Александр Ом - Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение"
Описание и краткое содержание "Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение" читать бесплатно онлайн.
Казалось бы, что на вопросы о том, почему произошел Большой взрыв, в результате чего возникла наша Вселенная, зачем светят звезды, почему возникла жизнь на Земле и вообще в чем смысл нашего существования, нет однозначных ответов. Тем не менее все это неотъемлемая часть нашей объективной реальности и все это существует вот уже столько времени. Значит, все же были какие-то объективные причины и предпосылки возникновения всего этого. Всем тем, кого волнуют эти вопросы, адресована эта книга.
Профессор А. Р. Лурия пишет, что «даже простейшие животные начинали реагировать на ранее индифферентные раздражители (свет), которые приобрели для них сигнальное значение»3.
Прошу обратить внимание на то, что в оценке такого поведения им используется слово «даже». Действительно, это никак не вписывается в общепринятые до сих пор представления о свойствах живых организмов, тем более что проявляются они у таких, по нашему мнению, примитивных.
Лурия также приводит другой пример, демонстрирующий так называемую пластичность поведения одноклеточных, который проводился Смитом.
Так, одноклеточное – туфелька – помещалось в очень тонкую трубку, в которой ее тело могло передвигаться с трудом.
Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum)
Когда изменяли температуру одного конца трубки, туфелька вынуждена была совершать движение в обратную сторону. Для этого ей нужно было повернуться в тесной трубке, что, естественно, занимало определенное время.
Первоначально такое действие поворота в тесной трубке и выхода из нее занимало у туфельки 4—5 минут. После многократного повторения опыта этот процесс значительно ускорялся и то же действие занимало у нее уже всего лишь 10—15 сек. Можно сказать, что туфелька быстро училась приспосабливаться к новым условиям и в ней проявлялись такие формы активности, на которые биология раньше не обращала внимания.
Поэтому и психологи с трудом воспринимают факт того, что простейший организм способен не просто отражать внешние условия, а способен учиться в процессе адаптации к новым условиям. Профессор А. Р. Лурия, описывая эти способности, заключает их в кавычки. Кроме того, он открыто говорит, что «природа этого пластичного изменения поведения простейших еще не ясна». Впрочем, не стоит этому удивляться. Этого также не воспринимают и абсолютное большинство современных ученых.
Предлагаю вашему вниманию еще один пример, представленный А. Р. Лурия, иллюстрирующий пластичность поведения простейшего. Это опыт Блееса. Он является достаточно известным и воспроизводился А. Н. Леонтьевым и его сотрудниками в наших отечественных лабораториях.
В нем одноклеточная дафния помещалась в вертикальную трубку с изогнутым концом. Этот конец был направлен к свету, к которому это животное проявляет положительный фототропизм.
Дафния (Daphnia)
Помещенная в трубку дафния сначала проплывала через изогнутый конец трубки, а затем направлялась к источнику света. Через некоторое время изогнутый конец трубки поворачивали сначала на 450, потом на 900, а после этого уже на 1800 от источника света. Постепенно дафния находила выход из повернутого на 1800 конца трубки, но при этом она некоторое время вынуждена была плыть от источника света, с тем чтобы затем, выйдя из трубки, реализовать свой положительный фототропизм.
Забавно, не правда ли? Прошу обратить внимание на то, что это не просто подспудное стремление примитивного, по нашему мнению, организма к положительным жизненно важным факторам среды, а определенная способность анализировать ситуацию и иногда, если она того требует, выбирать решение, которое в какой-то мере может противоречить непосредственному стремлению к положительным факторам. Иначе говоря, примитивный организм может идти к цели обходным путем. Понимает ли он это? Как видим, да.
Интересно еще и то, что когда изогнутый конец трубки устранялся и дафния помещалась просто в вертикально опущенную в воду трубку, то животное, приучившись делать «петлю», некоторое время сохраняло заученную форму движения даже после того, как были устранены условия, вынуждающие его к такому «обходному пути». Так что исследователи еще в течение нескольких опытов могли наблюдать, как, выходя из вертикальной трубки, животное сначала направляется от света и только затем, меняя свое направление, начинает приближаться к нему. Постепенно такая «петля» сглаживалась, и приобретенный навык исчезал. Восстанавливалось первоначальное движение к свету по кратчайшей.
Безусловно, я отдаю себе отчет в том, что поведение, например, червя никоим образом нельзя сравнивать с поведением какого-нибудь высокоразвитого млекопитающего. Более того, мне, как и всем остальным, даже в голову не придет сказать, что, например, «поведение червя сегодня крайне недопустимо».
Увы, но у большинства людей сложилось уже достаточно устойчивое мнение о том, что такое понятие, как «разумное поведение» присуще только высокоразвитому существу, и прежде всего обладающему сознанием, то есть человеку. Все остальное, по мнению многих, хоть и считается живым, тем не менее, формирует свое поведение на основе инстинктивных программ. Поэтому в описании сложных форм поведения ученые слово «разумное» часто заменяют словом «пластическое».
Но как бы ни хотелось игнорировать наличие неких элементарных форм разумного поведения даже у простейших, исследования этого феномена наталкивают на мысль о том, что в каждом живом организме присутствует невидимый «актер», который не просто инстинктивно двигается, но часто проявляет достаточно разумное поведение. О том, кто или что это может быть, ученые пока боятся говорить вслух.
Понятно, что чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления так называемого опережающего отражения. То есть она старается избегать встречи с объектом, который заключает в себе для нее определенную угрозу.
Естественно, что обнаружение пластического поведения даже у одноклеточных вызывает недоумение среди ученых и эта особенность вынуждает как-то соотнести ее с человеческим.
Конечно, самое сложное поведение наблюдается у человека. Он, по мнению ученых, в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное, мотивированное и целенаправленное поведение. Кроме того, некоторые ученые считают, что еще и способность к прогнозированию событий стала для человека инструментом доминирования на планете.
Без всякого сомнения, человек по сравнению с другими млекопитающими нашей планеты интеллектуально наиболее развит. Это факт, с которым даже нет смысла спорить. Тем не менее, все же необходимо признать, что «столь сложное поведение» присуще не только человеку. Мотивированное и целенаправленное поведение наблюдается у очень многих представителей животного мира.
Например, львицы перед охотой на антилоп каким-то образом согласуют план и характер своих действий, распределяя роли, место расположения участниц охоты, особенности местности и даже заранее выделяя объект будущей атаки. Часто результат охоты определяется четким выполнением каждой своей роли, нахождением в строго определенном месте и учетом фактора времени. В жизни хищников это обычное дело.
Вместе с тем следует сказать, что часто молодым и уже вполне зрелым львицам в силу низшего места в иерархии не всегда достается часть добычи, поэтому они часто вынуждены охотиться сами. При этом нередко их добыча отбирается взрослыми членами прайда, с одной стороны, из-за обычной лени бегать за антилопами, а с другой стороны, по праву сильнейших. Поэтому обычно охота молодых львиц еще больше усложняется – ее необходимо провести таким образом, чтобы старшие члены прайда, отдыхающие в паре сот метров от места охоты, не узнали об ее успешности и не отобрали добычу. Тогда у молодых охотниц будет шанс спокойно что-то съесть.
Одна такая охота была заснята на видео учеными зоологами, долгое время наблюдавшими за жизнью львов в африканской саванне.
Итак, в начале охоты одна львица отсекла выбранную антилопу от стада и, учитывая особенности местности – кустарник и болото, – погнала ее вместе с другими охотницами, бегущими с флангов, в то место, где в засаде уже притаилась четвертая львица, которая в соответствующий момент, когда антилопа будет перепрыгивать через кустарник, должна подскочить и, вцепившись когтями в тело жертвы, падая обратно уже вместе с ней, успеть впиться в горло жертвы клыками, чтобы та не успела вскрикнуть. Таким образом ленивые и более сильные члены прайда не услышат крика антилопы и не догадаются о том, что охота была успешной.
То есть те, кто преследовал антилопу с флангов, должны были гнать ее таким образом, чтобы она двигалась точно к месту засады. Отклонения будущей жертвы в несколько метров свели бы на нет всю операцию.
Когда первый этап операции удался и антилопа уже была в когтях львицы, а ее горло сдавливали клыки, вторая, самая главная часть охоты заключалась в том, чтобы обмануть старших членов прайда, поскольку они уже наблюдали со стороны за охотой молодых. Только тогда был шанс что-то съесть самим и не умереть с голоду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение"
Книги похожие на "Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ом - Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение"
Отзывы читателей о книге "Пазлы абсолютного смысла. Введение в новое мировоззрение", комментарии и мнения людей о произведении.