» » » » В. Черковец - Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии


Авторские права

В. Черковец - Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии

Здесь можно купить и скачать "В. Черковец - Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Черковец - Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии
Рейтинг:
Название:
Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-9988-0287-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии"

Описание и краткое содержание "Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии" читать бесплатно онлайн.



Доклады и выступления доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР В. Н. Черковца на заседаниях проблемной группы «Воспроизводство и национальный экономический рост» кафедры политической экономии экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в период с декабря 2005 г. по март 2014 г.






Заслуга же А. Смита состоит в том, что он дал исходные определения труда, создающего национальный доход страны, за счёт которого растёт и её национальное богатство. Тем самым А. Смит чётко и резко назвал в своё время те слои населения, которые непосредственно не участвуют в его приращении, хотя ряд из них (далеко не все!) осуществляет полезную для общества деятельность. Проецируя учение А. Смита на российскую экономику, можно обратить внимание на огромную массу труда, который не имеет не только прямого, но и косвенного отношения к реальному экономическому росту, тщательней разобраться в том, что скрывается за опережающим ростом сферы услуг, что означает более быстрый рост доли, например, финансовой деятельности и косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (в 2006 г. 110,4 и 111,0 % соответственно) по сравнению с общим темпом роста ВВП (106,7 %), ростом сельского хозяйства (101,7 %), обрабатывающих производств (104,8 %).[15] Создаётся иллюзорная картина, искажающая роль действительных и фиктивных факторов экономического роста России.

Необходима, видимо, программа специального исследовательского проекта, разработка которого поможет создать затем и учебное пособие по теории национального (общественного) богатства, отвечающей на такие вопросы:

– понятие богатства, его основные формы и виды, современные формы в виде ценных бумаг;

– источники и факторы образования и роста богатства;

– особенности количественного выражения и измерения богатства на микро – и макроуровнях экономики;

– богатство и собственность, их соотношение в «смешанной» и переходной экономиках разных типов и видов, особенности современной России;

– проблема бедности и богатства внутри страны и во внешнеэкономических отношениях;

– особенности воспроизводства общественного богатства во взаимосвязи с воспроизводством материальной части валового национального (внутреннего) продукта;

– «человеческий капитал» и «человеческий потенциал», их отношение к богатству;

– современные неоклассические концепции богатства, их отношение к классике.

А. Смит исследовал общие закономерности рыночно-капиталистического хозяйства, но они составляют необходимый компонент («общее») в национальной экономике, идущей по тому же пути. И этот компонент имеет большое значение, указывая на единый мировой процесс естественно-исторического развития производительных сил и производственных (экономических) отношений, особенно в условиях современной глобальной интеграционной взаимозависимости стран. Но в книге А. Смита есть и обширный анализ национальной специфики экономической истории европейских стран после падения Римской империи (Франция, Германия, Венгрия, Шотландия и др.). Некоторые историки вообще считают, что «чистая» политическая экономия в «Богатстве народов» содержится только в двух первых книгах из пяти (что весьма сомнительно). Поэтому представителям дисциплины национальной экономики, испытывающим влияние исторической школы, не следовало бы смотреть на А. Смита как на своего теоретического противника. Мотивы здесь двоякие: во-первых, А. Смит не чужд учёту национально-страновой специфики; во-вторых, он использует различные неэкономические подходы анализа социальных процессов.

А. Смит не ставил перед собой задачи специального исследования «смешанной» экономики с адекватными ей понятиями, хотя Англия его времени была ещё далека от «чистого капитализма», поскольку не была совершена промышленная революция. Но и в современных «смешанных» экономиках развитых капиталистических стран есть доминирующая рыночно-капиталистическая структура, в которой находится эпицентр всей системы национальной экономики этих стран. Именно поэтому совершенно обоснованной представляется последняя корректировка научно-исследовательской темы кафедры политической экономии экономического факультета МГУ по разработке модели российской экономической системы, ранее формально связанной с моделью «смешанной» экономики. Теперь сделан акцент на разработку российской модели «рыночного хозяйства». Учитывая опыт европейских стран, эту корректировку можно интерпретировать как ориентацию на прогноз особого вида рыночно-капиталистической экономики.

Февраль 2007 г.

V. Перспективы российского образования[16]

(выступление на заседании, посвященном обсуждению национального проекта «Образование»)

Проблемная группа в 2007 г. продолжила обсуждение социально экономических проблем приоритетных национальных проектов России. Расширенное заседание Проблемной группы совместно с представителями кафедры экономики социальной сферы (зав. кафедрой – заслуженный деятель науки, д.э.н., проф. Е. Н. Жильцов) посвящалось национальному проекту «Образование». К обсуждению были предложены вопросы:

1. Экономика образования в социальном рыночном хозяйстве.

2. Принципы, формы и методы регулирования сферы образования социальным государством.

3. Роль образовательных инвестиций в достижении нового качества и подъёма уровня жизни населения, более высокого показателя «человеческого развития».

4. Вклад образования в рост «человеческого капитала» как фактора повышения эффективности производства и сферы услуг.

5. Место гуманитарного, в том числе экономического, образования в профессиональном и нравственном формировании молодых специалистов на современном этапе развития России.

6. Значение собственных традиций и опыта других стран в совершенствовании национальной системы образования России.

Рассмотрение социально-экономических аспектов национальных проектов России Проблемная группа начала в октябре 2006 г. с проекта АПК, полагая, что именно ему принадлежит приоритет среди четырех объявленных программ. И не только потому, что к этому обязывает положение в сельском хозяйстве, ещё на 25 % отставшем в 2005 г. от уровня валовой продукции 1990 г. и почти наполовину отдавшем иностранному импорту продовольственный рынок, но и в силу более общих соображений о роли АПК в экономике и обеспечении качества и уровня жизни людей, экономической безопасности страны. В АПК, в сельском хозяйстве представлено материальное производство в его непосредственной связи с природой, с землёй, где создаётся вещественная часть национального богатства страны, изначально обеспечивающего физическое существование всех других сфер человеческой, в том числе и образовательной, здравоохранительной и культурной деятельности. К сожалению, показателей и анализа факторов роста производительности труда в отраслях материального производства, в том числе в сельском хозяйстве, днём с огнём не найдёшь в нашей статистике, и одна из причин этого кроется, думается, в либеральной идеологии.

Проект «Образование» наиболее близок нам – участникам круглого стола – по роду нашей профессиональной деятельности. В сфере высшего профессионального образования идёт реформа, ломающая, не всегда, по моему мнению, на серьёзных основаниях, его прежнюю систему, приспосабливая её к Болонским образцам, вводится ЕГЭ (единый государственный экзамен для выпускников средней школы), двухуровневая система в высшей школе «бакалавр – магистр» (а теперь после принятия в 2012 г. последнего Закона «Об образовании» с прибавкой третьей ступени – самой аспирантуры), платность среднего и высшего образования и т. д. Известна вместе с тем негативная позиция ректоров ряда ведущих вузов страны (МГУ, РГГУ, медицинских, технических университетов), директоров некоторых институтов РАН, крупных учёных, профессоров, политических деятелей по отношению к ряду положений нововведений. Уставом МГУ, принятым за основу Советом Советов МГУ 19.03.2007, допущен третий вид 5-летнего обучения – «специалитет», при приёме в МГУ учитываются не только показатели ЕГЭ. Устав МГУ ориентирует обучение на связь образовательного процесса с собственной научно-исследовательской деятельностью, которая наряду с образовательной деятельностью должна также (хотя и не полностью) финансироваться из федерального бюджета. Имеется в виду не только научная работа преподавательского состава, который не должен заниматься лишь переложением кем-то добытых знаний, но и штатный научный персонал. Только на этом пути синтеза образования и науки может быть обеспечена фундаментальность подготовки специалиста с университетским образованием и получен университетский вклад в развитие той или иной науки, в инновационный процесс вообще. Обращаю внимание и предлагаю поддержать содержащийся в Уставе МГУ общий тезис, касающийся характера научной работы: «В Московском университете научно-педагогическим работникам, студентам, аспирантам и докторантам создаются оптимальные условия для свободного поиска истины, её свободного изложения и распространения».[17]

Конечно, на нашем заседании мы не можем рассмотреть весь спектр вопросов, связанных с нацпроектом, с конкретными направлениями реализации в ближайшие два года выделенных государством ограниченных пока финансовых ресурсов и тем более с организацией, методикой проведения учебной работы по тем или иным дисциплинам. Нас сегодня интересует, скорее, если хотите, философская и общетеоретическая сторона нацпроекта, на которую ориентируют шесть вопросов, предложенных в повестке дня. При этом, учитывая профиль научных занятий участников совещания, желательно привязать обсуждение этих вопросов к двум взаимосвязанным аспектам: социально-экономические и воспроизводственные проблемы образования как отрасли народного хозяйства. Среди социально-экономических проблем, характеризующих образование как часть социальной сферы: доля расходов ВВП и в консолидированном государственном бюджете – федеральном и в субъектах Федерации – на образование, платность и бесплатность образования, роль государства в обеспечении и регулировании сферы образования, государственные и частные образовательные сектора и др. Что означает «воспроизводственная тематика»? Прежде всего то, что сфера образования нуждается в продуктах, формирующих её материально-техническую базу: не только здания, спортивные сооружения и инвентарь, лаборатории с их оборудованием, но и компьютеры, телекоммуникационная связь, а они, как известно, предметно не создаются в самой этой сфере. Необходимы также предметы потребления для работников сферы образования и повышения уровня их жизни в материальном смысле. Значит, немалая часть материального производства работает, должна работать непосредственно на сферу образования, и общество (государство, рынок) так или иначе должно финансировать этот сегмент общественно полезной деятельности. Услуги самого образования (его продукт) не получают непосредственного выражения в вещественном виде: они реализуются в квалификации, в способности к труду будущего работника, специалиста. А. Смит называл затраты на его подготовку «основным капиталом» (по К. Марксу, это «переменный капитал»). Возникает вопрос: откуда берутся накопления для расширения и качественного развития сферы образования? Создаётся ли в ней реальный ВВП? Часть ВВП? Какая часть? То, что в расходной структуре ВВП есть расходы на образование (доля ВВП), это ясно. А вот имеется ли его реальный вклад в доходную часть ВВП, в ВНД (валовой национальный доход)? При этом следует иметь в виду, что под ростом «реального ВВП» статистика по Системе национальных счетов подразумевает его измерение, очищенное от влияния инфляционного фактора. В данном же случае ставится вопрос о «физическом» наполнении ВВП. Это товары в виде вещей и услуги в виде деятельности, не имеющей вещественного воплощения. В соответствии с методологией А. Смита и К. Маркса в «валовой общественный продукт» услуги (за исключением услуг, связанных с продолжением материального производства в сфере обращения) не включаются, труд в этой сфере, хотя и создаёт особую (невещественную) потребительную стоимость, не производит новой стоимости и поэтому не является «производительным трудом». В ВВП (по Системе национальных счетов) услуга представлена своей ценой, поскольку она платная, или оценивается каким-то другим, косвенным способом, если она бесплатная. Следовательно, ВВП, если говорить о его однородной мере, категория исключительно денежная, ценовая, отражающая поток денег, идущих на рынке «навстречу» потоку оценённых товаров и услуг, движущихся из материального производства и сферы услуг, в том числе из сферы образования. Получается, что весь труд, создающий товары и любые услуги, является, по критерию и логике формирования ВВП, трудом «производительным», и тогда снимается (по данным рыночным, разумеется, мотивам) сама постановка вопроса не только о «производительном и непроизводительном» труде, но и об «общественно полезном» труде в рыночной экономике, поскольку всякий труд оплачивается. Ограничение может распространяться только на некоторые явно перераспределенческие по характеру финансово-кредитных операции и по социально-моральным соображениям, подкреплённым юридически («запрещённая деятельность»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии"

Книги похожие на "Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Черковец

В. Черковец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Черковец - Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии"

Отзывы читателей о книге "Размышления о прошлом и настоящем. Очерки политической экономии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.