Александр Баранов - Институт педиатрии
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Институт педиатрии"
Описание и краткое содержание "Институт педиатрии" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена становлению и развитию Института педиатрии в период с 1940 г., когда он был преобразован из Центрального института охраны материнства и младенчества, по 1998 г., когда вошел в состав вновь созданного Научного центра здоровья детей РАМН. В книге освещены причины создания Института, отражены структурные и штатные изменения в процессе его функционирования, показаны организация и формирование первых в стране педиатрических специализированных клинических и лабораторно-диагностических подразделений, отечественных научных школ, роль ученых в создании головного многопрофильного научно-исследовательского учреждения педиатрического профиля. Представленные данные основаны на результатах изучения архивных документов Министерства здравоохранения и Академии медицинских наук, монографий, актовых речей ученых Института, статей из медицинских журналов и научных сборников.
Книга предназначена для врачей, а также широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной педиатрии.
В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, С. А. Шер
Институт педиатрии
© Союз педиатров России, 2013
© Научный центр здоровья детей РАМН
© Издательство «ПедиатрЪ», 2013
* * *Список сокращений
АГ – артериальная гипертензия
АМН СССР – Академия медицинских наук Союза Советских Социалистических Республик
АТФ – аденозинтрифосфат
БА – бронхиальная астма
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ВПР – врожденные пороки развития
ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации
ГБ – гипертоническая болезнь
ГН – гломерулонефрит
ГНИОММ – Государственный научный институт охраны материнства и младенчества
ДОМ – Дом охраны младенца
ДЦП – детский церебральный паралич
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ИВЛ – искусственная вентиляция легких
КДЦ – консультативно-диагностический центр
НЦЗД РАМН – Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук
ОММ – охрана материнства и младенчества
РААС – ренин-ангиотензин-альдостероновая система
УЗИ – ультразвуковое исследование
ХПН – хроническая почечная недостаточность
ЦНИИОММ – Центральный научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества
ЦНС – центральная нервная система
ЭКГ – электрокардиография
HBV – вирус гепатита В
Ig – иммуноглобулин
IL – интерлейкин
INF – интерферон
Th – Т хелперы
TGF – трансформирующий фактор роста
TNF – фактор некроза опухоли
Введение
Одним из важнейших этапов в развитии отечественной педиатрии и 250‑летней истории Научного центра здоровья детей РАМН является деятельность Института педиатрии. Он стал наследником Центрального научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества (ЦНИИОММ), преобразованного в Центральный научно-исследовательский педиатрический институт Минздрава СССР, передав охрану здоровья матери в Институт акушерства и гинекологии.
Каковы были причины преобразования Института охраны материнства и младенчества в Институт педиатрии? Дело в том, что цели и задачи, поставленные после гражданской войны перед институтом ОММ, в основном были достигнуты и решены: прежде всего, была создана весьма эффективная государственная система охраны здоровья матери и младенца. Ее успешное функционирование обеспечивалось следующими достижениями.
Во‑первых, была обоснована и воплощена в жизнь организационная структура системы – сеть женских и детских консультаций, молочных кухонь, яслей, домов матери и ребенка. Во‑вторых, проведен комплекс научно-исследовательских работ по изучению особенностей морфофункционального и нервно-психического состояния и развития организма здорового и больного ребенка раннего возраста. В‑третьих, организована система подготовки педиатрических кадров, в том числе и по проблемам физиологии и патологии детей раннего возраста.
Вместе с тем становилось все более очевидным, что за интенсивной работой в области раннего детства как бы забывались проблемы здоровья детей более старших возрастов. Условное подразделение на микро- и макропедиатров явно нарушало генетически обусловленную связь между ранним и дошкольным, а затем и школьным периодом развития ребенка. Возникло понимание того, что необходимо объединить детские консультации с пунктами охраны здоровья детей и подростков в детские поликлиники. Об этом, например, говорится в автобиографии Ф. И. Зборовской, личное дело которой хранится в отделе социальной педиатрии НЦЗД РАМН. Она пишет, что в отделе гигиены и организации детских учреждений института ОММ начал проводиться организационный эксперимент по такому объединению, но начавшаяся Великая Отечественная война сорвала его завершение. О том же свидетельствуют данные из доклада Т. Е. Гронковской [1].
С другой стороны, как констатировал М. Я. Студеникин, «целесообразно было начинать изучение вопросов физиологии и патологии дошкольного и школьного возраста, которые серьезно почти не разрабатывались»[1].
Итак, резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: ЦНИИОММ решил задачи научного обоснования новой государственной системы ОММ; снижения детской смертности и подготовки квалифицированных кадров в области охраны здоровья матери и ребенка. Перед Институтом же педиатрии встали другие задачи: обоснование теоретических основ этиологии, патогенеза и клинической диагностики различных заболеваний, оказания специализированной терапевтической помощи и разработка профилактических мероприятий с учетом новых научных достижений.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники Института педиатрии вели напряженную работу и в Москве, и в эвакуации, по возвращении из которой в 1943 г. возобновили прерванные исследования[2].
В целях дальнейшего развития отечественной медицинской науки 30 июня 1944 г. Совнарком СССР принял Постановление об учреждении при Наркомздраве СССР Академии медицинских наук (АМН) СССР. В феврале 1945 г. Институт педиатрии вошел в число учреждений отделения клинической медицины АМН CCСР.
Периодизация истории Института педиатрии АМН СССР в рамках современной отечественной педиатрии позволяет выделить три периода, исходя из истории страны и развития отечественной педиатрии.
1. 1946–1950 гг. Послевоенный период.
В первые годы после Великой Отечественной войны, когда страна понесла огромные людские потери, включая детское население, перед работниками педиатрического сектора здравоохранения встали задачи по сохранению жизни и здоровья детей.
2. 1951–1960 гг.
В стране в основном закончено восстановление разрушенных войной различных звеньев народного хозяйства, включая здравоохранение. В 1951 г. происходит смена руководства Института – с поста директора уходит Г. Н. Сперанский. Фактически завершается эпоха великого русского педиатра. Приходит другое поколение директоров в лице М. Н. Казанцевой, а затем О. Д. Соколовой-Пономарёвой. В этот период организуется специализированная клиника для детей старшего возраста, где начинается глубокое изучение ревматизма, патологии сердечно-сосудистой системы, болезней крови, пищеварительного тракта. За непродолжительное время эта клиника становится одной из ведущих в стране как по размаху проводимых в ней исследований, так и по подготовке научных кадров.
3. 1961–1998 гг.
Этот период знаменуется началом деятельности нового руководства в лице М. Я. Студеникина и характеризуется интенсивным продолжением создания специализированных лабораторно-диагностических и терапевтических подразделений. НИИ педиатрии АМН СССР становится головным педиатрическим учреждением в СССР, в нем получают значимое развитие международные связи. Этот период можно охарактеризовать как эпоху академика М. Я. Студеникина.
Глава 1
Институт педиатрии в послевоенное время (1946–1950 гг.)
В первые послевоенные годы важнейшими задачами, стоявшими перед органами детского здравоохранения, являлись:
• организация медико-санитарного обслуживания как эвакуированного, так и всего детского населения;
• сохранение эпидемического благополучия, т. е. пресечение распространения инфекционных заболеваний – неизбежного спутника массовой эвакуации;
• восстановление детских лечебно-профилактических учреждений;
• усиление аппарата на местах и руководство периферией.
Ситуация осложнялась значительным снижением количества педиатров: из 16,7 тысяч врачей, насчитывавшихся до войны, 6 тысяч ушли на фронт или в военные госпитали [2].
Основная проблематика, по которой в Институте педиатрии велась научная работа в первые послевоенные годы, включала в себя такие темы, как острые детские инфекции; расстройства желудочно-кишечного тракта, в том числе дизентерия, и борьба с ними; дистрофия у детей; вопросы питания и роль витаминов; физическое развитие детей; участившиеся в военные годы рахит, туберкулез, тяжелые формы пневмонии, нервные болезни и психопатические состояния; мероприятия по снижению детской заболеваемости и смертности [2].
В послевоенные годы Институт развивается как научно-исследовательское клиническое педиатрическое учреждение.
Институт педиатрии в первые послевоенные годы (1945–1948 гг.) возглавляла Ф. И. Зборовская, которую сменил на этом посту академик Г. Н. Сперанский (1948–1951 гг.).
1.1. Структура и штат Института
В феврале 1946 г., согласно принятому Приказу № 27, Президиум АМН СССР объявляет структуру и штатное расписание Института, утверждает его руководство: директор – Ф. И. Зборовская, заместитель директора по научной части – Г. Н. Сперанский, Ученый секретарь – старший научный сотрудник М. Я. Турецкий, главный врач – М. А. Виннер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Институт педиатрии"
Книги похожие на "Институт педиатрии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Баранов - Институт педиатрии"
Отзывы читателей о книге "Институт педиатрии", комментарии и мнения людей о произведении.