Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сознание (Как его развить)"
Описание и краткое содержание "Сознание (Как его развить)" читать бесплатно онлайн.
Современные образование и культура не способствуют развитию сознания, поскольку игнорируют его. В то же время для сохранения и дальнейшего восходящего развития цивилизации необходимы более гуманные люди, имеющие внутреннее содержание, а не просто механически эффективные индивиды, ибо, пока не будет осознана необходимость индивидуальной духовной самореализации каждого, мир вряд ли изменится к лучшему.
Автор стремится помочь в осознании, формировании и реализации истинной цели самосовершенствования – развитии сознания.
Брошюра предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами общественного развития.
Владимир Мешков
Сознание (Как его развить)
Всем, устремлённым в Будущее, ПОСВЯЩАЕТСЯ
«Ты не сможешь решить проблему, если будешь думать так же, как те, что её создали»
А. ЭйнштейнДревние пирамиды созданы не рабским трудом, а МЫСЛЬЮ человека с высокоразвитым СОЗНАНИЕМ.
© Мешков В. Ф., 2015
© ООО Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2015
Анонс
В предыдущей книге «Будущее цивилизации создаётся (или разрушается) сегодня» говорилось о том, что цивилизация «заблудилась», так как «цивилизованными» людьми ещё не осознана тупиковость технократического направления её развития.
В брошюре «Большевизм (понять и преодолеть)» обозначены причины такого состояния цивилизации – «большевизм» мировоззрения людей, и являющийся тому основой недостаточный уровень развития их сознания.
Сказанное относится именно к цивилизации, к мировому человеческому сообществу, а не к какой-либо отдельно взятой стране, партии или группе людей.
Встаёт вопрос «Как развить сознание?» Ответу на него и посвящена эта брошюра.
1. Вступление
Сознание – что это? Как и когда появляется? За счёт чего развивается? Какого уровня совершенства можно достичь, развивая сознание? Какие возможности в деятельности человека открываются с развитием его сознания? Ответы на эти вопросы ищут учёные различных наук человековедения, но нашли ли? В Интернете мне удалось найти одну из самых продвинутых статей, которую считаю полезной. Рекомендую её прочитать, а в конце дам свой комментарий.
2. Сознание
(Статья из Интернета – http://www.grandars.ru/college/psihologiya/soznanie.html)
Сознание – одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.
В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием – понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания в широком или узком смысле.
При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.
Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Бога, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творящая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.
В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материалистов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».
Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.
Происхождение сознания при разном его понимании – в широком и узком смысле – объясняется по-разному.
Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.
Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.
Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого – ощущения, восприятия, понятия и суждения – совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.
Из стремления разрешить этот непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи – отражением, которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.
Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.
Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым – биологические взаимодействия при участии органов чувств.
Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и общения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается (информацией – ВМ) на основе всех форм социальной деятельности.
Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.
Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психофизиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еще нерешенных проблем психологической науки. (Сегодня они уже решены Н. Левашовым – ВМ).
Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.
По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859–1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.
Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга. (Указанные проблемы объяснил Н. Левашов в своей книге «Сущность и Разум» – ВМ).
Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиций.
Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью. Более содержательным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сознание (Как его развить)"
Книги похожие на "Сознание (Как его развить)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Мешков - Сознание (Как его развить)"
Отзывы читателей о книге "Сознание (Как его развить)", комментарии и мнения людей о произведении.