Александр Порубов - Юридическая этика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Юридическая этика"
Описание и краткое содержание "Юридическая этика" читать бесплатно онлайн.
Излагаются основные этические категории в юридической деятельности. Особое внимание уделено этике вербального обращения в юридической практике, моральным нормам предварительного следствия и судебного разбирательства.
Подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины.
Для студентов юридических специальностей вузов, а также юристов-практиков.
В морали в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальности нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполняются целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения.
Особенность моральной регуляции выражается также в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказываний), а оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и в соответствии с ней направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. По этой же причине в морали значительную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.
В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции важна способность личности самостоятельно без повседневного внешнего контроля, определять и направлять свою линию поведения в обществе (отсюда такие понятия морали, как совесть, чувство личного достоинства и чести).
Любая моральная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений, юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел, а также издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно-организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.
Существует несколько точек зрения на то, что такое право, но все они исходят из общего положения, что право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества, что право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества, и что право частной собственности является основой всех прав человека.
Право – это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.
Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества и испытывает влияние исторических традиций, господствующей идеологии и некоторых других факторов. Однако в системе этих обусловливающих право и воздействующих на него факторов государство (государственная власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер, стать юридическими. На ранних этапах развития классового общества роль государства сводится по преимуществу к санкционированию спонтанно складывающихся обычаев («обычное право»), признанию общеобязательными религиозных норм и т. и. Затем правотворческая деятельность становится монополией государства и осуществляется его высшими органами власти («законодательное право»), а также судами («прецедентное право»).
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право – это политическая справедливость, для средневековых ученых – божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо – общая воля, для известного немецкого юриста XIX в. Р. Иеринга – защищенный интерес, для знаменитого русского юриста Л. Петражицкого – императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма – право есть веление, приказ государства и т. д. Гуго Гроций, голландский государственный деятель и философ эпохи Просвещения, автор монографии «Право войны и мира», отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.
Итак, право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
Признаками права являются: общеобязательная нормативность, выражение норм в законах или в других нормативноправовых актах, признаваемых государством; право действует через дозволения, через субъективное право; право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права.
Право выполняет несколько функций. Прежде всего выделяют регулятивную и охранительную функции права.
Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.
Таким образом, если охранительная функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это – действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.
К числу обще социальных функций права относятся культурно-историческая, воспитательная, социального контроля, информационно-ориентирующая и оценочная. Каждая функция, каждая норма права несет в себе элемент нравственности. А.В. Дулов пишет: «…право выполняет нравственно-информационную функцию, закрепляя в своей системе норм все нравственные ценности общества. Право выполняет нравственно-защитную функцию, охраняя все нравственные ценности общества, в том числе, права и свободы граждан, их общественные формирования. Право выполняет и нравственно-стимулирующую функцию, указывая пути, средства совершенствования нравственных качеств. Каждая правовая норма направлена на достижение нравственных целей права, на реализацию функций[28].
С понятием права неразрывно связана особая форма общественного сознания – правосознание. Под правосознанием понимается совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением права как формы общественного сознания является правовая идеология – система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Юридическая этика"
Книги похожие на "Юридическая этика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Порубов - Юридическая этика"
Отзывы читателей о книге "Юридическая этика", комментарии и мнения людей о произведении.