» » » » Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды


Авторские права

Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды

Здесь можно купить и скачать "Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды
Рейтинг:
Название:
Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-4263-0006-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Описание и краткое содержание "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" читать бесплатно онлайн.



Эта книга о жизни и творчестве великого русского писателя Н. В. Гоголя, подготовленная к 200-летию со дня его рождения, содержит анализ и обобщение с современных позиций всего созданного писателем более чем за 20 лет его деятельности. Кроме того, в работе приведены и прокомментированы основные труды отечественных литературоведов, посвященные Н. В. Гоголю. Таким образом, книга может быть полезна в качестве учебного пособия для студентов и специалистов-филологов, а также как интересное чтение для широкого круга массового читателя.






Л. М. Крупчанов

Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды

Светлой памяти моего отца Макара Тимофеевича Крупчанова посвящаю

Знаю, что имя мое после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слез, произнесут примирение моей тени.

Н. В. Гоголь

© Л. М. Крупчанов, 2011

© МПГУ, 2011

© Оформление. Издательство «Прометей», 2011

* * *

Введение

«Гоголю во многом обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Потому он имел славу возбудить во многих вражду к себе. И тогда будут все единогласны в похвалах ему, когда исчезнет все подлое и низкое, против чего он боролся!» – писал известный русский критик Н. Г. Чернышевский. Эти слова хорошо раскрывают гуманистический смысл творчества Гоголя, социальную активность и направленность содержания созданных им произведений. Гоголь широк и многообразен как художник. Это многообразие проявляется в тематике. Он пишет о русских и украинских крестьянах («Вечера на хуторе…», «Мертвые души»), об уездных и губернских помещиках («Миргород», «Мертвые души»), о столичных нравах («Петербургские повести»). Гоголь многообразен по способам художественного изображения. Он и романтик-фантаст, и юморист, и реалист-сатирик. Гоголь умеет проникнуть в самые глубины не только социальных, но и нравственных, морально-этических, психологических отношений и состояний людей. Он может прикинуться добродушным, веселым украинским Пасечником-рассказчиком фантастических народных легенд («Вечера на хуторе близ Диканьки»), грустным наблюдателем низости человеческих страстей («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), поэтическим исследователем социальных болезней («Нос», «Записки сумасшедшего»). Столь же многообразен талант Гоголя в жанровом отношении. Он автор поэмы в стихах («Ганц Кюхельгартен»), ряда драматургических произведений (в том числе комедий «Ревизор» и «Женитьба»), поэмы-романа («Мертвые души») и четырех циклов повестей («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Арабески», «Миргород», «Петербургские повести»). С другой стороны, при указанном многообразии творчество Гоголя характеризуется определенным единством как в способах изображения действительности, так и в формах выражения этих методов, то есть в индивидуальной манере.

Гоголь вместе с Пушкиным явился основоположником самого живого и плодотворного направления в русской литературе – направления критического реализма. И эта реалистическая тенденция в разных формах отмечается на всех этапах творчества Гоголя. Что касается индивидуальной манеры Гоголя, то, по удачному выражению Пушкина, она характеризуется формулой «смех сквозь слезы», в которой зафиксированы специфический гоголевский взгляд на мир, а также особенности его юмора, тесно связанного с реализмом.

Эти общие черты таланта Гоголя нашли отражение во всех его произведениях, в том числе и в повестях, явившихся существеннейшей и значительней шей частью его творческого наследия. Гоголь на протяжении всей своей творческой деятельности постоянно возвращался к повестям: первые его повести относятся к концу 1820-х – началу 1830-х годов, последние – уже к 40-м годам XIX века. К изучению здесь привлечен весь основной массив творчества Гоголя, включая незавершенные произведения. Некоторые работы изучаются впервые. Критерием верности наблюдений и выводов при этом является текст произведений писателя.

При всей кажущееся ясности и незыблемости принципов изучения творчества Гоголя и основных выводов, зафиксированных в русской литературной науке первой половины XIX века, количество подходов к изучению и трактовок особенностей личности и творчества писателя стремительно возрастало во второй половине XIX-го и на протяжении всего XX столетия, приобретая черты таинственности и непостижимости, легендарности.

Мы стремились в компактной форме подключить к исследованию весь океан фактов и домыслов, мифов и фантазий, окутавших имя Гоголя почти за два века его изучения и выйти на определенный уровень их системно-типологического осмысления. Параллельно и в связи с рассмотрением литературы о Гоголе дается хронологически выстроенный анализ творчества писателя, что позволяет использовать данную работу в качестве учебного пособия для вузов и школ.

В первой части работы – материалы прижизненного периода, то есть литература о Гоголе первой половины XIX века. Здесь деятельность писателя рассматривается в соотнесении с двумя другими ключевыми фигурами истории русской литературы этой эпохи – А. С. Пушкиным и В. Г. Белинским: ведь основные черты и тенденции развития русской литературы первой половины XIX века определены деятельностью именно этих трех литераторов – Пушкина, Гоголя и Белинского. В соответствии с этим замыслом в первом разделе работы творчество Гоголя 1820-х – 1830-х годов представлено в связи с общественно-литературными взглядами Пушкина; второй раздел – Гоголь в 1840-х годах – дается под углом зрения оценок Белинского. Здесь же анализируется религиозная проза писателя. При этом рассматривается уровень личных контактов и используются эпистолярные материалы.

Вторая и третья часть работы – типологические аспекты литературы о Гоголе второй половины XIX-го и XX века. В «пушкинский» период творчества Гоголя, то есть в 1820-е – 1830-е годы, созданы все циклы гоголевских повестей и вся его драматургия, включая «Ревизора». «Пушкинский» период вместе с тем можно считать и «российским», так как с окончанием «Ревизора» Гоголь бывал в России лишь наездами. В 1840-е годы, то есть в период Белинского, Гоголь пишет «Выбранные места из переписки с друзьями» и произведения религиозной проблематики.

Так как А. С. Пушкин – человек и художник – играл огромную, может быть решающую, роль в жизни и деятельности Н. В. Гоголя, мы избрали в качестве основных вех периодизации жизни и творчества уровень и формы общения писателя с великим поэтом, зафиксировав их на предпушкинском, пушкинском и после-пушкинском этапах развития.

Часть I

Допушкинский период в жизни и творчестве Н. В. Гоголя

Глава I

Величие замыслов. Ранний период жизни и творчества Н. В. Гоголя

1. Допетербургский этап. Начало пути (1809–1828)

Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года на Украине, в селе Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика Гоголя-Яновского, имение которого Васильевка (Яновщина) располагалось неподалеку. В Васильевке прошло детство Николая Васильевича. Отец его выступал как местный драматург, пьесы которого ставились в соседнем имении богатого родственника Гоголей Д. П. Трощинского. Гостем в Васильевке бывал известный драматург и поэт В. В. Капнист, которого Гоголь выделял и позднее внимательно изучал. Таким образом, обстановка, с детства окружавшая Гоголя, была живой, творческой.

Лингво-образная широта восприятия юным Гоголем окружающей действительности определила в дальнейшем характер его творчества, его стиль. В творчестве Гоголя своеобразно переплетались и сливались общие и специфические особенности развития культур русского и украинского народов. Вместе с тем общение в семье и затем в учебных заведениях, где он учился, осуществлялось на русском языке и нет никаких оснований размышлять по поводу национальной специфики его творчества: его русский язык лишен какого-либо отпечатка билингвизма не только в творчестве, но и за его пределами.

С 1818 по 1821 г. Гоголь обучается в Полтавском уездном училище, а в 1824-м поступает в Нежинскую Гимназию высших наук. К пятому классу гимназии (1824) он достигает того уровня самосознания, когда начинает осознавать себя как личность, оценивать, свои возможности и творческие перспективы. Он пишет домой, что, несмотря на слабое здоровье, он учится хорошо, принимает участие в деятельности гимназического театра и журналов. По воспоминаниям, это были журналы: «Метеор литературы», «Звезда», «Литературное эхо», «Северная заря», «Парнасский навоз» и др. он участвует в спектаклях, пишет стихи, рисует. В письме отцу (22.01.1824) Гоголь говорит, что «переменился, как в нравственности, так и в успехах». Видимо, о том же перевороте, как о первом этапе взросления, говорится в его письме к матери в ноябре 1826 г. Указывая позднее на лирический и серьезный характер своих юношеских произведений, Гоголь противопоставляет его последующему сатирико-юмористическому периоду в прозе и драматургии. Творчество Н. В. Гоголя исследовано обстоятельно, всестороннее. Учтены не только специальные работы, но и мемуарные замечания, эпистолярные свидетельства, предположения и даже намеки на тончайшие нюансы, касающиеся отдельных произведений и фактов биографии писателя. В первом томе Полного собрания сочинений и писем в 23 тт. (Москва, «Наследие», 2001) на основе современного фактического уровня знаний проведена аналитическая и сопоставительная работа, сделаны соответствующие выводы и обобщения. Учитывая имеющиеся сведения, самый ранний период творчества Гоголя можно рассматривать в нескольких аспектах, различающихся как по характеру произведений, так и по степени их изученности, текстологической доступности. Всеми исследователями творчества Гоголя единодушно утверждается мысль о многогранности его интересов и талантов. Юноша Гоголь, ученик Нежинской гимназии в 1821–1828 гг., выступал как актер, художник, журналист, драматург, поэт, сценарист, прозаик. Жанры ранних произведений различны. Тексты целого ряда из них отсутствуют совсем или известны в отрывках, пересказах или просто упоминаниях. Таких произведений больше десятка. Самое ранее из них – баллада «Две рыбки» – могло быть написано в начале 1820-х гг., т. е. в период учебы в первых классах гимназии. С трагедией «Разбойники», текст которой также не сохранился, Гоголь выступил перед своими товарищами по гимназии тогда же, в первой половине 1820-х гг.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Книги похожие на "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Крупчанов

Леонид Крупчанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Крупчанов - Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды"

Отзывы читателей о книге "Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.