Коллектив авторов - Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне"
Описание и краткое содержание "Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне" читать бесплатно онлайн.
В издании рассматриваются вопросы участия белорусов и уроженцев Беларуси в важнейших событиях Великой Отечественной войны, характеризующие общий вклад населения республики в Победу. На большом фактическом материале, почерпнутом из опубликованной литературы и ранее неизвестных архивных документов, на многочисленных примерах комплексно исследуется массовый героизм белорусского народа на фронтах войны, раскрывается самоотверженная борьба патриотов в рядах партизан и подполья, участие белорусов и уроженцев республики в европейском движении Сопротивления и в составе войск антигитлеровской коалиции, героический труд в советском тылу и в восстановлении разрушенной войной экономики, социальной сферы, науки и культуры.
Адресуется специалистам-историкам, обществоведам, преподавателям и студентам, а также всем читателям, интересующимся историей Великой Отечественной войны.
Ф. А. Крылович (слева) с друзьями-подпольщиками
Первые сведения о результатах этой диверсии мы находим в «Дневнике боевых действий оперативного отдела 203-й охранной дивизии», которая обеспечивала охрану станции. В конце дня 30 июля, когда ситуация на станции немного прояснилась, дежурный офицер записал в дневнике: «Около 2-х часов на станции
Осиповичи на железнодорожном составе с горючим взорвалась магнитная мина. В результате возникшего пожара сгорело 29 цистерн с бензином и 60 вагонов с боеприпасами и железнодорожный эшелон с автомобилями (техникой) и среди прочего четыре танка «Тигр». В результате взрывов боеприпасы разбросаны по всей территории. Срочно запрошены пиротехники для уничтожения разбросанных снарядов и бомб… 31.07.1943 прибыл один пиротехник с Минска и один с Могилева. По данным 550-й полевой комендатуры, потери 3–4 солдата убитыми и 27 солдат и 6 железнодорожных рабочих ранеными»[335].
Долгое время то, что произошло в Осиповичах в ночь на 30 июля 1943 г., оставалось в тени освещения событий первого этапа «рельсовой войны». И только после короткого упоминания об этой операции в книге Эйке Миддельдорфа «Тактика в русской кампании», которая была переиздана в Москве на русском языке в 1958 г., о ней стало известно советскому читателю. Автор книги, бывший офицер генерального штаба вермахта, среди причин поражения немецких войск летом 1943 г. отмечает активную деятельность советских партизан: «Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра… Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр»[336]. Данная цитата из книги Миддельдорфа в 1961 г. была приведена в третьем томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» с уточнящим текстом: «Эшелон с танками был действительно ценным. Около 30 новых танков “Тигр” – столько, сколько выпускала этих машин в то время вся танковая промышленность Германии за один месяц, – было уничтожено подпольщиками и на фронт не попало»[337]. Даже из-за противоречивости имеющихся сведений трудно недооценить значение этой выдающейся диверсии. И боеприпасы и, особенно, танки «Тигр» были очень нужны в это время на фронте. Достаточно отметить, что во время Курской битвы один «Тигр» в среднем уничтожал 10 советских танков Т-34.
Активная диверсионная деятельность с использованием магнитных мин и других минно-подрывных средств осуществлялась во многих городах и населенных пунктах Беларуси. Только в Минске в период оккупации подпольщиками было осуществлено свыше 1500 диверсий. Здесь оккупанты чувствовали себя как на вулкане. В письме от 5 августа 1943 г. немецкий чиновник торгового общества «Восток» Э. Вестфаль следующим образом описывает обстановку в городе: «С партизанами приходится иметь дело даже в самом городе Минске. В последние месяцы много немцев застрелено прямо на улицах. Шоссе на Вильно из Минска непроезжее. На Барановичи – только при условии прикрытия танков и сильном эскорте. Четыре недели тому назад у меня сперли грузовик, больше того, шофер погрузил свою семью и уехал к партизанам. Это повседневные события. 22 июня, в торжественный день начала войны с Россией, в городском театре оказалась мина. Вечером она взорвалась, убито 30, ранено 100. Затем они взорвали электростанцию и паровой котел молокозавода… Мою хлебопекарню тоже пытались взорвать… В Минске бухает ежедневно. Ночью треск, как в окопах, иногда даже бьют орудия, а может быть, это рвутся проклятые мины. Их тут полно…»[338] Гитлеровцам на белорусской земле не было покоя ни днем, ни ночью. Об этом свидетельствует и судьба высшего фашистского чина в оккупированной Беларуси, генерального комиссара В. Кубе, нашедшего свою гибель 22 сентября 1943 г. от магнитной мины, установленной в кровати его спальни. Беспрерывное вооруженное давление партизан на противника, всё учащавшиеся диверсии и нападения, теракты, партизанская вездесущность обессиливали и выматывали оккупантов, подрывали их моральный дух, в конечном итоге явились весомым вкладом в достижение Победы.
Операция «Рельсовая война». В ночь на 3 августа 1943 г. около 74 тысяч партизан Беларуси нанесли мощный удар по железнодорожным линиям оккупантов. Сотни штурмовых групп атаковали доты и дзоты противника, расположенные вдоль железнодорожных путей, другие быстро минировали рельсы толовыми шашками и подрывали их, третьи разрушали мосты и водоотводы, уничтожали будки, стрелки, семафоры, линии телефонно-телеграфной связи[339]. Как видно из документов БШПД, за первые 3 дня партизанами Беларуси было подорвано около 44 тыс. рельсов, к 15 августа – 94,5 тыс., а к концу 1-го этапа операции, к середине сентября 1943 г., – более 121 тыс. рельсов. В первые дни «рельсовой войны» движение на важнейших магистралях Минск-Орша, Даугавпилс-Полоцк было прервано на 4, Минск-Гомель – на 5, Молодечно-Минск – на 10, Молодечно-Полоцк – на 15 суток. В течение нескольких недель бездействовали дороги Могилев-Жлобин, Могилев-Кричев, Барановичи-Лунинец. Надолго были выведены из строя участки дорог Тимковичи-Осиповичи, Поставы-Воропаево и другие. На втором этапе «рельсовой войны», которая получила кодовое название «Концерт» и проводилась с 19 сентября до ноября 1943 г. белорусскими партизанами, было подорвано свыше 90 тыс. рельс, произведено 1041 крушение поездов[340]. На третьем, заключительном этапе «рельсовой войны», в июне 1944 г., партизаны по плану БШПД должны были взорвать свыше 48 тыс. рельсов на важнейших участках железных дорог. Это задание было выполнено практически в течение одной ночи (19–20 июня), когда было подорвано 40 755 рельсов, что парализовало движение на всех важных для врага дорогах[341]. Однако охваченные патриотическим порывом партизаны продолжали взрывать рельсы, порой даже и на недействущих линиях, доведя количество уничтоженных рельсов до 61 тыс.[342]
Совещание в Белорусском штабе партизанского движения по проведению «рельсовой войны». Июль 1943 г. Слева направо: П. Л. Супрун – помощник начальника оперативного отдела БШПД, Г. Б. Эйдинов – секретарь ЦК КП(б)Б, П. С. Анисимов – начальник разведывательного отдела БШПД, А. И. Брюханов – начальник оперативного отдела БШПД, И. П. Ганенко – заместитель начальника БШПД, И. И. Рыжиков – секретарь ЦК КП(б)Б, Р. Н. Мачульский – один из организаторов и руководителей партизанского движения в Минской и Полесской областях, В. Н. Малин – секретарь ЦК КП(б)Б
Несомненно, что нараставшие удары белорусских партизан сыграли важную роль в дезорганизации работы железнодорожного транспорта противника во время напряженных сражений на фронтах в период коренного перелома и в ходе освобождения территории Беларуси.
Взорванный партизанами железнодорожный мост
Важнейшей составной частью борьбы против захватчиков являлись операции партизан на шоссейных и грунтовых дорогах, а также водных коммуникациях. С переменным успехом они велись с первых дней зарождения партизанского движения и особую актуальность приобрели в 1943–1944 гг., когда вследствие активных действий на железных дорогах ставились под угрозу перевозки, и противник вынужден был интенсивно использовать для подвоза снабжения и переброски войск автомобильный и гужевой транспорт. Нападения партизан на шоссейные, грунтовые и проселочные дороги имели повсеместный характер и отличались наибольшей интенсивностью в период вывоза оккупантами продуктов из сельских районов, осуществления ими других передвижений в пределах территорий, контролируемых партизанами. Часто успех обеспечивался внезапностью нападения, отвагой и решительностью, отличным знанием местности и умением использовать ее в момент боя и при выходе из него. Такие операции были обыденным, повсеместным явлением. Поэтому в отчетной документации практически всех партизанских отрядов имеется многочисленная информация о боевых действиях, засадах, налетах и диверсиях. Она свидетельствует о том, что по мере роста партизанского движения характер боевых действий на грунтовых и шоссейных дорогах качественно менялся. От уничтожения отдельных мелких групп и подразделений партизаны переходили к нападению на крупные обозы и транспортные колонны захватчиков. Операции на дорогах проводились повсеместно и в любую пору года. «Деятельность партизан в районе западнее Полоцка все больше принимает угрожающие формы, – отмечалось в сводке № 52 за март 1943 г. полиции безопасности и СД. – Дорога Полоцк-Дрисса почти полностью контролируется партизанами. Прилегающие к г. Лепель районы полностью находятся в руках партизан, в результате чего Лепель отрезан от внешнего мира. Подобное положение сложилось в Борисовском районе… На севере и западе Холопеничского района и на юге и юго-западе Круглянского района партизаны полностью контролируют положение и установили советские порядки»[343].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне"
Книги похожие на "Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне"
Отзывы читателей о книге "Вклад белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне", комментарии и мнения людей о произведении.