Святитель Димитрий Ростовский - Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь"
Описание и краткое содержание "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь" читать бесплатно онлайн.
Имя святителя Димитрия Ростовского широко почитается Русской Церковью. Это православный архиерей рубежа XVII–XVIII вв., автор одного из крупнейших сборников житий святых, известного как Четьи-минеи, что в переводе означает «чтение на каждый месяц». Для удобства книга разделена на двенадцать томов, где каждый том соответствует месяцу года. Внутри тома каждому дню месяца соответствуют жития тех святых, чья память совершается Русской Православной Церковью в этот день. В настоящем издании текст житий святых приведен в соответствие современным литературным нормам, устранены ошибки и пропуски текста, допущенные в предыдущих изданиях, произведена его стилистическая обработка. Данное издание богато иллюстрировано. Для его оформления специально подобрано около тысячи изображений – икон, мозаик, фресок, миниатюр, рукописей, храмов и других православных святынь.
352
Пс. 78:8.
353
Пс. 34:10.
354
Мф. 8:26.
355
Ин. 14:12.
356
1 Кор. 3:16–17.
357
Сир. 50:6–8.
358
Год кончины святителя Николая в точности неизвестен: по одним свидетельствам, угодник Божий умер в 341 г., а по другим – год его кончины полагается между 346 и 352 г.
359
Это было в половине VIII в., при царе Льве Исаврянине.
360
Цар. 2:30.
361
Притч. 3:9.
362
Лк. 9:62.
363
Иак. 2:10.
364
Михаил Керуларий – патриарх Константинопольский с 1043 по 1058 г.
365
Разумеется Константин Мономах, царствовавший с 1042 по 1060 г.
366
Мощи святых Бориса и Глеба находились тогда еще в Вышгороде Киевском. Чудо, о котором идет речь, было между 1087 и 1091 г.
367
Под именем Галлии в древнем мире известна была обширная страна, обнимавшая собою, кроме нынешней Франции, еще и Бельгию, часть Нидерландов, зарейнские области Германии и большую часть Швейцарии. Сверх того, отец св. Амвросия Медиоланского, по имени также Амвросий, был наместником также Испании. У него были и другие дети, старше Амвросия – дочь Марцеллина и сын Сатир, Западною Церковью также причисленные к лику святых. Амвросий Медиоланский родился около 340 г. в городе Трире, где жили тогда его родители.
368
Притч. 16:24.
369
По выражению составителя жития св. Амвросия, диакона и секретаря его Павлина, в этом случае «в нем говорил дух Господень, который приуготовлял его к священству».
370
В Риме, недалеко от Капитолия, доселе еще показывают дом, в котором воспитывался св. Амвросий. Дом обращен в церковь и монастырь дев его имени.
371
Лигурия – страна, границы которой на западе со стороны Галлии составляли: река Варус и приморские Альпы, на юго-востоке со стороны Италии р. Макра, на севере – р. Падуе, на юге – Лигурийский залив. Таким образом эта страна обнимала нынешнюю южную Францию, пограничную с Италией и часть северо-западной Италии, Ниццу, Геную, Южный Пьемонт и западную часть Пармы и Пьяченцы.
372
Эмилия – провинция Галлии, расположенная между Лигурией и Фламинией, приблизительно в средней части нынешней северной Италии.
373
Медиолан – древний город в так называемой Цизальпинской Галлии или нынешней северной Италии, центр процветания наук и искусств; ныне – главный цветущий город итальянской области Ломбардии, с многочисленным населением.
374
Эти слова как бы пророчески предзнаменовали будущее славное святительское служение св. Амвросия в сем городе.
375
Тицин – древний город в Цизальпинской Галлии, на главной дороге из Рима в Галлию, ныне Павия, значительный город северной Италии при р. Тичино, недалеко от впадения ее в По.
376
Валентиниан I Старший – император Западной Римской империи, царствовал с 364 по 375 г.
377
Мф. 5:14.
378
Мф. 5:15.
379
Это было 7 декабря 374 г. Св. Амвросию в это время было всего 34 года. Посвящение Амвросия одинаково одобрили епископы как Восточной, так и Западной Церкви, считая его дело исключительным. Правда, это рукоположение не было строго каноническим, но канон Никейского Собора делал исключение, когда наречение обусловливалось высшим Божественным указанием, как это и было в настоящем случае. Св. Василий Великий, в ответ на извещение его о посвящении Амвросия, написал письмо, в котором благодарил Бога за избрание. «Бог, соделавший пророка из пастуха Амоса, – пишет вселенский учитель в этом письме, – теперь соделал епископа из Амвросия, человека благородного происхождения, высокого сана, возвышенного характера и изумительного красноречия, который тем не менее презрел все эти земные отличия, чтобы приобрести Христа… Мужайся же, о муж Божий».
380
Феодорит, епископ Кирский – церковный историк V века.
381
Дамас I – папа Римский с 366 по 384 г.; известен в истории Церкви своими ревностными трудами в защиту православия в борьбе с арианством и другими ересями.
382
Святой Амвросий слушал устные наставления сего Симплициана, которого любил, как своего отца, который имел огромное влияние на образование Амвросия в деле веры и впоследствии сделался его преемником по епископской кафедре в Медиолане (Милане). Кроме того, Амвросий ревностно читал и изучал творения знаменитого Оригена, Дидима, святого Василия Великого, с которым находился в близком дружественном общении, святого Григория Богослова и других выдающихся отцов и учителей Церкви. По словам блаженного Августина, впоследствии епископа Иппонийского и знаменитого учителя Церкви, обращенного из язычества в христианство святым Амвросием, последний сидел в своем доме в течение коротких промежутков непрерывных занятий, устремив свои глаза на книгу и забывая о всем, что происходило вокруг него. При таких ревностных занятиях, обладая высокими способностями и знанием светских наук, особенно же греческой литературы, Амвросий оказал в короткое время удивительные успехи и в христианской науке.
383
Сатир среди этого подвига и скончался – по одним в 378 г., по другим позднее. Римская Церковь чтит его во святых 17 сентября, равно как и сестру святого Амвросия, Марцеллину, под 17 июля. – Сам же Амвросий, немедленно по вступлении на епископскую кафедру, освободился от всякого мирского попечения должным распределением своих имений. Серебро и золото он предоставил в пользу бедных, имения были отданы Церкви, причем сестре своей он предоставил пожизненное пользование ими.
384
Усвоив своим умом и сердцем Святое Писание и истины святой веры, Амвросий с великим усердием стал проповедовать народу, не оставляя его ни в один воскресный и праздничный день без поучения и пользуясь всяким случаем к тому, а иногда не один раз в день восходил на церковную кафедру; слово его было удобопонятно для слуха, голос его тих, и потому в храме, во время его проповеди, царствовала удивительная тишина, и народ, любивший префекта Амвросия, еще более слушал слова епископа Амвросия. Особенную ревность также он имел в деле наставления оглашенных ко Святому Крещению.
385
В Древней Церкви, еще до появления женских иноческих обителей и в первое время их существовал особый класс дев, посвящавших себя всецело служению Богу и дававших обет девства. Такие лица назывались девственницами, и они пользовались в Церкви большим уважением и считались ее украшением. Они собирались все для подвигов безмолвия, богомыслия и молитвы в частных домах под руководством опытных в духовной жизни стариц-наставниц. Весьма часто Церковь поручала их руководству и надзору наиболее уважаемым из диаконис. Общины девственниц во времена святого Амвросия Медиоланского были в полном развитии, и сама Марцеллина, сестра его, была девственницей, ибо иноческие женские обители в то время только что стали возникать.
386
Плаценция, ныне Плаченца – римская колония в Цизальпинской Галлии (нынешней Северной Италии) на правом берегу Пада, неподалеку от впадения его в Требию. Значение ее основывалось, главным образом, на том, что она лежала на дороге из Медиолана в Парму.
387
Болонья – главный город итальянской провинции того же времени, основана в глубокой древности и доселе имеет большое значение, как один из центров итальянской образованности и торговли, благодаря своему выгодному географическому положению на дороге из северной в среднюю Италию.
388
Мавритания, ныне Фец, Марокко и западная часть Алжирии – римская провинция на севере Африки.
389
Тибр – река, на которой стоит Рим, вытекает из Апеннинской горной цепи на северо-востоке древней области Италии – Этрурии.
390
Во времена святого Амвросия Медиоланского допускалось еще, по обычаю времен апостольских, совершение литургии в частных домах. Святые апостолы, как видно из Деян. 20:7–8, собирались для совершения евхаристии в горнице. Христиане времен гонений не могли иметь общественных храмов, а собирались в частных домах, в подземных пещерах – катакомбах, при гробах мученических. Церковный историк Евсевий передает о том следующее свидетельство святого Дионисия Александрийского: «Во время гонения всякое место, как-то поле, корабль, гостиница, темница – были нам хвалебным вместилищем».
391
Грациан – старший сын и преемник императора Валентиниана I, с 367 г. – соправитель отца, царствовал с 376 по 388 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь"
Книги похожие на "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Святитель Димитрий Ростовский - Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь"
Отзывы читателей о книге "Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь", комментарии и мнения людей о произведении.