Константин Строев - Приглашение в школу (сборник)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Приглашение в школу (сборник)"
Описание и краткое содержание "Приглашение в школу (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В книге собраны произведения, написанные автором в 1995–2005 гг., часть из которых публиковалась в периодических изданиях. Рассказы отражают различные стороны недавнего, в основном военного прошлого нашей страны и в ряде случаев основаны на реальных эпизодах жизни автора – участника Великой Отечественной войны. Книга может служить занимательным чтением для широкого круга читателей, в том числе для юношества.
Рисунки в тексте – автора.
На обложке фотография автора с однополчанами. Германия. 1945 г.
Константин Строев
Приглашение в школу
© Строев Константин Константинович, 2009
© ООО «ВегаПринт», 2009
От автора
Как и для многих моих сверстников, мой самостоятельный путь по жизни определила Великая Отечественная война, начало которой совпало с моим окончанием общеобразовательной школы. Она буквально перечеркнула все мои планы на будущее и, вопреки детским и юношеским пристрастиям, сделала из меня офицера Советской Армии, провела относительно благополучно через горнило сражений, а потом и заставила прослужить в армии в различных ипостасях до законной пенсии. Во время войны пришлось участвовать в боях на Курской дуге, в освобождении от немецких захватчиков Украины и Польши и закончить свой боевой путь в Германии в 1945 году. В послевоенный период пришлось послужить как в войсках, так и в различных учреждениях и штабах Министерства обороны.
На пенсии, естественно, набегают мысли о пережитом, увиденном. Возникает потребность записать то, что помню. Один эпизод в моей жизни подтолкнул меня к писательскому труду. В 1946 году в части, где я служил, появился сотрудник Воениздата и предложил нам, ветеранам, написать свои воспоминания о войне для готовившегося сборника. Я, откликаясь на приглашение, заключил издательский договор, представил текст и даже получил аванс. Но, к сожалению, сборник не вышел, так как начался период шпиономании, засекречивания всего и вся, вплоть до воспоминаний участников войны.
Сейчас я часто бываю в общеобразовательных школах с рассказами о знаменательных событиях прошедшей войны, делюсь своими воспоминаниями о службе в армии. Внимание и неподдельный интерес учащихся к моим незатейливым сообщениям побудил меня привести в некоторый порядок свои записи об увиденном и пережитом и на их основе создать ряд рассказов. Небольшая часть из них выходила в ряде периодических изданий.
Выражаю особую признательность и благодарность Главе управы района Выхино-Жулебино В. Н. Овчинникову, Руководителю муниципального образования Выхино-Жулебино А. И. Николаевой за неоценимую помощь в обеспечении подготовки и издания этой книги.
К. СтроевПриглашение в школу
Сегодня я иду в школу! Домашние смеются: “Поистине, стар что млад!” А что тут смешного? Пригласили провести “Урок мужества” – так это сейчас называется – по случаю Дня Победы. Ну почему я должен отказываться? Ноги ещё держат, “командный голос” сохранился, кое-что слышу, кое-что вижу. Да и не в первый раз я получаю такое приглашение.
Встречаюсь с учениками выпускного одиннадцатого класса. Рассказываю про Берлинскую операцию, о том, как мы добывали Победу. Десятки пытливых глаз устремились на меня. Каждый из моих юных слушателей, наверное, уже спланировал свою дальнейшую судьбу. Эх, как я желаю им, чтобы все их планы и мечты сбылись! Не так, как у моего поколения! Непроизвольно переношусь в те далёкие годы, когда я в возрасте внимательно слушающих меня сегодня девушек и юношей тоже строил планы о своём дальнейшем житье-бытье. Но планам этим не суждено было осуществиться.
…На исходе весна 1941 года. Позади выпускные экзамены. Осталось получить свидетельство об окончании средней школы. Наш учитель немецкого языка, выходец из немцев Поволжья, с чисто немецкой пунктуальностью подсчитав все мои не выполненные за год уроки, беспомощные “заплывы” у доски и прочие сомнительные “достижения” в овладении его горячо любимым родным языком, грозится поставить мне “тройку” в аттестат зрелости, которая испортит весь его пятёрочно-четвёрочный благопристойный вид. Набираюсь смелости и пробую убедить строгого учителя, что замена “тройки” на “четвёрку” никак не отразится на его незапятнанной репутации, а язык этот мне вряд ли будет необходим в жизни. Но упрямый немец в духе тогдашней пропаганды о том, что мы “будем бить врага на его собственной территории”, возражает мне:
– Что ты, Костя! Тебе ещё придётся держать речь перед немецкими рабочими! Так что знание языка очень пригодится!
Это же надо, какой провидец! И ведь точно: через неделю после выпуска – война! Правда, до того чтобы произносить речь перед немецкими рабочими, предстояло хлебнуть ой-ой сколько лишений и мук. Сам же наш добрый немец, Отто Яковлевич Роде, как и многие его соплеменники, с началом войны был незамедлительно вывезен “в административном порядке” в Казахстан, где и закончил свой земной путь, оставив мне на память незаслуженную “четвёрку” и росчерк в свидетельстве.
Через месяц после начала войны мы уже призывники. Прощайте, все помыслы и мечты о будущем! Идёт война! Какие могут быть помыслы, кроме одного – защиты Отечества?! И отныне течение наших жизней уподобляется хаотичному метанию бумажных корабликов, которые мы ещё недавно пускали в бурные потоки весенних ручьёв, весело журчавших по московским мостовым. Меня включают в группу призывников, направляемых в авиационную школу в Чебоксары. Ну, уж этого я никак не ожидал! Меня, переболевшего всем набором детских болезней, на физкультурных занятиях не слишком привлекательно барахтавшегося на турниках и брусьях, – в общем, не блистающего богатырским здоровьем, – в лётную школу! Хотя, конечно, быть лётчиком очень престижно и заманчиво. Да и рассуждать не время.
И вот мы для начала нашей авиационной карьеры выгружаем из контейнеров самолёты ПО-2 – “кукурузники”, прибывшие по железной дороге, а потом, таская лёгкие самолётики за хвосты со станции на аэродром, ощущаем себя уже полноправными членами славного авиационного корпуса.
Но недолго я тешил себя иллюзиями. Была проведена повторная медкомиссия, и добрую половину новобранцев отчислили из училища, в том числе и меня. Под вечер жаркого августовского дня внушительная колонна несостоявшихся лётчиков потянулась к волжской пристани. Внезапно хлынул проливной дождь, и мы, вымокшие до нитки, всю ночь ожидали на пристани пароходик, который должен был доставить нас к новому месту службы. Так бесславно закончилась, едва начавшись, моя “лётная карьера”. Остаётся добавить, что спустя полвека случай свёл меня с тем, чью судьбу я мог бы разделить. Он остался в Чебоксарском училище, стал лётчиком и воевал всю войну в эскадрилье “небесных тихоходов”, как образно был назван этот вид самолётов в известном кинофильме.
А я оказался в запасном “лыжном” полку в пригороде Горького – в Марьиной роще. В отличие от московской – это была действительно роща. В ней был развёрнут обширный палаточный лагерь для формирования маршевых рот из мобилизованных запасников, отправляемых на фронт. Нас же, недавних школьников, определили в учебный батальон, где готовили младших командиров. Спустя многие годы я так “поэтически” попытался представить пребывание в Марьиной роще:
На пароходике по Волге
Приплыли в Горький, – и в лесу,
Себе внушая мысль о долге,
Я службу новую несу.
Полк запасной, к тому же “лыжный”, —
Учебный батальон. Бегу
Я утром к речке – путь не ближний.
Сплю ночью, скрючившись в дугу.
Не раз в атаку поднимаюсь —
Учебный бой. Наперевес
С винтовкой в карауле маюсь,
Забившись в дождик под навес.
С фронтов печальные депеши
Читает хмуро политрук,
А мы, увы, безгласных пешек
Играем роль здесь, как без рук.
Октябрь. Загаженный лесочек
Снежком присыпан по утрам, —
В палатках мёрзнем, и песочек
Хрустит, пристав к моим зубам.
Осенний лес стоит недвижим,
Прозрачен воздух, жёлтый лист
Летит к своим собратьям рыжим,
И вдалеке трубит горнист.
Были в нашей жизни в Марьиной роще подчас и довольно комичные моменты. Например, процесс получения военного обмундирования. Несмотря на то, что прошёл уже не один месяц нашего пребывания в армии, мы всё ещё ходили наполовину в гражданском. Для получения недостающего обмундирования нас периодически водили в горьковский Кремль, где были расположены вещевые склады. Там некто, именовавшийся старшиной Ширяевым, останавливал прибывшую группу счастливчиков перед широко раскрытыми воротами склада, а сам скрывался в его таинственной глубине. Через некоторое время он появлялся оттуда с внушительной охапкой различного обмундирования в руках. Мы же все набрасывались на него, как свора разъярённых псов, и рвали из его рук то, что удавалось схватить, – гимнастёрку, шаровары, портянку, обмотки и прочее. Через мгновение в руках у Ширяева ничего не оставалось, а мы разбредались в стороны и лихорадочно оценивали, насколько добыча соответствовала нашим нуждам. Ненужное выбрасывалось тут же на траву перед складом. А в это время старшина снова удалялся в закрома склада, откуда появлялся через некоторое время с новой охапкой, и всё повторялось несколько раз. Наконец, он объявлял, что на сегодня – всё. Нас, отягощённых “добычей”, вели строем обратно в Марьину рощу, а старшина Ширяев подбирал с зелёного лужка никому не приглянувшиеся вещи, – надо полагать, для их повторного выставления на импровизированных “аукционах”. Через пару-тройку подобных “сеансов” я был полностью обмундирован.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Приглашение в школу (сборник)"
Книги похожие на "Приглашение в школу (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Строев - Приглашение в школу (сборник)"
Отзывы читателей о книге "Приглашение в школу (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.