Владимир Горбунов - Философия. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Философия. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие предназначено для изучения курса «Философия» студентами и аспирантами высших учебных заведений гуманитарных (нефилософских) специальностей. В нем концентрированно и в доступной форме излагаются теоретические основы философского знания. Учебное пособие соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.
Особо может быть рекомендовано студентам, обучающимся по направлению и специальности «Социальная работа». Основные теоретические проблемы философского знания в учебном пособии рассматриваются в тесной связи с задачами практической деятельности социального работника.
Постмарксизм активно ассимилирует идеи немарксистской философии и поэтому представляет собой достаточно широкое и разнородное движение. Среди его представителей следует назвать венгерского философа Дьердя Лукача (1885–1971), Франкфуртскую школу немецкой философии (Юрген Хабермас, р. 1929; Герберт Маркузе, 1898–1979), получивший широкое распространение в 60–70-е годы фрейдомарксизм с его попыткой синтеза представлений о личности во фрейдизме[40] с социальной проблематикой марксизма, а также ряд других направлений.
Видимо, правы те, кто считает, что в марксизме наряду с устаревшими положениями сохраняют свою актуальность многие идеи, обращенные к будущему: о социальной справедливости; преодолении отчуждения человека; коллективной солидарности; ведущей роли отношений собственности, экономической сферы в целом для всей жизни общества. Еще более важны не конкретные выводы, а философская методология марксизма, его последовательно материалистическое мировоззрение и диалектический метод. «Миропонимание Маркса, – подчеркивал Ф. Энгельс, – дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования»[41].
Краткие выводы. Возникновение философии марксизма явилось закономерным процессом обобщения предыдущей философии, откликом на запросы развития естествознания, было обусловлено необходимостью разработки теории общественного развития с учетом интересов нового класса – пролетариата.
Как философия марксизм имеет открытый творческий характер. Став идеологией ряда социалистических государств, он обнаружил склонность к упрощению, вульгаризации и догматизации.
Ныне развитие марксизма реализуется во многих формах, в том числе и в русле «постмарксизма».
Как несомненное достояние духовной культуры человечества, марксизм требует обстоятельного изучения, а его творческое содержание остается, безусловно, жизнеспособным и методологически ценным, касается ли это его мировоззренческих аспектов или его диалектического метода.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему философию Гегеля и Фейербаха можно считать теоретическим источником марксизма?
2. Каковы предпосылки становления и развития марксистской философии?
3. Какова сущность марксистской философии?
4. Каковы исторические судьбы философии марксизма?
Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
1. Становление философии марксизма.
2. Основные проблемы марксистской философии.
3. Марксизм и утопизм.
4. Развитие марксизма в России.
5. Исторические судьбы философии марксизма.
Список литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Культурная революция, 2007. Гл. 5.5. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса (от классической философии к изменению мира).
2. Волков Г. Путь гения. М.: Политиздат, 1975.
3. Волков Г. Рядом с гением гений. М.: Дет. лит, 1984.
4. Гемков Генрих. Мы прожили не напрасно. М.: Политиздат, 1986.
5. Лапин Н. И. Молодой Маркс. М.: Политиздат, 1986.
6. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-традиция, 2003.
7. Ойзерман Т. И. Возникновение марксизма. М.: Канон+, 2011.
8. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. Часть третья. От гегельянства к марксизму. Возникновение и развитие марксизма.
9. Философия и история философии. Актуальные проблемы: К 90-летию академика Т. И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004.
10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (любое издание).
Тема 1.5. Философия России в контексте мировой философской мысли
Русская философия является неотъемлемой составной частью мировой духовной культуры. Вместе с тем в ней ярко проявляется национальная самобытность.
После изучения темы 1.5 бакалавр должен:
• знать:
♦ особенности русской философии;
♦ существующие подходы относительно определения начала русской философии;
♦ философские взгляды М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева;
♦ характерные черты философии Вл. Соловьева;
♦ особенности русского космизма;
♦ место категорий свободы, личности и творчества в философии Н. А. Бердяева;
♦ специфику и основных представителей русской радикальной философии;
• уметь:
♦ выявлять различия философских взглядов западников и славянофилов относительно судеб России;
♦ показывать тенденции развития отечественной философии советского периода;
• владеть:
♦ понятийным аппаратом русской философии; понимать смысл понятий «софия»; «соборность» и др.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
1. Становление русского философствования.
2. Философские идеи русского радикализма.
3. Русский религиозно-идеалистический Ренессанс на рубеже XIX–XX веков.
4. Развитие философии в советский период.
1. Становление русского философствованияВ отечественной литературе сложилось два подхода к определению начала русской философии. Первая точка зрения сводится к тому, что отсчет русской философии следует вести не ранее XVIII века (В. Зеньковский, Н. О. Лосский). Вторая точка зрения господствовала в советской историко-философской литературе: начало русской философии связывалось с периодом Древней Руси. Какая из двух точек зрения верна?
Очевидно, в X веке складывается традиция русского философствования как способа размышления о мировоззренческих проблемах. Что же касается формирования философских взглядов, оформленных в виде теоретической системы взглядов, то этот этап развития русской философии следует связывать именно с рубежом XVIII–XIX веков.
Два важнейших фактора играли роль в процессе возникновения русского философствования: христианство, которое пришло на Русь в X веке, и языческое наследие, которое лежало в основе мировоззрения широких народных масс, было своего рода «народной философией».
Первым русским философом можно считать киевского митрополита Иллариона (XI в.), написавшего знаменитое «Слово о законе и благодати». Среди философских идей этой работы – идея всемирной истории, которая представляет смену состояний «закона» и «благодати» на пути человечества к «вечной жизни». «Русскую землю» Илларион включает в общий мировой процесс торжества Божественного «света» (Христа, который есть «благодать и истина») над тьмой язычества.
«Поучение» князя Владимира Мономаха (начало XII в.) содержит своеобразный моральный кодекс поведения для мирян. Основная идея состоит в том, что праведная жизнь достигается «добрыми делами». «Поучение» служит обоснованием «домостроя», определяющего нормы поведения каждого в зависимости от его места в семье.
Эпоха татаро-монгольского ига не содействовала развитию философских идей. Но уже с XIV века отмечается влияние философии «исихастов» (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность), которые творили безмолвную («умную») молитву. Они отрицали возможность познания божественной сущности, отстаивали тезис о сотворении мира «из ничего», восприняли античное учение о четырех стихиях мира (земля, вода, воздух, огонь), которые рассматривались и как элементы человеческого тела.
«Нестяжатели» – сторонники отказа от монастырской земельной собственности (2-я пол. XV–XVI вв.) – Нил Сорский[42], Вассиан Косой[43], Максим Грек[44] – углубленно изучали человеческую душу, анализировали те душевные движения, которые ведут человека к греховности и моральной деградации. В их учении человек выступает как «образ и подобие» Бога, призванный своим трудом поддерживать гармонию мира. «Нестяжатели» выступали за сохранение связи с константинопольской патриархией. Им противостояли иосифляне[45] – «богомольцы царей московских», выступавшие за самостоятельность Московской патриархии.
В конце XV – начале XVI века при дворе Ивана III проповедовали философы – сторонники «новгородско-московской ереси», или «жидовствующие». Их философия пропагандировала образ государя, советующегося со своими приближенными и опирающегося на «тайное искусство» управлять. Народ должен повиноваться такому государю, любящему народ, укрепляющему закон и следящему за порядком. Отрицали авторитет церкви и церковные обряды, отвергали многие догматы православия. Сторонники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью; с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Учебное пособие"
Книги похожие на "Философия. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Горбунов - Философия. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Философия. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.