Валерий Альбицкий - Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания"
Описание и краткое содержание "Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания" читать бесплатно онлайн.
Брошюра посвящена проблеме идентификации социальной педиатрии как науки, практики и предмета преподавания. Труд во многом носит дискуссионный характер, главная его цель – привлечь внимание педиатров (научных работников, практиков, педагогов), пригласить их к дискуссии по этой проблеме. Отсюда главный адресат брошюры – специалисты в области поликлинической, профилактической и социальной педиатрии.
В. Ю. Альбицкий
Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания
Серия «Социальная педиатрия»
Выпуск 13
© Союз педиатров России, 2011
© Альбицкий В.Ю.
* * *От автора
В единой науке педиатрии выделяются научная, клиническая, профилактическая, социальная и экологическая педиатрия (Н.П. Шабалов, 1998). Появились первые учебные пособия и руководство по социальной педиатрии (Н.Г. Веселов, 1996; В.И. Орёл, Т.И. Стуколова, 2003; В.Г. Дьяченко с соавт., 2010). Фактически, уже позволительно говорить о том, что социальная педиатрия входит на равных в основные разделы (направления, составляющие) современной педиатрии и, следовательно, ее можно идентифицировать как область медицинской науки и практики и обязательного предмета в системе образования студента-медика и врача-педиатра.
Вместе с тем, в нашей стране термин «социальная педиатрия», хотя и известен широкому кругу педиатров и организаторов здравоохранения, до сих пор как бы не обрел «прав гражданства». За исключением Саратовского государственного медицинского университета в российских медицинских вузах отсутствуют кафедры и курсы социальной педиатрии для студентов. В секторе последипломного образования есть всего четыре таких кафедры. Соответственно, отсутствуют и официально утвержденные программы обучения по данному предмету. В отечественных медицинских энциклопедиях и словарях фактически не представлен обсуждаемый термин. Издано крайне мало учебников и учебных пособий, отсутствует фундаментальное руководство по данному предмету.
С другой стороны, история вопроса, а также исследования выдающихся русских педиатров, неизменно подчеркивающих социальную обусловленность здоровья детей, создание в СССР в 20–30-е гг. прошлого века стройной и эффективной государственной системы охраны материнства и детства (ОМД), открытие в 80-х гг. кафедр поликлинической педиатрии и медико-социальных проблем охраны здоровья матери и ребенка позволяют говорить о том, что суть, идеи и проблемы социальной педиатрии являются не новым, а хорошо известным традиционным направлением российской медицины. Поэтому вопрос стоит не о каком-то заимствовании, переносе на российскую почву новой идеи, а скорее, если так можно выразиться, о стандартизации существующего у нас и за рубежом понятия «социальная педиатрия», т. е. о строгом ее определении (дефиниции) как научной дисциплины и предмета преподавания. Обсуждению названной проблемы посвящена настоящая брошюра.
I
Как подчеркивают многие авторы, социальная педиатрия возникла как ответ на призыв передовой, прежде всего врачебной, общественности XIX – начала XX вв. активно бороться с таким социальным злом как высокая смертность детей, главной причиной которой были бедность и невежество большей части населения. Наиболее активными участниками, а то и пионерами призыва придать охране здоровья детей государственный и широкий общественный характер были профессора и врачи, выделившиеся во многих странах как первые врачи-педиатры. Так, например, в США в этом контексте называют имя Авраама Якоби (Nick Spencer и др., 2005), в Канаде – Лиона Перельмана[1].
Данное заключение убедительно подтверждается историей отечественной педиатрии. Так, под первый камень фундамента начавшегося строительства Императорского Московского воспитательного дома (1764 г.) положили медную доску, на которой был вырезан следующий текст: «Екатерина II. Императрица всероссийская для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев… повелела соорудить это здание…» (выделено мной. – В.А.)[2]. На IХ Пироговском съезде русских врачей (1904) прямо указывалось, что главной причиной высоких размеров смертности младенцев в стране является материальная необеспеченность населения и что успешная борьба с этим злом возможна только на почве социальных реформ. В начале прошлого века в России создается сеть Обществ борьбы с детской смертностью, которые пропагандируют гигиенические знания, организуют молочные кухни («капли молока»), детские консультации и ясли. Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод о том, что изучение влияния социального фактора на здоровье детей и противодействие ему стали истоками и почвой социального характера российской педиатрии.
По мнению составителей глоссария социальной педиатрии, годами её рождения следует считать 1969 г., когда образовался «Club International de Pediatre Sociale», и 1977 г., когда группой англоязычных стран создается Европейское общество социальной педиатрии (ЕОСП) (Nick Spencer и др., 2005).
В нашей стране развитие социальной педиатрии прошло три этапа. Первым этапом – временем её рождения следует считать 20-е годы прошлого столетия, когда были заложены организационные основы советской системы охраны здоровья детей. В 1925 г. в Государственном научном институте охраны материнства и младенчества открылась кафедра социальной гигиены матери и ребенка во главе с первым руководителем советской системы охраны материнства и младенчества (ОММ) Верой Петровной Лебедевой. В 1928 г. открывается аналогичная кафедра в Ленинградском институте ОММ, руководителем которой стала директор института Ю.А. Менделеева. Названные события дают достаточные основания заявить о том, что впервые в мире начинает создаваться государственная система охраны здоровья матери и ребенка. И как бы мы не относились с высоты нашего времени к большевистскому режиму в истории России, остается фактом, что государственный подход (государственная политика) как система правовых, социальных, научных и медико-организационных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, впервые был реализован в нашей стране. Это её неоспоримый вклад в развитие мировой цивилизации, яркая страница в истории медицины. Удивительно чутко (хотя и был по С. Есенину «лицом к лицу» с теми событиями, т. е. не на расстоянии от них) данный факт заметил великий русский педиатр Георгий Нестерович Сперанский. Ещё в 1926 г. он писал: «В нашей республике в области охраны материнства и младенчества со времени революции совершен громадный шаг вперед, настолько большой, что во многом мы сразу далеко опередили наших культурных соседей, несмотря на общую отсталость в культурно экономическом отношении»[3].
Однако в силу идеологических причин, идеологемы – «в стране социализма социальный фактор перестает играть решающую роль в формировании здоровья» – кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, а названные педиатрические – в кафедры ОММ.
В 1966 г. в медицинских вузах СССР кафедры организации здравоохранения получают название «социальной гигиены и организации здравоохранения». Начинается ренессанс советской социальной гигиены. Методологическим и методическим центром её развития становится кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова, которую в 1965 г. возглавил (и до сих пор руководит!) выдающийся отечественный социал-гигиенист и историк медицины, признанный лидер и авторитет в этой области медицинской науки, академик РАМН, профессор Юрий Павлович Лисицын. Под его руководством была разработана методология комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследований, изучения образа жизни. Следует также упомянуть работы профессора Ольги Васильевны Грининой по созданию методики медико-социального изучения семьи. Названные методические подходы были положены в основу многочисленных медико-социальных исследований состояния здоровья детей. Хотя эти исследования проводились, как правило, на кафедрах социальной гигиены и организации здравоохранения, но они создали почву для возрождения клинико-социального направления в педиатрии и, как результат, постановки вопроса о создании кафедр социальной педиатрии.
Характеризуя второй этап развития социальной педиатрии, не могу хотя бы мимоходом не сказать если не об исторических закономерностях, то об удивительных совпадениях. Подразделения под именем «социальная педиатрия» появляются именно в тех двух учреждениях, где в 20-х годах были организованы кафедры социальной гигиены матери и ребенка. В 1977 г., т. е. в тот год, когда возникает ЕОСП (второе удивительное совпадение!), в Институте педиатрии АМН СССР (этот институт стал наследником Государственного научного института ОММ) по инициативе и под руководством профессора Евгения Анатольевича Лепарского создается лаборатория социальной педиатрии. В 1986 г. профессор Николай Глебович Веселов в Ленинградском медицинском педиатрическом институте (наследник Ленинградского института ОММ) на факультете усовершенствования врачей организует первую в стране кафедру социальной педиатрии. Начиная с этого же года, по предложению заместителя министра здравоохранения РСФСР А.Г. Грачевой, на педиатрических факультетах медицинских вузов России организуются кафедры поликлинической педиатрии, в учебных программах которых достаточно много уделяется времени профилактическим и организационным вопросам. По инициативе заместителя министра здравоохранения СССР А.А. Баранова, в 1988 г. создаются три кафедры медико-социальных проблем охраны здоровья матери и ребенка для последипломной подготовки педиатров: в Москве в Центральном институте усовершенствования врачей (заведующая профессор Ирина Петровна Каткова, а через три года – профессор Николай Николаевич Ваганов), в Горьковском медицинском институте (зав. – профессор В.Ю. Альбицкий), в Киеве (зав. – профессор З.А. Шкиряк-Нижник).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания"
Книги похожие на "Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Альбицкий - Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания"
Отзывы читателей о книге "Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания", комментарии и мнения людей о произведении.