Михаил Выдренков - Сия жестокая бора
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сия жестокая бора"
Описание и краткое содержание "Сия жестокая бора" читать бесплатно онлайн.
12 января 1848 г. в Новороссийской бухте случилась одна из самых страшных трагедий русского флота. Во время аномально жестокого урагана в истории потерпела крушение эскадра Черноморского флота. Более 50 человек утонули, борясь со стихией. Уникальные исторические материалы легли в основу этой книги. «Подобного ужасного случая никогда еще не было!» Адмирал М. П. Лазарев
Сия жестокая бора
Михаил Выдренков
Посвящается памяти всех тех, кто оказался на рейде Новороссийской бухты во время боры 1847—1848 гг., кто выжил и кто не смог выжить в ту зиму…
Огромная благодарность сотрудникам
Российского государственного архива
Военно- морского флота (г. Санкт-Петербург)
и Морской библиотеки имени адмирала М. П. Лазарева (г. Севастополь).
© Михаил Выдренков, 2016
© Михаил Выдренков, дизайн обложки, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вступительное слово
Главной особенностью климата Черноморского побережья Кавказа в районе Новороссийска являются мощные периодические ветры, достигающие силы урагана, которые носят название «бора».
Что это за природное явление, какие силы его порождают и в состоянии ли человек справиться с разбушевавшейся стихией?
История знает немало драматических событий, связанных с этим уникальным стихийным метеорологическим явлением…
Изначально я хотел написать небольшую статью в местную газету в память о крушении военной эскадры Черноморского флота Российской империи, которое произошло в Новороссийской бухте 12 января 1848 г. С момента основания города—порта Новороссийска это отчасти забытое происшествие, унесшее жизни 57 моряков, относится к числу самых трагичных катастроф в результате боры на Черном море.
История крушения шести военных парусных судов дошла до наших дней в перепечатанных статьях и записках, в которых упоминаются только факты и масштабы бедствия. Подлинные документы, дневники, рапорты хранятся в архивах и широкому кругу читателей малодоступны. Не многие сейчас знают, что происходило в момент урагана в бухте, какой ущерб был нанесен на берегу, через что пришлось пройти морякам, находящимся на судах, стоящих на рейде.
Чем больше я узнавал об этом происшествии по материалам, хранящимся в библиотеках и государственных архивах, тем больше хотел познать истину событий…
В сборнике «М. П. Лазарев. Документы» (М.—Л.: Военмориздат, 1955) имеется записка лейтенанта Н. И. Сущева о крейсер стве судов Черноморского флота у восточного побережья Черного моря, а также отчеты и письма адмирала М. П. Лазарева о корабле крушении эскадры.
В сборнике «Адмирал Нахимов» (М.—Л.: Военмориздат, 1945) содержатся рапорты контр— адмирала П. С. Нахимова об устранении последствий урагана – о перекладке мертвых якорей и подъеме тендера «Струя».
Впервые полное описание крушения было опубликова но еще в середине ХIХ века – по свежим следам трагедии – в журнале «Морской сборник» за 1848—1849 гг., который издавался с 1848 г. Морским ученым комитетом в Морской типографии Санкт—Петербурга. В сборнике излагались познания того времени о боре, публиковались отчеты и воспоминания очевидцев: капитана 2—го ранга В. Г. Рюмина, лейтенанта Аминова, мичмана П. М. Македонского, офицера Н. М. Соковнина. Некоторые выдержки из сборника были заимствованы историком А. С. Соколовым для составленной им в 1855 г. книги «Летопись крушений и пожаров судов русского флота от начала его по 1854 г.».
Но больше всего достоверности сведениям об этом происшествии придают материалы следственного дела «О крушении на Новороссийском рейде в 1848 году 6 парусных судов». Оно было начато 16 сентября 1850 г. и окончено 17 марта 1853 г., расследовалось военными аудиторами Черноморского флота. В деле имеются рапорты командиров судов, потерпевших крушение в Новороссийской бухте от воздействия боры. Именно эти документы, написанные очевидцами катастрофы, дают наиболее яркое представление о том, с чем пришлось столкнуться морякам во время урагана, что испытать…
Изучая материалы о крушении эскадры, я все больше склонялся к необходимости представить читателю не разрозненные эпизоды бедствия в объеме статьи, а дать полную хронологически выстроенную картину происшедшего, по скольку только в этом случае смог бы передать эмоциональную идею повествования. Тексты документов претерпели минимальные изменения в соответ ствии с грамматическим состоянием современного русского языка. И поскольку они изобилуют технической и морской лексикой – как устаревшей, так и современной, в конце книги приведен словарь терминов и выражений.
Считаю, что работа над книгой «Сия жестокая бора…» была не напрасной, и надеюсь, что и читатель почувствует атмосферу героического трагизма, которая царила на Новороссийском рейде во время боры, свирепствовавшей в зиму 1847—1848 гг.
Михаил ВыдренковВоенные корабли черноморской эскадры
Фрегат «Мидия»
ТТХ: длина – 53 м, ширина – 13,9 м,
осадка – 6,3 м. Вооружение:
60 орудий. Экипаж: 420 чел.
60-пушечный фрегат. Был заложен 10.07.1840г. в Николаевском адмиралтействе. Строитель В. Апостоли. Спущен 17.09.1843 г., вошел в состав Черноморского флота. Назван в память о взятии турецкой крепости Мидия отрядом судов под командованием контр-адмирала И. И. Стожевского 17.08.1829 г. В 1844 г. перешел из Николаева в Севастополь. С 1845 г. находился в составе отрядов у Кавказского побережья. Командир корабля: П. И. Касторф (с 1846 г.).
Бриг «Аргонавт»
ТТХ: длина – 27,5 м, ширина – 7,9 м, осадка – 3,6 м.
Вооружение: 18 орудий.
18-пушечный бриг.
Был заложен 02.02.1837 г. в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А. П. Прокофьев.
Спущен на воду 03.09.1838 г., вошел в состав Черноморского флота. С 1839 г. ежегодно в составе отрядов находился у Кавказского побережья. 21.05.1844 г. взял в плен турецкое судно. Командир корабля: В. Г. Рюмин (с 1838 г.).
Бриг «Паламед»
ТТХ: длина – 30,9 м, ширина – 9,8 м,
осадка – 4,2 м. Вооружение:
18 орудий.
18-пушечный бриг. Был заложен в Николаевском адмиралтействе 04.10.1837 г. Строитель Кириллов. Спущен на воду 05.09.1839 г., вошел в состав Черноморского флота. В 1840, 1841, 1844, 1845 и 1847 гг. в составе отрядов и эскадр находился в практических плаваниях в Черном море. В 1842 и 1843 гг. находился в Архипелаге в распоряжении русского посланника в Греции. В 1846 г. в составе отряда действовал у Кавказского побережья. 20.05.1846 г. у форта Лазаревский взял в плен турецкое судно. В конце 1847 г. прибыл в Новороссийск и вошел в состав отряда судов Абхазской экспедиции. Командир корабля: И. И. Вердеман (с 1846 г.).
Транспорт «Гостогай»
ТТХ: длина – 27,9 м, ширина – 8,1 м.
Вооружение: 4 орудия. Водоизмещение: 320 т. Куплен в Англии в 1843 г., вошел в состав Черноморского флота. С 1844 г. доставлял снабжение в укрепления Кавказ-ской береговой линии. Командир: А. Ф. Щеголев (с 1847 г.).
Пароход «Боец»
ТТХ: длина – 46,9 м, ширина – 7,3 м,
осадка 3,53 м. Водоизмещение 415 т.
Орудий 7. Мощность механической установки: 136 л/с.
Куплен в Англии в 1839 г. Вел непрерывное и постоянное сообщение между укреплениями по всему протяжению восточного берега, начиная от Редут-Кале до Керчи, как для получения казенных пакетов, так и для частной корреспонденции.
Корвет «Пилад»
ТТХ: длина – 39,3 м, ширина – 10,9 м, осадка – 5 м.
Вооружение: 20 орудий (24-фн карронады).
20-пушечный корвет. Был заложен 04.10.1838 г. в Николаевском адмиралтействе. Строитель И. В. Машкин. Спущен на воду 23.06.1840 г., вошел в состав Черноморского флота. В 1841, 1842 гг. находился в Греции в распоряжении русского посланника, плавал в Архипелаге и Средиземном море. С 1843 г. находился в практических плаваниях с эскадрами в Черном море (по два-три месяца в году) и в составе отрядов действовал у Кавказского побережья. 10.05.1846 г., находясь в составе отряда контр-адмирала П. С. Нахимова, артиллерийским огнем способствовал отражению нападения горцев на Сухум. 10.06 оказал помощь гарнизону Головинского форта в отражении нападения горцев. 19.06 вблизи форта Лазаревский потопил три судна контрабандистов. 18.07 высадил десант в 50 человек в помощь гарнизону Головинского форта, окруженного горцами, занял позицию для стрельбы по берегу, но горцы не решились атаковать форт. Командир корабля: Н. Ф. Юрковский (с 1844 г.).
Шхуна «Смелая»
ТТХ: длина – 30,3 м, ширина – 7,8 м,
осадка – 4 м. Вооружение: 16 орудий
(2 3-фн пушки и 14 18-фн карронад).
16-пушечная шхуна. Заложена 22.10.1838 г. в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А. П. Прокофьев. Спущена 10.5.1839 г., вошла в состав Черноморского флота. В 1840—1843, 1847, 1848 гг. в составе отрядов действовала у Кавказского побережья. 8.10.1841 г.,находясь в составе отряда контр-адмирала М. Н. Станюковича, содействовала продвижению войск генерал-лейтенанта И. Р. Анрепа от м. Адлер до Навагинского укрепления. В 1845, 1847 гг. «Смелая» в составе эскадр находилась в практических плаваниях в Черном море. Командир: П. П. Колчин (с 1845 г.).
Шхуна «Ласточка»
ТТХ: длина – 30,3 м, ширина – 7,8 м,
осадка – 4 м. Вооружение: 16 орудий (2 3-фн пушки и 14 18-фн карронад).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сия жестокая бора"
Книги похожие на "Сия жестокая бора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Выдренков - Сия жестокая бора"
Отзывы читателей о книге "Сия жестокая бора", комментарии и мнения людей о произведении.