслями. Может, моя история кому-то поможет избежать ошибок, кто-то задумается о смысле жизни.
Многие не согласятся с тем, о чем я буду говорить, что само по себе уже неплохо. Несогласие заставляет думать и вступать в дискуссию, в дискуссию конструктивную, которая сможет, что маловероятно, помочь докопаться до истины.
Правда (я давно в этом убедился), вопреки расхожему мнению, якобы бывает только одна. Это далеко не так: во многих жизненных ситуациях у каждого своя правда. С этим утверждением, конечно, можно поспорить, но, скорее всего, так оно и есть, у каждого своя правда.
Хочу сразу оговориться, что это не автобиографическая повесть (много чести), это взгляд на наше прошлое и настоящее несостоявшегося человека.
2
Мне не очень нравится, когда автор начинает свой рассказ о главном герое, как автобиографию: когда родился, когда крестился и так далее…
Поэтому я начну так.
Я родился в 1951 году на Пасху. Мать рассказывала, что повитуха, когда я появился на белый свет, сказала: «Пусть он будет Иван-Богослов, коль скоро он родился на Пасху» Так и назвали – Иван.
Мать утверждала, и у меня нет оснований ей не верить, что я родился 29 апреля. И действительно, когда я позже посмотрел «вечный» календарь, убедился: да, действительно, в 1951 году Пасха была 29 апреля. По документам же я родился 9 Мая. Ну, 9 так 9… Я даже гордился этим обстоятельством, что родился в День Победы.
Произошла даже не ошибка в дате при регистрации нового советского человека, которую я тоже не исключаю. Скорее всего, чиновник или чиновница в ЗАГСе был убежденным атеистом. Настолько убежденным, что даже мысли не допускал, что на какой-то там божественный праздник на свет божий может появиться советский человек. А может быть, было указание сверху: не регистрировать дату рождения детей на церковные праздники. Допускаю и такую абсурдную мысль.
Так что вопрос повышения пенсионного возраста для россиян, над которым бьются чиновники, я давно для себя решил.
Рискую навлечь на себя праведный гнев уважаемых читателей, но я тоже считаю, что для некоторых категорий работников необходимо поднимать планку пенсионного возраста.
Речь, конечно, не идет о шахтерах или нефтяниках-северянах. А вот для чиновников, офисного планктона повышение пенсионного возраста, пройдет безболезненно. Не хотелось бы им (чиновникам) по собственному желанию руководства, по достижении пенсионного возраста лишаться прикормленного места. Да и для бюджета страны существенная экономия: армия чиновников-то ого-го.
Время было послевоенное, голодное. Донбасс, а именно там я родился, был разрушен после войны, люди выживали, как могли.
Детство помню смутно. Только по рассказам. Рассказывали, что в магазине пел почти скабрезные частушки, за исполнение которых продавец-мужчина угощал конфетой или пряником.
Став чуть постарше, в свободное время гонял футбол, но, по правде сказать, свободного времени совсем не было, а если и было, то очень мало. Нужно было дома родителям помогать по хозяйству. В деревне работы всегда хватает. Я, например, помимо прочих дел, пас гусей, причем целый день. Ловили в пруду мелкую рыбешку, и называлась эта мелочь – бубырь. Сейчас ее нет, пропала. И это была не забава, а прибавка к семейному скудному столу.
Знатный рыбак был мой старший брат. Он мог, прямо скажем, на немудреные рыбацкие снасти поймать крупную рыбу: карпа, карася. Как это у него получалось, одному Богу ведомо, но в рыбалке ему и правда всегда сопутствовала удача.
Мать всегда говорила, что любит головы у рыбы, утверждала, что это самая вкусная часть. Что там можно было есть, особенно у бубырей? Только сейчас, с возрастом начинаешь понимать, что матери нужно было всех накормить, ну а самой уж что останется.
И понял я это только тогда, когда сами стали поступать подобным образом: все лучшее – детям. Но нам было кратно легче, мы уже жили лучше.
Правда, встречал людей, которые в общей тарелке выискивали для себя лучшие куски, и это притом, что за столом сидели дети. Но это, скорее, исключение, чем правило, к счастью.
Порой кажется, что говорю абсолютно абсурдные мысли.
Если хочешь, чтобы тебе досталось лучшее яблоко за общим столом, твое яблоко должно быть последним. Не уверен, что все мою мысль по поводу яблока поняли правильно и до конца.
Зимой строили снежные баррикады, устраивали военные игры с взятием «вражеских» укреплений.
На весенних каникулах, в конце марта, ходили в балку, так у нас называется лес, играли там в казаков-разбойников. Пекли в золе от костра картошку и с солью и хлебом, а иногда даже (непозволительная роскошь) и с салом уплетали за милую душу. Вкуснотища!
Как только по весне появлялась растительность, мать, со слезами на глазах говорила:
«Слава богу, зиму пережили».
И готовила первый зеленый суп из крапивы. Я даже сейчас иногда на даче готовлю суп с крапивой, как напоминание о детстве.
Первый велосипед мне купили после окончания восьми классов, да и то часть денег я заработал сам, работая летом на уборке урожая. Нам, четырнадцатилетним пацанам, уже разрешали работать грузчиками на машинах, которые подвозили зерно от комбайна на ток, где сушили, перерабатывали, очищали и хранили до отправки на элеватор весь колхозный урожай.
Мы жили поначалу на свинарнике, где мать работала. Потом вырыли землянку и построили из дикого камня так называемое жилище из двух половинок. Одну, которая побольше, занимала живность, а вторую мы: отец с матерью и нас четверо детей. Благо, дикого камня в этих краях было предостаточно.
Донбасс – это (припоминаю из уроков географии) старые разрушенные горы, так называемый донецкий кряж, где большие запасы не только угля, но и других полезных ископаемых. Было много и дикого камня. С этого камня, собственно, и строили жилье, по причине отсутствия денег на приобретение других строительных материалов.
В нашей половине стояла русская печь, где спали мы, дети, кровать родителей и стол – вот и вся обстановка. Да если бы и было еще что-то, ставить все равно было бы некуда. Отец работал пастухом в колхозе, мать, повторюсь, – на свиноферме. Прямо как в фильме «Свинарка и пастух», только в реальной жизни, по крайней мере, нашей все было далеко не так оптимистично, романтично и весело, как показано в этой прекрасной «сказке», далекой от реалий жизни.
От постоянного недоедания у меня начал развиваться рахит. Не знаю, как сейчас эта болезнь называется, да и есть ли она сейчас, но тогда она называлась именно так.
Мать нажует хлеба, замотает в марлечку, сунет в рот, привяжет к ограде, а сама с отцом бежала на работу. Вот и все питание на целый день. При сегодняшней жизни в это трудно даже поверить. Но тогда было именно так.
Мать родом из Воронежской области, оказалась в Донбассе с двумя детьми, можно сказать, случайно.
Муж погиб на войне, отец матери после войны пошел по деревням в поисках работы.
Мужчина он был мастеровитый: и плотник, и печник, и каменщик. Работы было много, оно и понятно, послевоенная разруха.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исповедь несостоявшегося человека"
Книги похожие на "Исповедь несостоявшегося человека" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Бондаренко - Исповедь несостоявшегося человека"
Отзывы читателей о книге "Исповедь несостоявшегося человека", комментарии и мнения людей о произведении.