Игорь Царьков - Развитие правопонимания в европейской традиции права

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие правопонимания в европейской традиции права"
Описание и краткое содержание "Развитие правопонимания в европейской традиции права" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории развития правового знания. Автор рассматривает те периоды в истории политико-правовых учений, в которых происходили кардинальные изменения в структуре правового знания, смена правовой парадигмы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и философских факультетов, для широкого круга читателей, интересующихся историей развития правовых знаний.
67
Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1998. – С. 112.
68
Термин «миряне» стал употребляться папами с 1075 г., чтобы подчеркнуть отличие духовенства от гражданских лиц и то, что светская власть не обладает религиозной функцией.
69
Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991. – С. 337.
70
Эта система была аналогичной той, что господствовала в Восточной Римской империи и которая позже была на Западе осуждена как «кесаре-папизм».
71
Cambridge Medieval History. Vol. V. P. 10.
72
Ehler S. Z. and Morrall J. B. Church and State through the Centuties. – London, 1954. – P. 43–44.
73
В общей сложности за столетие до 1059 г. из 25 пап 21 был прямо назначен императорами, а 5 ими же уволены.
74
Цит. по: Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1998. – С. 141.
75
Ульпиан Д. Фрагменты // Памятники римского права. – М., 1998. – С. 157.
76
Дигесты Юстиниана. М., 1984. – С. 19–21.
77
Софистическая практика в Древней Греции подвигнула Аристотеля к формулированию правил высказывания (формальной логики).
78
В Новое время тоже меняется концепция «разума», а следом изменилось и правовое мышление. За разумом стали признавать способность достижения наибольшей выгоды при наименьших затратах (экономичность).
79
Дигесты Юстиниана составлялись из практической целесообразности «включить в один кодекс столько разрозненных томов авторов, освободив их от излишних повторений и исключив те нормы, которые вышли из употребления».
80
Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992. – С. 260.
81
Примечателен тот факт, что год издания книги П. Абеляра «Да и Нет» совпадает с годом заключения Вермсского конкордата (1122 г.)
82
См.: Abailard P. Sie et Non: A Critical Edition / Ed. Blanche Boyer and Richard McKeon.– Chicago, 1976.
83
Цит. по: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб., 1994. Т. 2. – С. 111.
84
Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992. – С. 75.
85
Аквинский Ф. Сумма теологии. Фрагменты // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 175.
86
См.: Ullman W. Law and polities in the Middll apess. An introduction to the sources of medival political ideas. – Ithaca, 1975.
87
Глоссы – комментарии на полях Дигест Юстиниана.
88
Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994. – С. 160–161.
89
Дигесты Юстиниана. – М., 1984. – С. 121.
90
Аннерс Э. История европейского права. – С. 163.
91
Болонский университет в XII–XIII вв. был европейским центром юридического образования. По современным данным, в Болонье в эти века одновременно изучали право до десяти тысяч студентов со всей Европы.
92
Павел. Послание к галатам. – С. 3, 28.
93
Ed. by Friedberg E. Corpus Juris Canonici. Vol. 1 (1879 reprint/ed. Gras, 1959). P. 2.
94
Разработанная Грацианом иерархическая система источников права использовалась европейскими юристами вплоть до первой половины века. Так, еще Г. Гроций в своем знаменитом трактате «О праве войны и мира» сохраняет подобную систематизацию, но только с одной оговоркой: «Естественное право… столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом» (Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1994. – С. 72).
95
В исламской правовой традиции такая работа не была проделана и Коран остался непосредственным источником права для шариатского суда.
96
Подробнее см.: Альбов А. П., Масленников Д. В. Учение Фомы Аквинского о естественном законе // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 1999. № 2.
97
Дигесты Юстиниана. – М., 1984. – С. 23–25.
98
Там же. С. 23.
99
Гай. Институции. – М., 1997. – С. 17.
100
Там же. С. 24.
101
Там же. С. 35.
102
Гай. Институции. – М., 1997. – С. 85.
103
Павел Ю. Пять книг сентенций к сыну // Памятники римского права. – М., 1998. – С. 135.
104
Хвостов В. М. Система римского права. – М., 1996. – С. 20.
105
Цит. по: Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. – М.: Вестком, 1999. – С. 223–224.
106
См.: М. Villey. Dialectique et droit naturel // Riv. Inter, di filosofia del firitto. – Roma, 1973. Vol. 50/ № 4. – P. 821–831.
107
Summa Theologica. – New York, 1974,1–2 Qu. 94, art 4.
108
Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. – М.: Вестком, 1999. – С. 225.
109
Там же.
110
Это положение Ф. Аквинского сохраняет свою актуальность и для современных естественно-правовых доктрин.
111
См.: Kantorowicz E. H. The King's Two Bodies A Study in Medieval Political Theory. Princeton. – N.-J., 1957. – P. 143–192.
112
Nelson J. L. Royal saints and Early Medieval Kingship // Politics and ritual in Early Medieval Europe. – London, 1986. – P. 72–73.
113
Kemp E. W. Cannonisation and autority in the Western Church. – Owford, 1948. – P. 73.
114
Ullmann W. Medieval political Thought. – Harmondworth,1975. – P. 250.
115
Kern F. Kingship and Law in the Middle Ages. – Oxford, 1939. – P. 83–84.
116
Van Caenegen R. С. Das Recht im Mittelalter. – Miinchen, 1981. – S. 629.
117
Отлучение короля от церкви предоставляло право подданным расторгнуть клятву вассальной верности.
118
Первым сторонником идей секуляризации в средние века был Марсилий Падуанский (ум. до 1343), но даже у таких последующих мыслителей, как Н. Макиавелли и Т. Гоббс, еще прослеживается мысль о необходимости подчинения церкви государству.
119
Бернадский Г. Г. Естественное право в истории правовых учений. – СПб., 2001. – С. 61.
120
Marguard О. Neuzeit vor der Nouzeit?: Zur Entdramatiorung der Mittelalter – Neuzeit – Zasur // Philosophie im Mittelalter: Entwicklungslinien und Paradigmen. – Hamburg, 1987. – S. 372.
121
Представители естественно-правового направления до сих пор используют схоластическую методологию.
122
Долгов К. М. Итальянские этюды. – М., 1987. – С. 3.
123
Там же. С. 33.
124
Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Жизнь Никколо Макиавелли. – СПб., 1993. – С. 317.
125
Там же.
126
Цит. по: Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996. – С. 55.
127
Там же.
128
Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1994. – С. 58.
129
См. подробнее: Царьков И. И. Схоластический метод анализа и синтеза правовых явлений в средние века // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. – Тольятти: ВУиТ, 2000. № 9.
130
Декарт Р. Соч. В 2 т. – М., 1989. Т. 1. – С. 80–81.
131
Torre Revelto J. Pedro Martir de Angleria у su De Obra Novo – Thesaurus. – Bogota, 1957. T. XII. – P. 140.
132
О популярности темы Нового света говорит тот факт, что записки и письма путешественников издавались по многу раз и на разных европейских языках. Так, например, «Декады Нового Света» Педро Мартира за 50 лет с 1504 г. переиздавались 27 раз, и не только на латинском языке, но и на испанском, французском, немецком и английском. См.: Мордвинцев В. М. Рождение легенды о «добром дикаре» // История социалистических учений. – М., 1981. – С. 256–272.
133
Цит. по: Collection de documentos ineditos relativos al descubrimiento, conquiista у organization de las antiguas posesiones espanolas en America у Oceania. – Madrid, 1864. V. X. – P. 498.
134
Берн Ж. История великих путешествий. Мореплаватели XVIII века. – М., 1993. – С. 186.
135
Локк Д. Соч. В 3 т. – М., 1988. Т. 3. – С. 12.
136
Цит. по: Уоллэйс М. Мир Леонардо. – М., 1997. – С. 132.
137
Цит. по: Там же. С. 113.
138
Леонардо да Винчи. Суждения. – М., 2000. – С. 70–71.
139
Там же. С. 70.
140
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996. – С. 15.
141
Термин бэконовской теории познания tabula rasa в отечественной литературе часто переводят «чистая доска», толкуя теорию познания как сугубо эмпирическую. На самом деле в текстах английского мыслителя употребляется термин tabula abrasa – «доска очищенная», что придает теории познания совсем другое звучание. Tabula rasa в латинском языке означала доску с начертанными на ней законами, которая выставлялась на римском форуме для всеобщего обозрения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие правопонимания в европейской традиции права"
Книги похожие на "Развитие правопонимания в европейской традиции права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Царьков - Развитие правопонимания в европейской традиции права"
Отзывы читателей о книге "Развитие правопонимания в европейской традиции права", комментарии и мнения людей о произведении.