Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.
Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.
Глава 3
Природа как предмет философского и научного познания
3.1. Понятие природы. Природные предпосылки жизнедеятельности человека и общества
До недавнего времени в учебной литературе природные факторы развития общества рассматривались по преимуществу как нечто сугубо внешнее, лежащее за пределами собственно социальной эволюции. Природное при таком подходе исключалось из круга внутренних связей, присущих социальному процессу. Жизнь общества оказывалась своеобразной границей, перейдя которую природное как бы теряло свое качество. Вследствие этого вопрос о природных факторах общественного бытия людей рассматривался в советской (а в значительной степени и в постсоветской) литературе как второстепенный, анализировался бегло и поверхностно, в соответствии с однажды найденной и утвердившейся схемой. Суть этой схемы – придание доминирующего значения социально-экономическим и технико-технологическим факторам развития общества, которые якобы обеспечивают чуть ли не абсолютную независимость общества от различных природных условий.
Опасаясь принизить значение отношений собственности, советские обществоведы предпочитали рассматривать природу как несущественное обрамление социальных процессов. Эстафету умаления роли географического фактора в направленности и характере развития общества переняли современные «экономические детерминисты», которые тоже (лишь с обратным знаком) все свели к отношениям собственности.
Общество не только по своему происхождению генетически связано с природой: мы живем среди природы, получаем из нее необходимые для нашей жизнедеятельности вещество и энергию. Следовательно, существует еще и структурная связь общества и природы.
Можно выделить три основных вида естественных предпосылок существования и развития человека и общества: геофизические, биологические и демографические.
Геофизические предпосылки охватывают различные космические явления, такие, как солнечное тепло и свет, магнитная оболочка земли, а также явления земного порядка – всевозможные ландшафтные зоны, климатические и почвенные характеристики местности, залежи минералов, водоемы и т. п.
Биологические предпосылки включают поля и леса, луга и пастбища, многочисленный животный мир планеты. В своем единстве все это образует биосферу. Существенное значение для общества имеет то, что к ней принадлежит и человеческая популяция.
Демографические предпосылки затрагивают проблемы воспроизводства человеческого рода. Численность населения, его плотность, возрастная структура, динамика его изменения, характер миграции оказывают значительное влияние на состояние экономики, на темпы и пропорции всего общественного развития.
Отношение людей к среде обитания не является прямым. Оно опосредуется способом материального производства, уровнем развития науки и техники, типом общественных отношений и характером социальных потребностей. Взаимодействие общества и природы разворачивается в форме практической деятельности. Как люди используют ресурсы природы, что они могут получить от нее, во многом зависит от нашей культуры, от приобретенных знаний, от применяемых нами способов деятельности. Важное значение имеет нравственная сторона использования природных богатств. Сугубо утилитарное потребительское отношение к природе опустошает и разрушает ее. Опасность подобного взаимодействия человека и природы была глубоко осознана в философии русского космизма. Ее основоположник Я. Федоров (1829–1903) выдвинул идею онтологического равенства человека и природы. Он обосновывает их равную необходимость для развития общества.
С развитием культуры менялись исторические типы природопользования: присваивающее хозяйство, аграрный и индустриальный типы образуют последовательный ряд их зарождения.
Исторически первым стало присваивающее хозяйство. Его отличало непосредственное потребление людьми продуктов природы. Важнейшее значение данного типа состоит в том, что именно на его основе происходило выделение пралюдей из животного царства. Тому есть множество подтверждений. На заре своей истории человеку уже удалось обуздать стихию огня, поддерживая его и используя для обогрева и приготовления пищи. Наши далекие предшественники научились приспосабливать естественные укрытия для жилья. Они собирали дикорастущие плоды, охотились и ловили рыбу. Шкуры животных служили им одеждой. Первобытные умельцы создают деревянные, каменные и костяные орудия для охоты, разделки туш животных и обработки шкур. Большим достижением стало приручение и одомашнивание некоторых видов животных. Могучим средством социализации первобытного человека с выходом из животного существования явился язык. Обозначая словами окружающие предметы, люди наделяли их смыслом, вовлекая в сферу собственной жизни. Происходило очеловечивание и освоение предметного мира. Лес, луг, болото, медведь, другие животные, как и сам человек, занимают посредством языка свое строго определенное место в сознании первобытного охотника и собирателя с выделенными в них свойствами, функциями и социальным назначением. Язык открыл замечательную возможность закреплять приобретенный опыт, аккумулировать его, обмениваться им и наращивать его. Он позволял также консолидировать совместные действия людей, многократно умножая их социальную силу. Возникла перспектива потенциально бесконечного развития общества.
Вместе с тем появились новые риски и угрозы. Применение весьма эффективных орудий охоты привело к исчезновению многих крупных копытных, служивших основным источником пропитания. Разразился глубочайший антропологический кризис – население сократилось на один-два порядка.
Спасением стал переход к аграрному типу природопользования, совершенный в эпоху неолита (десять тысяч лет назад) и растянувшийся на две тысячи лет. Существенно возрастает обратное воздействие общества на природу. Хозяйство становится производящим. Земледелие и скотоводство оказываются его основными формами. Это позволило обеспечить население стабильным источником пропитания. В результате резко возросла численность населения. Там, где раньше могла прокормиться только одна семья охотников-собирателей, становится возможной жизнь нескольких десятков семей земледельцев или кочевников-скотоводов.
Новый способ взаимоотношений общества с природой, суть которого в ее преобразовании и производстве таким образом необходимых для жизни продуктов, вызвал радикальные перемены в важнейших сферах деятельности. Наблюдается бурное развитие ремесел, обслуживающих производство и потребление созданных продуктов. Происходят дифференциация и кооперация различных видов деятельности, усложняется социальная структура общества. Возникают первые протогосударства (Ур, Урук, Эриду, Лагаш, Умму) с весьма сложной системой управления обществом. Запасы природных ресурсов кажутся беспредельными в сравнении с потребностями людей. А природа признается способной в полной мере восстанавливать взятые у нее ресурсы. В производстве используются сила человека и животных, энергия воды и ветра.
В XVIII в. осуществляется переход к индустриальному типу природопользования. Одним из результатов индустриального типа природопользования стал скачкообразный рост народонаселения.^ середине XIX в. на Земле проживал 1 млрд человек, а в начале XXI в. численность населения нашей планеты уже достигла 7 млрд. Это породило букет неведомых прошлой истории проблем: вопрос оптимальной численности населения, сбалансированность его половозрастного состава, а также рождаемости и смертности, пополнение производства квалифицированными трудовыми кадрами, процессы миграции и межкультурной коммуникации, обеспеченность материального производства сырьем, а населения продовольствием и др.
С середины прошлого века разворачивается научно-техническая революция, существенно интенсифицирующая процесс природопользования. Ее маркерами являются новые материалы, превосходящие по ряду свойств естественные, генетически модифицированные продукты, нанотехнологии, изменяющие на атомно-молекулярном уровне структуру и свойства вещества, автоматы, работающие в агрессивных средах и выполняющие тончайшие операции, космическая техника, телевидение, интернет, мобильная связь.
Научно-техническая революция превратила всю планету в поле деятельности человека. В результате антропогенного воздействия на огромных территориях изменился рельеф местности. Третья часть суши используется под поля, луга и пастбища. Люди создали колоссальные оросительные системы. Происходит бурный рост городов: два века назад в городах проживало лишь 3 % населения, а сегодня в них уже сконцентрировано больше половины жителей планеты. Общество фактически преобразует природу. Оно создает вторую искусственную среду, или техносферу. Образование искусственной среды означает, что общество перешло к неведомой прежде форме эволюции, которая совершается на основе механизма культуры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.