Коллектив авторов - Отечественная социальная педагогика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Отечественная социальная педагогика"
Описание и краткое содержание "Отечественная социальная педагогика" читать бесплатно онлайн.
В хрестоматию включены произведения известных и малоизвестных авторов по педагогическим, психологическим и философским проблемам, отражающие развитие социально-педагогической мысли. Хрестоматия составлена с учетом проблем учебного курса истории социальной педагогики.
Книга предназначена для студентов, изучающих социальную педагогику. Она может быть полезна для аспирантов, преподавателей и исследователей проблем социальной педагогики.
Зальцман рекомендует воспитателю, прежде всего, в самом себе искать причины ненормального поведения ученика. Большею частью или он неправильно оценивает характер поведения мальчика, считая преступлением или проступком то, что является просто проявлением детской натуры; или его приказания противоестественны, почему и естественно, если они нарушаются; или он стремится воспитать всех по одному шаблону, что не справедливо по отношению к большинству. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать из ребенка путем развития и упражнения его сил, ибо развитие – сущность всякого воспитания <…>
К Руссо восходят не только педологические, но и социально-педагогические корни трудовой школы. Руссо, как указывает на это и Монро, повлиял на возникновение и этого течения в педагогике. «Он ясно, – говорит Монро, – выдвинул идею социального воспитания нового типа. Подчеркивая необходимость изучения ремесла или какого-нибудь ручного труда, как воспитывающего фактора, выдвигая вперед некоторые основные социальные добродетели, отвергая формальное воспитание того времени, <…> подчеркивая, в противоположность интеллектуальной стороне воспитания, его эмоциональную и моральные стороны, – он ввел некоторые тенденции, которые вместе с другими, уже осуществленными в то время, вошли социологическое понимание воспитания».
Но еще более глубокое проникновение в сущность социально-педагогических идей мы находим у великих немецких мыслителей – Фихте и Гете. Как истинный социалист, подходит Фихте к вопросам воспитания. Для него оно орудие пересоздания общества. Но, чтобы стать им, оно должно быть социальным по характеру своему, оно должно вылиться в форму трудовой воспитательной общины, своим целостным характером охватывающей всего человека. Воспитательная среда рисуется Фихте в виде обособленной педагогической провинции, являющейся вместе с тем и экономической общиной. Здесь в детях развивают нравственную свободу, а для этого необходима и экономическая самостоятельность на почве свободного труда, полная уверенность в том, что можешь прожить в мире собственной работой. <…>
Наряду с Фихте по пониманию социальных задач педагогики нужно поставить и Гете.
На протяжении своей долгой жизни (1749–1832) Гете совершил революцию от индивидуалистической к социалистической точке зрения. В более раннем, из своих двух педагогических романов («Ученические годы Вильгельма Мейстера») он считает высшей целью воспитания гармоническую выработку личности. В более позднем романе («Страннические годы Вильгельма Мейстера») руководящим принципом выдвигается уже не благо индивида, а благо общества. Растет понимание цели, вырастает и понимание средств. Воспитывает человека, говорит теперь Гете, не тот или иной отдельный фактор, а «вся окружающая обстановка». И Гете делится своими грезами о будущей постановке воспитания, рисуя утопию «педагогической провинции», этого уголка земли, представляющего самостоятельный мир, дающий человеку не казарменную обстановку интерната, а вольную жизнь на лоне природы и разумный и разносторонний физический и умственный труд. <…>
Воспитанники не только учились, но вместе с тем и трудились, производили все необходимое для жизни: в основу воспитания Гете клал физический труд, труд вполне совместимый, по его мнению, с задачами умственного развития, «Житейский труд и навык в нем, – говорит он устами Ярно, – гораздо более совместимы с надлежащим образованием, чем это обыкновенно думают». Это тоже один из основных принципов «педагогической провинции». <…>
Но труд лишь тогда может в полной мере оказать свое благотворное воспитательное воздействие, если он выполняется не в одиночку, а сообща всеми, если каждый трудящийся сознает, что он полезный и необходимый член трудовой артели. <…> Совместный труд укрепляет товарищескую солидарность, заставляет больше ценить друга сотрудника, развивает преданность, любовь и глубокое уважение к товарищеской артели, а рост и укрепление этих чувств, в свою очередь, крепит целое, дает все больше шансов на прочное и долгое существование. <…>
Песталоцци – это истинный основоположник социальной педагогики. Величие Песталоцци в том, что он сделал педагогику орудием для достижения высшей цели, для воплощения в жизнь задач человеческого благополучия. <…>
Он отдался общественному делу всем своим сердцем, полным любви и готовности придти на помощь. И единственным средством для оказания помощи ему представлялось народное образование, идущее снизу и проникающее вглубь. Таким образом, казалось ему, и можно освободить от оков связанные силы, вызвать их к самопомощи, дать им возможность развиться.
Мысль идти на помощь своему народу созрела у Песталоцци очень рано в значительной степени под влиянием идей Руссо, книгу которого он читал с энтузиазмом уже в 16 лет. Песталоцци перепробовал несколько путей, пока нашел свое истинное призвание. Наконец, он уясняет себе, что важнейшая помощь, которую он может оказать своему народу, заключается в том, чтобы помочь освободиться всем силам, заложенным в человеке природой, оживить их, развить, чтобы они в самих себе нашли необходимую поддержку. Он устраивает промышленную школу для 50 бедных детей и стремится на работе развить их в религиозном и умственном отношениях. Школа не шла, – главным образом, из-за отношения родителей, которые брали детей из школы, как только они приобретали некоторые ручные навыки, и пристраивали их к делу, и Песталоцци вынужден был вскоре закрыть ее. В это же время (1780) он <…> написал <…> свою книгу афоризмов под названием: «Вечерние часы отшельника» <…> Уже в этой книге Песталоцци выразил мысль, впоследствии развитую им с большею отчетливостью, о необходимости органического развития индивидуальных задатков путем методического проведения человека через социальные ступени развития человечества, путем постепенного расширения и умственного горизонта, и круга социальных отношений. <…>
За «Часами отшельника» последовал знаменитый социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» и ряд основных педагогических произведений Песталоцци, из которых особенно выделяется «Как Гертруда учит своих детей. Опыт указания матерям, как учить своих детей» (1806). <…>
Воспитание для него – органический рост изнутри, единый процесс развития, приводящий к естественному гармоничному развитию всех сил и способностей человека. <…> Человек походит на дерево. В новорожденном ребенке таятся те способности, которые должны развиваться в течение жизни. Различные отдельные органы его существа постепенно формируются в единство и создают человека по образу и подобию Божиему. <…>
Сущность «метода Пестолоцци». Она заключалась в том, что на каждой ступени давались такие и так подобранные упражнения, чтобы психика неустанно и гармонически развивалась во всех своих способностях выражения. <…> В основание всего должна быть положена наглядность, содействие всех чувств, чтобы все было перечувствовано, пережито. При помощи наглядных жизненных примеров должны быть усвоены и представления о добродетели, вере, любви. Не болтать об этом, а показать это нужно детям. Дитя ни о чем не должно судить раньше, чем приобретет наглядное о том представление. Обучение должно идти в строгой постепенности: ребенка не нужно лишать ничего, к чему он вполне способен, но не нужно его и пичкать тем, с чем он не может еще справиться. <…> Между работой ученика и учителя должно существовать живое взаимодействие. Учитель не должен сам говорить, он должен заставить высказываться и детей. Но при этом дети должны не выдумывать свои ответы и находить необходимые данные из наблюдения. Эти открытия доставят им большую радость. Учитель должен свято почитать индивидуальность своего ученика, не вторгаться насильственно в ход ее развития и не определять по произволу ее направление. Распознавать индивидуальность учащегося, способствовать своеобразному развитию его самостоятельной жизни – огромная радость для воспитателя. <…>
Истинное величие Песталоцци прежде всего заключается в социальном характере его педагогики, в признании тесной связи между социальным вопросом и вопросом об истинном человеческом развитии, в идее – спасти от погибели опустившееся человечество путем пробуждения и укрепления лучших, истинно человеческих сил; признать людей путем образования к самопомощи. Отсюда проистекает уважение Песталоцци к труду и его мысль о необходимости организовать труд, соединиться вместе с детьми в одну рабочую общину. Работа воспитывает для работы, только при ее помощи пробуждаются и освобождаются физические и духовные силы. Работа помогает и развитию ума и нравственных сил, благодаря сознанию значения работы, как силы, связывающей воедино людей. Это сознание просыпается впервые во время совместной работы матери с детьми. Эта дружеская совместность придает нравственный характер работе. Физическая работа должна идти всегда об руку с нравственной. <…>
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечественная социальная педагогика"
Книги похожие на "Отечественная социальная педагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Отечественная социальная педагогика"
Отзывы читателей о книге "Отечественная социальная педагогика", комментарии и мнения людей о произведении.