Александр Головачев - Конкурентоспособность организации
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конкурентоспособность организации"
Описание и краткое содержание "Конкурентоспособность организации" читать бесплатно онлайн.
Излагаются теоретические основы конкурентоспособности экономики. Раскрыты сущность и методы оценки конкурентоспособности национальной экономики, регионов, отрасли, предприятия и товаров. Практический интерес представляет система повышения уровня конкурентоспособности предприятия, которая включает разработки конкурентных стратегий, неценовой конкуренции и конкурентоспособности предприятия, инновационной деятельности, прогнозирования, планирования, стимулирования и государственного регулирования конкурентной среды и процессов повышения конкурентоспособности предприятий.
Предназначено для студентов экономических и инженерных специальностей, аспирантов и магистрантов, преподавателей, руководителей и специалистов предприятий и органов государственного и местного управления.
Александр Головачев
Конкурентоспособность организации
© Головачев А. С., 2012
© УП «Издательство “Вышэйшая школа”», 2012
Предисловие
Предмет дисциплины «Конкурентоспособность организации» представляют теоретические и организационно-экономические основы конкурентоспособности отечественных организаций, а также практические рекомендации по их улучшению.
Цель преподавания – формирование у студентов научного подхода к постановке проблем повышения уровня конкурентоспособности организаций на основе реализации системного организационно-экономического механизма регулирования и управления, а также практическая помощь в решении этих проблем.
Исходя из цели задачи изучения дисциплины включают следующие направления:
– освоение теоретических основ обеспечения и повышения конкурентоспособности организаций;
– овладение терминологией, осмысление и изучение понятий в области экономики и управления;
– выработка комплексного представления взаимосвязей конкурентоспособности организаций, товаров, отрасли, регионов и национальной экономики;
– освоение методов оценки конкурентоспособности экономики по уровням управления;
– постижение основных принципов и методов обеспечения конкурентоспособности организации во взаимосвязи с формами и методами управления конкурентоспособностью персонала и товаров, с одной стороны, и конкурентоспособностью отрасли, региона и национальной экономики – с другой.
Дисциплина «Конкурентоспособность организации» является одной из специальных дисциплин. Для успешного овладения дисциплиной студентам необходимы также знания по экономической теории, экономике организации, менеджменту, маркетингу, инвестиционной и инновационной деятельности.
Учебное пособие состоит из «Введения в дисциплину» и разделов: «Теоретические основы конкурентоспособности экономики»; «Сущность и методы оценки конкурентоспособности экономики по уровням управления»; «Система обеспечения повышения уровня конкурентоспособности организации».
Надеемся, что после прохождения курса студентам будет несложно выполнить следующие задания:
– оценить уровень конкурентоспособности организации и товаров, выявить направления обеспечения и повышения их уровня;
– обосновать организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности организаций и товаров;
– принять управленческое решение в области формирования цен и ценообразования на предприятии;
– обосновать решение в области форм и методов повышения качества продукции организации;
– сформулировать стратегию повышения конкурентоспособности организации (предприятия) и обосновать методы ее обеспечения;
– осуществить прогнозирование, планирование и стимулирование повышения уровня конкурентоспособности организации и продукции;
– использовать методы отбора и оценки инновационно-инвестиционных проектов по обеспечению конкурентоспособности товаров организации.
Предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов предприятий, государственных и местных органов управления, чьи интересы находятся в сфере проблем, повышает конкурентоспособность национальной экономики, регионов, отраслей, предприятий и товаров.
Доктор экономических наук, профессор А. С. ГоловачевВведение в дисциплину «конкурентоспособность организации»
Понятие и классификация конкурентоспособности экономики, актуальность проблемы ее повышения
Понятие «конкурентоспособность» (от лат. concyrere – сталкиваться) – понятие универсальное, применяется в экономике, политике, технике, науке и т. д. Общим признаком этого понятия при употреблении во всех сферах общества является его рыночный характер, что обусловлено значением его корня.
В рыночной экономике понятие «конкурентоспособность» отражает сущность законов рыночных отношений. Однако современное его звучание имеет и дополнительные характеристики:
• системность, поскольку понятие связано с системным представлением;
• междисциплинарность, так как при его рассмотрении необходимы знания многих научных дисциплин;
• комплексность, которая объясняется тем, что при исследовании и практическом использовании данного понятия применяется комплексный подход;
• многоуровневость (она проявляется во взаимодействии и взаимосвязи понятия «конкурентоспособность» с понятием разных уровней управления);
• многофункциональность – имеет разнообразные функции;
• соотносимость, которая определяется соотношением конкурентоспособности исследуемого объекта И конкурентоспособности аналогичного (однородного) объекта-конкурента.
При общем подходе конкурентоспособность проявляется только в процессе соперничества и рыночных отношений, характеризуется конкурентными преимуществами исследуемого объекта, т. е. степенью удовлетворения потребностей покупателей по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке. На основе удовлетворения личных и общественных потребностей в условиях ограниченных ресурсов конкурентоспособность организации позволяет товаропроизводителю получать прибыль и осуществлять расширенное воспроизводство.
По М. Портеру, понятие «конкурентоспособность» экономики страны – это ее способность достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан, что, в свою очередь, требует достижения высокого уровня общественной производительности труда. При этом производительность труда – это объем выпуска продукции на единицу совокупности затраченного труда и капитала. Производительность общественного труда зависит от качества продукции (определяющей возможную ее цену) и от эффективности использования всех ресурсов производства. Тем самым конкурентоспособность связана с эффективностью использования ресурсов и ее динамикой во времени [27].
Европейский форум по проблемам управления конкурентоспособностью организации определяет ее как способность и возможность организации проектировать, производить, а также сбывать (в сложившихся условиях) товары и услуги по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательно, чем у конкурента, обеспечивая при этом максимальную прибыль.
Конкурентоспособность организации может быть оценена на конкурентном рынке только в рамках группы предприятий одной отрасли, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентный рынок – это рынок товаров (услуг, работ), на котором в условиях усиления конкуренции взаимодействуют продавцы и покупатели с целью установления рыночных цен и осуществления купли-продажи.
Конкурентоспособность экономики классифицируется:
• по экономическим объектам управления: конкурентоспособность организации, производственного комплекса, отрасли, региона, национальной экономики;
• по субъектам управления: конкурентоспособность служащих органов государственного управления и местного управления, служащих и рабочих предприятий с учетом видов деятельности и их конечных результатов, сложности работ и творчества, производительности и рентабельности труда;
• по результатам производственной деятельности: конкурентоспособность товара (услуг), внутрипроизводственной информации, товаров-заменителей;
• по видам деятельности: конкурентоспособность маркетинга, конструкторско-технической подготовки, собственно производства, менеджмента, экономической, инновационной, инвестиционной, коммерческой и финансовой деятельности организации;
• по факторам: конкурентоспособность в зависимости от качества, цены товара, соотношения цены и качества, качества сервисного обслуживания, эксплуатационных затрат потребителя товара, качеств процессов управления;
• по формам рынка: конкурентоспособность совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии;
• по уровням управления: конкурентоспособность на микроуровне, мезоуровне (на уровне отрасли или региона), макроуровне, мегауровне;
• по страновому признаку: конкурентоспособность внутри страны, среди развивающихся стран, среди развитых стран мира;
• по компонентам обеспечения системы конкурентоспособности: конкурентоспособность правового, научно-методического, ресурсного, информационного обеспечения;
• по месторасположению рынка: конкурентоспособность на локальном рынке, региональном, национальном (в стране), межнациональном (нескольких стран), рынке развивающихся стран, рынке развитых стран мира, на глобальном рынке (в мировом масштабе, без выделения конкретных стран);
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конкурентоспособность организации"
Книги похожие на "Конкурентоспособность организации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Головачев - Конкурентоспособность организации"
Отзывы читателей о книге "Конкурентоспособность организации", комментарии и мнения людей о произведении.