» » » » Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь


Авторские права

Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБелорусская наука23f2ec98-e1c1-11e3-8a90-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Рейтинг:
Название:
Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-985-08-1881-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Описание и краткое содержание "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать бесплатно онлайн.



Рассматривается приоритетная проблематика позиционирования Республики Беларусь в современном мире – ее интеллектуальный капитал в единстве социокультурного наследия и основных тенденций его модернизации. Монография адресована структурам государственного управления, академическим коллективам, научно-образовательному корпусу, гражданскому обществу – всем, кто заинтересован в судьбоносной для Республики Беларусь оптимизации ее интеллектуального капитала и потенциала.






Таким образом, отношение к собственности не сводимо к традициям, хотя значимы и они. На современном этапе всеобщей интеллектуализации деятельности по производству, обмену, распределению и потреблению общественного богатства в эпицентре проблемы оказались не те или иные формы собственности, а их инновационная синергия как основное условие такого повышения производительности обшественного труда, в котором каждый труженик ясно видит меру своего индивидуального вклада. Закономерно на передний план выдвинулся вопрос об интеллектуальной собственности, ее противоречивой природе и все более возрастающей роли в модернизационном процессе.

1.5. «Совокупный интеллект» и проблема его собственности

Вывод о возрастании роли «совокупного интеллекта» в процессе модернизации потребовал нетрадиционной интерпретации его институционального и ценностного отношения к проблеме собственности.

Римский автор II в. Геллий в работе «Аттические ночи» писал: «Выгодность и благодетельность законов меняется сообразно характеру эпохи и государственных дел, равно как и в зависимости от соображений их пользы в данное время, а также смотря по важности тех пороков, которые они должны исправлять, ибо подобно тому, как меняется вид небес и морей, так меняются и обстоятельства времени» [Цит. по: Гегель. Философия права. 1990, с. 491].

«Обстоятельства времени» эпохи Модерна были подготовлены духовной трансформацией европейского общества, прежде всего – серией научных революций. Они привели к коренному преобразованию способа общественного труда, производства и управления, их интеллектуализации. Голландский профессор Г. Казимир, один из авторов международного доклада американскому президенту «Политика США в области науки» (1971), по достоинству оценил этот процесс: «Наука имеет почти такое же отношение к современной цивилизации, какое великие художественные и философские произведения греков имели к цивилизации того времени или крупнейшие соборы к цивилизации средневековой Европы. В определенном смысле наука не только служит целям нашего общества, но и сама является одной из его целей» [Политика… 1971, с. 335].

Определяющая особенность науки как ядра интеллектуальной деятельности заключается в том, что это одна из универсальных форм «идеального и вместе с тем практического богатства», но и наиболее основательная форма «всеобщего труда», «всеобщих производительных сил общественного мозга» [Маркс Т. 46. Ч. 2, с. 33, 205]. В разработанной мыслителем теоретической модели интеллектуальной деятельности есть общекультурная примета – кумулятивная способность к преемственности и кристаллизации общечеловеческих достижений. «Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников» [Маркс Т. 25. Ч. 1, с. 116].

В этой модели интеллектуальной деятельности можно вычленить три основные функции: познавательная (когнитивная), или «форма идеального богатства»; производительная сила, или «форма практического богатства»; социальный институт, или «кооперация современников».

Триединство функций интеллектуальной деятельности требует конкретно-исторического и прогностического подходов, которые ускользают от ставших «общим местом» представлений.

Изначально наука, шире – духовная культура была не просто производительной, а опосредованной и частичной производительной силой. Опосредованной – в силу многовековой дистанции, которая отделяла научные открытия и изобретения или духовный гений Ренессанса от их практической реализации. Частичной – потому что эти достижения оставались привилегией интеллектуальных элит – «головы» управления производством и культуры общества, а их исполнительскими «руками» в своей массе оставался отчужденный от творчества человек труда.

На современном этапе роль духовного творчества принципиально меняется. Благодаря беспрецедентной динамике информационных и коммуникационных революций все более сложный труд, рациональное производство и управление непосредственно, без длительных временных интервалов, обязаны своим прогрессом всеобщему, прежде всего научному интеллекту, организованному как важный и престижный социальный институт.

Это огромная самостоятельная тема, но, с учетом предмета исследования, она рассмотрена под углом зрения проблемы интеллектуальной собственности. Основное противоречие в этой сфере, с одной стороны, унаследовано, а с другой – является феноменом «общества знания».

Уже Гегель, рассуждая об интеллектуальной собственности, полагал, что «…наипервейшим поощрением наук и искусств является принятие мер, задача которых – защитить тех, кто работает в этой области, от воровства и обеспечить их собственность, подобно тому как наипервейшим и важнейшим поощрением торговли и промышленности была защита их от грабежей на дорогах… Духовные способности, науки, искусства… изобретения и т. д. становятся предметами договора, приравниваются к признанным вещам по способу купли, продажи и т. д. Можно задать вопрос: находится ли художник, ученый и т. п. в юридическом владении своим искусством, своей наукой…, т. е. представляют ли подобные предметы вещи? Затруднительно назвать подобное умение, знание способности и т. д. вещами, так как, с одной стороны, о такого рода владения ведутся переговоры и заключаются договора как о вещах, это владение есть нечто внутреннее, духовное, рассудок может оказаться в сомнении по поводу их юридической квалификации… Знания, науки, таланты и т. д., правда, свойственны свободному духу и представляют собой его внутренние качества, а не нечто внешнее; однако он может также… придать им внешнее существование и отчуждать их, вследствие чего они подводятся под определение вещей» [Гегель. Философия права, с. 102, 125].

Научный труд имеет всеобщий характер, обусловленный «частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников». Это, в терминах М. Вебера, идеал-типический образ интеллектуальной деятельности. Научная среда, пишет белорусский эксперт В. Позняков, «это сообщество людей, интеллектуалов, образующих особое пространство циркуляции мысли. Среда – это диалог, в потоке которого возможен напряженный поиск истины. Это бескорыстный обмен мнениями и идеями, образующий плодоносный гумус, на котором взращиваются не только взгляды, но и таланты. Среда – это место, где складывается постоянное и взаимное стремление к пониманию Другого. Среда предполагает признание Другого, его самоценность и право на соучастие в творческом поиске. Другой признается в его неповторимости и своеобразии. Среда – это особая духовная аура, в которой парит дух благодарности за возможность общения. Это школа интеллекта и выращивания интеллигента, совершенствования интеллигентности и проверка на интеллигентность. Среда имеет свои традиции, т. е. комплекс присущих только ей «ритуалов», формализованность которых допустима постольку, поскольку не превращает общение в серое и обязывающие участие. Разрушение среды ведет к угасанию научных сообществ как живых организмов. Без среды научные сообщества – это тело без души. Сохраняя внешнюю упорядоченность, организацию, она утрачивает дух уважительного и бескорыстного творчества» [Позняков 2000, с. 34].

Во многом воссозданная экспертом картина коллективного («кооперативного») научного, как и любого иного духовного творчества, именно такова. Но не менее заметна и ее противоположность. У нее также множество ипостасей, начиная от апологии «науки для науки», «искусства для искусства», их автаркии от социальных проблем [см.: Т. Кун 1975] и заканчивая заимствованием и присвоением идей, недобросовестными методами конкуренции и патентования результатов труда.

Имя этим и подобным недостаткам и порокам – легион, и, чтобы оценить их деструктивное воздействие, достаточно одного классического прецедента. Российский телеканал «Культура», отмеченный серьезными программами по истории науки, поведал об интеллектуальном «блеске» и моральной нищете Давида Сарнова (в США – Дэвида Сарноффа), потомка эмигрантов «из-под Минска» (родители уехали в Америку в 1910 году), создателя и менеджера американского цветного телевидения. Эмигрант из России В. Зворыкин был его соавтором и ценным сотрудником. Однако когда Сарнофф получил патент на это открытие, он сделал все, чтобы его коллега не получил аналогичный патент.

Драматический характер подобной практики очевиден. Достижения интеллектуальной деятельности действительно, в конечном счете, принадлежат обществу в целом, но они должны быть персонифицированы, и в общих же интересах – надежно оградить их от недоросоветсной конкуренции и защитить правом собственности авторов на свой интеллектуальный продукт. Тем самым создается комплекс благоприятных предпосылок свободной творческой деятельности и условий ее практической реализации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Книги похожие на "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь"

Отзывы читателей о книге "Интеллектуальный капитал и потенциал Республики Беларусь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.