Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"
Описание и краткое содержание "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены результаты изучения личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников в контексте рассмотрения проблемы соотношения личностного и когнитивного развития ребенка. Автором выявлено, что определяющим в развитии интеллектуальной одаренности младших школьников является личностное побуждение к развитию собственного интеллекта, основу которого составляет внутренняя позиция личности, проявляющаяся в сознательном отношении одаренного ребенка к окружающему миру и к собственному развитию. Выявленные личностные особенности, а также особенности самоотношения и социальной позиции одаренных младших школьников расширяют знания о возможных способах развития интеллектуальной одаренности, а также способствуют выстраиванию эффективной системы образования с учетом особенностей личности одаренного ребенка.
Монография предназначена для широкого круга читателей, включая преподавателей, студентов педагогических вузов, педагогов образовательных учреждений, психологов, родителей и всех интересующихся вопросами развития интеллектуальной одаренности ребенка.
Н. М. Мякишева
Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников
© Н. М. Мякишева, 2011
© МПГУ, 2011
© Оформление. Издательство «Прометей», 2011
* * *Введение
Проблема развития интеллекта ребенка привлекает внимание специалистов, так как современный уровень развития общества требует постоянного поиска тех условий, которые способствовали бы развитию психических функций ребенка, в том числе и его интеллекта.
Интеллектуальная одаренность обычно определяется через достижения, а они непосредственно связаны не только с функционированием интеллекта, но и с действием личностных особенностей. Вопросы о том, каковы эти особенности и как они соотносятся с развитием интеллектуальных способностей ребенка в период младшего школьного возраста, явились центральными в нашем исследовании.
Выявление личностных особенностей развития интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте может способствовать расширению знаний о возможных способах развития интеллектуальной одаренности ребенка и решению вопросов, связанных с построением системы развивающего, личностно-ориентированного образования, направленного на развитие как когнитивных функций одаренного ребенка, так и личностных особенностей интеллектуальной одаренности.
Монография состоит из трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложений.
Первая глава монографии посвящена исследованию эволюции представлений о феномене одаренности в философии и психологии, а также рассмотрению и классификации современных концепций интеллектуальной одаренности. Во второй главе определяются основные современные подходы к проблеме взаимосвязи личностного и интеллектуального развития, а также рассматривается проблема социального интеллекта как связующего звена между личностью и академическим интеллектом. В третьей главе монографии описываются основные методы и обсуждаются результаты эмпирического исследования личностных особенностей развития интеллектуально одаренных младших школьников. В Заключении резюмируются основные теоретические изыскания и практические результаты исследования проблемы личностных особенностей развития интеллектуальной одаренности ребенка.
В Приложении приводятся бланки методик, разработанных в рамках проведения эмпирического исследования, а также таблицы статистических данных.
Глава 1. Феномен детской интеллектуальной одаренности
§ 1. Проблема одаренности в философии и психологии
Первостепенной задачей данной работы является прослеживание эволюции представлений об одаренности в философии и психологии.
В античной философии зародились основы постижения проблемы одаренности личности. Изначально представления о природе выдающихся способностей были связаны с понятием «гений». В современной трактовке данное понятие – гений (лат. genius) – определяется как высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой одаренностью.
Во взглядах древних философов, как и их потомков, современных теоретиков, имеются общие черты. Например, одна из главных заключается в отнесении гения к высшим проявлениям творчества личности. При этом существуют различия относительно рассмотрения вопроса о врожденном или приобретенном характере гениальности. В античной культуре гений рассматривался как фигура мифологическая, соединяющая в себе бессмертное божество и смертного человека. Именно это представление о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в европейской философии и в обыденном сознании вплоть до конца XIX в. Гений считался счастливым избранником богов, посланным на землю, дабы силой духа озарить человеческий путь к совершенству и величию [105]. Таким образом, представления древних философов о природе выдающихся способностей были связаны с верой в их божественную предопределенность, а сами способности считались божественным даром.
Гений считался творцом, божественный дар которого проявлялся в процессе творчества в форме божественной одержимости поэта к сочинительству. Так, Платон считал одержимостью особый вид вдохновения, дарованного художнику божественными силами и служащего источником творчества. В диалогах его героев можно проследить данную мысль.
Например, в одном из диалогов, Сократ увещевает рапсода Иона: «Поэты, творя, говорят много прекрасного о различных предметах, как ты о Гомере, не от умения, а по божественному наитию» [84].
При всей убежденности древних философов в божественной предопределенности гениальности, допускалось рассмотрение развития способностей ребенка средствами воспитания добродетелей (этические, интеллектуальные и т. д.). В «Накомаховой этике» Аристотель писал, что природные дарования не находятся в нашей власти, а нравственное воспитание способствует развитию способностей. Однако обучение, с точки зрения Аристотеля, не на всех имеет воздействие, и на тех людей, кто «худой породы», нужно налагать наказания и возмездия, а неисправимых выгонять вон из государства [5].
При рассмотрении философских воззрений на природу гениальности и одаренности в средневековой философии также проявляется связь гения с божественным началом. В христианском понимании Бог рассматривался как творец, созидающий мир, а одаренность понималась как дар Божий, которым человек волен либо распорядиться для собственного блага, либо пренебречь им. Данная идея отразилась в евангельской притче о трех слугах, по-разному распорядившихся серебром, полученным ими от господина, отправившегося в дальнюю страну (Мф. 25, 14–30). С точки зрения Е.Е. Крашенинникова, исследователя проблемы творчества средневековья, стоит говорить о недостаточной изученности психологии данного исторического периода. В трудах средневековых богословов слово «творчество» было неподходящим. Божественные догматические нормы устанавливали правило неизменности всего сущего, соответственно без создания кем-либо чего-либо вообще кроме Бога-творца. Очевиден вопрос: каким образом тогда возникали новые творения, совершались открытия и создавались изобретения? По всей видимости, теоретиками, выдвигавшими новые идеи, в те времена могли быть либо совершенно не принадлежащие к данной культуре, либо представители соседних культур, изобретения которых могли быть переняты. Считалось, что причиной творения являлся так называемый переизбыток в самом творце.
В период эпохи Возрождения культ гения как присущего личности творческого начала получил наибольшее распространение и достиг своего апогея в романтической эстетике. Представители того времени также признавали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам, скульпторам, т. е. творцам. При этом в понимании людей того времени художник должен был иметь не только выдающиеся способности в сфере изобразительного искусства, но и быть осведомленным как в науках, так и в искусствах. И живописец, и скульптор, и музыкант, и композитор, равно как и представители других художественных профессий, должны были одинаково хорошо владеть и своим ремеслом, и философией, и естествознанием, и грамматикой, и риторикой, и многими другими областями знания и сферами деятельности. Не случайно время эпохи Возрождения называют временем титанов, временем великих энциклопедистов [6].
Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, – Хуана Уарте. Ученый связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. По мнению мыслителя, «государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит» [123]. Работа Х. Уарте была одним из первых в истории психологии трудов, где в качестве основной задачи рассматривалось изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора. Х. Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означало бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого [105].
Эпоха Просвещения, применительно к изучению эволюции представлений о природе одаренности, внесла собственные поправки в ход истории, а именно – опровергла утверждение теоретиков-предшественников о божественной предопределенности выдающихся способностей, выдвинув в противовес ей постулат о ведущей роли воспитания в развитии выдающихся способностей ребенка. Причиной тому послужила модернизация архаичных структур повседневности сознания. Рост городов, коммуникации, прогресс технологий – все это говорило о развитии капиталистических отношений и усложнении социальных связей. Разделение труда, процесс дальнейшей дифференциации наук и искусств, совершенствование образовательно-воспитательной практики поставили новые проблемы перед теоретиками этого периода. По существу все свои надежды они возлагали на воспитание. При этом воспитанию художественно-эстетическому отводили особую роль. Эстетическое начало, по их мнению, способно было смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в гражданина. Отсюда приоритетным направлением в развитии человека считались высокая образованность, изящество манер и вера в принцип личной чести, а также представления о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыслом [28].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"
Книги похожие на "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Мякишева - Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников"
Отзывы читателей о книге "Личностные особенности развития интеллектуально одаренных младших школьников", комментарии и мнения людей о произведении.