Виталий Новиков - Новгородское государство
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Новгородское государство"
Описание и краткое содержание "Новгородское государство" читать бесплатно онлайн.
Эта книга – первый полноценный, хоть и малый по объёму, труд, посвящённый истории Новгородской республики. Автор лёгким, доступным языком изложил системно, полно и ясно трудноперевариваемый исторический материал. Книга будет интересна всем любителям отечественной истории и просто качественной научно-популярной литературы, любого возраста.
Приглашение и призвание варягов принято считать легендой. Летописец пишет, что после изгнания варягов, встал род на род. Это трудно себе представить в полиэтническом государственном объединение, в котором объединились разные по крови племена славянские и финно-угорские. Уровень Славии, как государства, к моменту «призвания Рюрика» явно был выше примитивных родовых отношений. Мы можем смело предположить, что к этому времени в Славии уже сложились жизнеспособные государственные институты самоуправления, позже оформившиеся в республиканскую форму управления, о которой нам уже что-то известно, благодаря письменным источникам. Также мы знаем, что в поздней истории Новгорода существовала практика призвания русских князей. При этом власть князя была значительно ограничена. Управление Новгорода представляло собой что-то вроде весов, на одной чаше, которых находилось местное самоуправление, на другой князь с военными структурами. Такая структура и обеспечивала демократический уклад государства. Власть князя была ограничена договором. Что не нравилось русским князьям, привыкшим к более широкой власти в других русских княжествах. Как же обстояло дело во время Рюрика? Правил ли он произвольно, либо по договору? Летописи молчат об этих деталях. Если он, в самом деле, сажал в городах своих мужей; то из этого следует сделать вывод, что власть его была велика, и Рюрик был типичным феодальным правителем своего времени. Может быть, в действительности не было никакого призвания, а был захват. Исходя из летописной версии истории, мы видим, что в Новгороде в 862 году возникло русское государство, после захвата или приглашения русов новгородцами. Русское государство пришло на смену славянскому государству Славии. Так происходит в истории любого государства: на смену одному периоду приходит другой, на смену одной форме правления приходит другая, одна этическая управляющая группа сменяется другой. Насколько правдива летопись и точна, что касается даты и самого факта существования Рюрика. Я предполагаю, что автор летописи, использовал всё же в своей работе какие-то источники с датами, цифрами и именами. Рюрик должно быть был личностью знаковой своего времени, если память о нём сохранилась спустя двести и больше лет. Его история – это история завоевания русами, как этнической группой, огромных пространств занятых восточными славянами и финно-угорскими племенами. Так складывались многие государства. Мы видим, что русь не едина, а разделена на группы со своими вождями, а может быть родами. Они уже завоевали земли славян, лежащие на пути из варяг в греки. Что-то интересное происходит в Киеве, здесь видимо русам приходится вступить в конфликт с Хазарским каганатом сильной державой, которая возможно угнетала местных славян. Русы могли подчинить себе славян, но при этом признать свой вассалитет по отношению к Хазарии. Отметим, что Рюрик не лезет в Киев. Он властвует на севере. Не исключено, что он воюет с другими русскими князьями и князьками, отнимая у них их города. Рюрик подчинил себе Полоцк и Ростов, которые позже не входили в территории, контролируемые Новгородом. Особую ценность в его завоеваниях имел Ростов. Это колония славян в землях финно-угорского племени мери. Здесь славяне и финно-угры создали своё особое государство с собственной мрачноватой харизмой. Как у всякого значимого государства в начале его участвовала группа активных людей со своим мировоззрением, передающим его своим потомкам-последователям. Не это ли та самая загадочная страна Арс, описываемая арабским географом? Закрытая страна, где не любили чужеземцев и убивали их.
В 866 году Аскольд и Дир совершили грабительский набег на Византию. Ранее Аскольд и Дир находились в окружении Рюрика, но потом ушли от него в Киев, видимо сместив там других русских предводителей. Мы видим, что война 830—860 годов русов со славянам теперь переросла в войну русов с русами.
«В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу – родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал»4. Возможно, Игорь и не был сыном Рюрика. Общественный строй русов того времени принято называть военной демократией. Ведь, в последствие Олег правил долго, при уже повзрослевшем Игоре. Власть могла переходить не обязательно к сыну, но и к авторитетному родственнику или просто авторитетному и популярному среди воинов предводителю.
Загадка Иоакима
Первый российский историк Василий Никитич Татищев в своей «Истории Российской» вносит некоторые дополнительные детали в историю войны славян с варягами, опираясь на тексты некоего новгородского епископа Иоакима, умершего в 1030 году. Оригиналы данного текста не сохранились, если они вообще существовали в действительности. Некоторые историки считают тексты Иоакима фальшивкой. Татищев излагает труд епископа своими словами. У словен была своя династия. Словене воюют с варягами. Перечисляются славянские и германские имена. Последний представитель словенской династии видит сон, в котором у его дочери рождается плодовитое дерево: «Гостомысл имел четыре сына и три дочери. Сыновья его или на войнах убиты, или в дому умерли, и не осталось ни единого его сына, а дочери выданы были соседним князьям в жены. И была Гостомыслу и людям о сем печаль тяжкая, пошел Гостомысл в Колмогард вопросить богов о наследии и, восшедши на высокое место, принес жертвы многие и вещунов одарил. Вещуны же отвечали ему, что боги обещают дать ему наследие от утробы женщины его. Но Гостомысл не поверил сему, ибо стар был и жены его не рождали, и потому послал в Зимеголы за вещунами вопросить, чтобы те решили, как следует наследовать от ему от его потомков. Он же, веры во все это не имея, пребывал в печали. Однако спящему ему пополудни привиделся сон, как из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево великое плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди всей земли. Восстав же от сна, призвал вещунов, да изложил им сон сей. Они же решили: „От сынов ее следует наследовать ему, и земля обогатиться с княжением его“. И все радовались тому, что не будет наследовать сын старшей дочери, ибо негож был. Гостомысл же, предчувствуя конец жизни своей, созвал всех старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей, поведал им сновидение и послал избранных в варяги просить князя. И пришел после смерти Гостомысла Рюрик с двумя братья и их сородичами. (Здесь об их разделении, кончине и пр. согласно с Нестором, только все без лет)»5. В отличие от Нестора, у которого всё более-менее стройно и понятно, у Иоакима получается некоторая путаница. У Нестора русь пришла к славянам с Рюриком. У Иоакима русь уже живёт и сосуществует со словенами, кривичами, чудью и мерями в их землях. В его трактовке русь уже проникла в земли восточных славян, устроив тут свои колонии и поселения. При этом войны с варягами не закончились. Упоминается и какой-то град Великий, видимо предшествовавший Новгороду.
Иоаким сообщает интересные детали правления Рюрика: «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о разбирательстве о земле и управлении, как то делал и дед его. И чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадив по всем градам князей от варяг и славян, сам же проименовался князь великий, что по-гречески архикратор или василевс, а оные князи подручными. По смерти же отца своего правил и варягами, имея дань от них»6. Рюрик был заботливым и справедливым управителем и получил титул великий князь, став кем-то вроде императора. Он правил какое-то время даже кем-то в Скандинавии. Некоторые историки предполагают датское происхождение Рюрика. Будто это был Рюрик Ютландский вассал Карла Великого.
Иоаким даёт сведения о жене Рюрика и его сыне: «Имел Рюрик несколько жен, но более всех любил Ефанду, дочерь князя урманского, и когда та родила сына Ингоря, ей обещанный при море град с Ижорою в вено дал [как дар жениха за невесту]»7. Его любимая жена Ефанда была дочерью норвежского правителя. Ей он подарил город на море и всю землю племени ижоры. В этом действии мы видим черты варварства и безграничности власти варяжского князя. Подарить город и целую область одной из своих жён – это чрезвычайно щедрый подарок. Если Иоаким писал правду, во времена правления Рюрика демократией в Новгороде и не пахло.
Иоаким уточняет родство Олега к Рюрику. Он ему приходится шурином, то есть он норвежец, как и его сестра Ефанда: «Рюрик, отпустив Оскольда, был очень болен и начал изнемогать; видя же сына Ингоря весьма юным, доверил княжение и сына своего шурину своему Олегу, чистому варягу, князю урманскому»8. Олег был чистый германец в отличие от Рюрика, у которого мать была славянка Умила.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Новгородское государство"
Книги похожие на "Новгородское государство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Новиков - Новгородское государство"
Отзывы читателей о книге "Новгородское государство", комментарии и мнения людей о произведении.