» » » » Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-16-002011-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованию отдельных аспектов предпосылок экономической мысли.

Первое учебное пособие «Модели человека в структуре экономической мысли» посвящено раскрытию антропологических основ экономического анализа в исторической ретроспективе – от эпохи античности до современной экономической науки.

Во втором учебном пособии «Диалектика нормативного и позитивного подходов в истории развития экономической науки» речь идет как о мировоззренческих, так и о методологических предпосылках экономического мышления.

Оба учебных пособия, представляя собой два исследования в рамках общей темы, взаимодополняют друг друга, поскольку вопросы антропологии и нормативности экономического анализа тесно связаны.

Для магистров экономических факультетов университетов и экономических вузов, а также для всех интересующихся данной тематикой.

Подготовлен при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» инновационного проекта развития образования.






Восприятие времени как источника материального и духовного обогащения характерно для всех представителей гуманизма. Время рассматривается как наиболее ценный ресурс, который надо расходовать эффективно. Выдающиеся представители Возрождения тщательно вычисляли минимальное время, необходимое для сна, – все остальные часы они расписывали для ученых занятий, дел, т. е. каких-то хозяйственных предприятий и научных бесед. Такая постоянная занятость должна была способствовать образованию, ученым открытиям, получению богатства и авторитета.

Такое понимание времени является характерным для рассуждений Б. Франклина, Б. Мандевиля и других разработчиков концепции «экономического человека». Вместе с тем представление о целях, которые достигает человек в результате затрат времени, различно у авторов эпохи Возрождения и Нового времени.

В результате затрат времени приобретаются две разновидности богатства: ученость и имущество. Ученость, также, как и время, не может отчуждаться и принадлежит только своему владельцу. Имущество отчуждаемо, как любой вид собственности, т. е. его можно передать, продать, завещать или подарить; оно может также истрачиваться, убывать со временем. Ученость – особый и уникальный вид богатства для гуманиста эпохи Возрождения: ученость, которую приобретают путем напряженных усилий, «постоянно при употреблении возрастает и становится все дороже»[37]. Поэтому, считает Альберти, ученые труды, занятия словесностью являются важнейшими для человека, а накопление богатства – второстепенным занятием: «если приобретение богатства и не так славно, как другие, более высокие занятия, не заслуживает, однако, презрения тот, кто, будучи от природы малоспособен к этим величественным занятиям, берется задело, к которому сознает себя более пригодным и которое всеми признается полезнейшим для общественного и семейного блага»[38]. Накопление богатства полезно, но второстепенно для того, кто может накапливать духовные богатства. В этом смысле идеал Возрождения – ученый, творец, не пренебрегающий и земными благами, дающими основу его занятиям. В этом тезисе развивается представление о своеобразном разделении труда между людьми идеально творческими, универсально духовными, которые расходуют свое время с наибольшей отдачей, и людьми предприимчивыми, трудящимися ради материального богатства.

Под духовным богатством подразумевается понимание античной философии, знание Священного писания, а также наличие практических навыков, развивающих таланты обитателей поместья. Религиозность Альберти везде переплетается с античной ученостью; он ни в коем случае не противопоставляет христианскую веру, античную философию и занятие творчеством.

Этот мир преобразовывается путем деятельного труда человека в идеальный универсум, аналог небесного сада.

В этом контексте характерно новое понимание Альберти (как и другими авторами эпохи Возрождения) труда и досуга. В эту эпоху появляется понятие «ученый досуг» – время, которое посвящается только самосовершенствованию. Если человек вынужден трудиться ради богатства, то он может все-таки найти возможность приобретать и ученость – высшее и неотъемлемое благо. У Аристотеля труд, а тем более любая профессиональная деятельность, для благородного человека не предполагаются. Для «экономического человека» существует только одна альтернативная оценка досуга – потеря заработка.

В поместье, по замыслу Альберти, живут люди разных наклонностей, но только владельцу поместья и его ближайшим родственникам (но не женщинам) доступно высшее благо – ученые занятия. Однако, управляя поместьем, владельцу надо так планировать свой день, чтобы совместить и надзор за хозяйством, и творческий труд, науку. Это можно сделать в ходе планирования сада и строений, изобретения всевозможных новшеств, украшения дома художественными произведениями, а также распределяя время на труд и досуг.

Альберти подчеркивает и необходимость чисто экономических расчетов, ведения четких и ясных бухгалтерских книг. В этом смысле Альберти поддерживает других деятелей своей эпохи, которые считали изобретение Лукой Пачоли двойной бухгалтерской записи важнейшим проявлением творческой мысли человека, выражением вселенской гармонии на уровне приведения в гармоничное состояние своего хозяйства, всех экономических процессов.

Хозяин, по мнению Альберти» не должен выпускать пера из рук, записывая всякое изменение в делах. Хозяйственный расчет обязателен для обеспечения уравновешенности, баланса в экономической деятельности, сведения доходов и расходов, исключения кабальных кредитов, расточительства, трат на всяких приживальщиков (свиту, пажей, наемных поэтов, артистов)[39].

Экономический баланс у Альберти сочетается с уравновешенностью во всем – в эмоциях, страстях, отношении членов семьи друг с другом и со слугами, рабами, а также с соседями, партнерами, друзьями.

Для Альберти, также, как и для Аристотеля, уравновешенность является признаком истинного благородства, независимости и полного развития личности. Сходство с Аристотелем подчеркивается и тем, что цель экономической деятельности находится вне сферы экономики – в области совершенствования личности, достижения счастья и гармонии в семье, обществе. Большую роль играет эстетическая составляющая: красота неотделима от гармонии и самосовершенствования.

Своеобразно и сочетание натурального и товарного хозяйства в поместье Альберти.

Поместье может снабдить жителей практически всей сельскохозяйственной продукцией, необходимой для достойной и счастливой жизни. При поместье существует и производство – в данном случае шерстяных тканей из английского сырья. Часть урожая зерновых может идти на продажу, а с рынка поместье получает часть предметов обихода, некоторые предметы роскоши. Показательно и отношение членов семьи к деньгам: если отец семейства считает, что соотношение натурального и товарного хозяйства в поместье – идеально, то сыновья доказывают, что для полной гарантии существования и гармонии нужно еще накопление сбережений в деньгах.

Зачем же нужны деньги? Для быстрого и надежного перемещения в случае опасности (восстание, изгнание, война). Альберти не приемлет денежного кредита ради обогащения, считая его весьма ненадежным путем: долги не возвращают, особенно владетельные сеньоры, можно лишиться друзей, нажить врагов. Денежный кредит остается для Альберти все еще средством паразитического потребления бездельников в отличие от товарного кредита, принятого среди купцов.

Компромиссный вариант экономики и хрематистики, принятый Альберти, заключается в том, чтобы часть богатства всегда хранить в деньгах, но не для умножения собственно денег, а для страховки на случай непредвиденных ударов судьбы: «Хороший хозяин не станет ограничивать все свое состояние только деньгами или только имением, но разделит его, чтобы разместить в различных местах»[40].

Ярким примером соединения общественных и личных талантов в образе идеального человека можно найти в трактате Б. Кастильоне «О придворном», в котором обсуждаются общественные и личные добродетели идеального человека при дворе государя.

Б. Кастильоне (1478–1529) получил превосходное образование и провел долгие годы при различных дворах Италии, в том числе при дворе папы Климента VII и императора Карла V – известных покровителей наук и искусств. Свой труд «О придворном» он завершил незадолго до смерти в 1528 г.

В трактате, как и во всех произведениях эпохи Возрождения, множество ссылок на Платона, Аристотеля и христианских богословов. Религиозность, как и у Альберти, сочетается с культом красоты, творчества. Аналогом рая на земле становится двор идеального государя. Вместе с тем это описание реально существовавшего двора герцога Урбинского. В трактате переплетаются художественный вымысел, воспоминание (идеализированные) о реальных событиях и обобщенные размышления философа и общественного деятеля.

Кастильоне предъявляет к человеку высокие требования: он должен быть универсально образован, обладать множеством талантов, красотой, обаянием, мужеством, государственной мудростью. Конечно, таких людей нет, это понимал и сам Кастильоне, но он писал трактате целью показать образец, изменить действительность силами искусства: «Одни говорят, что поскольку очень трудно, если не невозможно, найти человека столь же совершенного, каким, по моему убеждению, должен быть Придворный, то не стоит и писать о нем, ибо тщетно обучать тому, чему выучиться нельзя… И если мне в моем описании не удалось приблизиться к образу оного, то еще меньше старания употребят придворные, чтобы делами приблизиться к той конечной цели, какую я им начертал. И пусть при этом они не смогут достичь совершенства – такого, каким оно должно быть и каким я его старался изобразить, – тот, кто более к нему приблизится, и будет наиболее совершенным…»[41].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Чаплыгина

Ирина Чаплыгина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Чаплыгина - Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Экономическое мышление: философские предпосылки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.