Сергей Балашенко - Экологическое право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экологическое право"
Описание и краткое содержание "Экологическое право" читать бесплатно онлайн.
Излагаются темы курса «Экологическое право». Даются понятия и категории экологического права, рассматриваются основные правовые институты и соответствующие правоотношения. Освещаются новейшие тенденции развития экологического законодательства, в частности правовое обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности, охрана озонового слоя, правовое регулирование воздействия на климат и т. д.
Для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение», а также для тех, кто интересуется вопросами права природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Система органов управления окружающей средой строится в соответствии с задачами и функциями, которые охватывают такие направления, как учет природных ресурсов, организация мониторинга окружающей среды, осуществление планирования и научного прогнозирования в области использования, воспроизводства и охраны природных объектов и ресурсов, проведение экологического контроля, обеспечение экономической эффективности производства, связанного с природопользованием. Система органов управления закреплена в законодательных актах.
Анализируя изложенное, приходим к выводу, что система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность организаций, учреждений, органов, выполняющих однородные задачи, наделенных конкретной компетенцией, имеющих определенное место в системе государственного управления, направляющих свои усилия на осуществление возложенных на них управленческих функций.
В качестве основного элемента системы управления рассматривается орган управления, наделенный определенной компетенцией. При установлении компетенции органа управления природопользованием и охраной окружающей среды важным моментом является достижение необходимого соответствия между функциями и полномочиями. Во-первых, содержание полномочий в полной мере должно вытекать и обусловливаться содержанием функций соответствующего органа управления. Во-вторых, объем полномочий должен соответствовать объему осуществляемых функций, эффективно обеспечивать реализацию каждой функции относительно каждого объекта управления. Следует отметить, что распределение компетенции между различными органами определяется функциональным назначением и характером выполняемых задач. В соответствии с компетенцией происходит классификация органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они подразделяются на органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением в исследуемой области осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями экономики. К таким органам относятся Президент Республики Беларусь,
Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, районные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.
Характерной чертой органов специальной компетенции является то, что содержание их компетенции определяется в основном или исключительно возлагаемыми на них функциями управления природопользованием, воспроизводством, охраной и защитой одного или нескольких природных объектов. К ним относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Респулики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и др.
Органы управления межведомственной компетенции осуществляют определенные мероприятия, виды природоохранной деятельности по всем природным объектам независимо от их ведомственной и другой принадлежности. К ним мы можем отнести Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и т. д.
Властные полномочия органов управления ведомственной компетенции распространяются только на подчиненные структуры. К ним можно отнести Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь.
Можно предложить также более простую и доступную классификацию органов управления окружающей средой – на органы общей и специальной компетенции.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды мы рассматриваем как самостоятельный и специфический институт права, который в различной степени входит или тесно соприкасается с другими отраслями.
Управление в рассматриваемой области базируется на определенных принципах:
• разделение функций природопользования и охраны окружающей среды;
• обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;
• сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;
• подконтрольность органов государственного управления;
• гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;
• ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;
• информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;
• научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.
§ 2. Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды
Механизм государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление.
Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечения рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды.
Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются:
• на административные, т. е. прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения;
• экономические, т. е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды;
• морального стимулирования; реализуются как посредством применения мер поощрительного характера, так и в форме воздействия на нарушителей.
Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты. В качестве форм управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государства.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды означает выполнение целого комплекса специфических функций, связанных с экологическими отношениями. В среде ученых встречаются в некоторой степени близкие взгляды на содержание, виды и тенденции развития функций управления природопользованием и охраной окружающей среды. Они позволяют рассматривать функции управления природопользованием и охраной окружающей среды как наиболее характерные, специфические по содержанию обособленные виды деятельности, воздействующие на экологические отношения и связи, составляющие единый хозяйственный механизм. Все функции управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции и функции, присущие управлению в рассматриваемой области.
К функциям управления в области охраны окружающей среды и природопользования относятся:
• стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды;
• планирование в области охраны окружающей среды и природопользования;
• лицензирование в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• мониторинг окружающей среды;
• учет в области окружающей среды;
• государственная экологическая экспертиза;
• экологическая сертификация;
• контроль в области охраны окружающей среды и природопользования;
• разрешение споров в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
§ 3. Система государственных органов, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды
Как мы уже отмечали, органы управления в области использования и охраны окружающей среды подразделяются на органы общей и специальной компетенции. К органам управления общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные
Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют, сдерживают и уравновешивают друг друга.
В соответствии со ст. 8–1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:
• определяет единую государственную политику;
• утверждает государственные программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экологическое право"
Книги похожие на "Экологическое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Балашенко - Экологическое право"
Отзывы читателей о книге "Экологическое право", комментарии и мнения людей о произведении.