Сергей Балашенко - Экологическое право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экологическое право"
Описание и краткое содержание "Экологическое право" читать бесплатно онлайн.
Излагаются темы курса «Экологическое право». Даются понятия и категории экологического права, рассматриваются основные правовые институты и соответствующие правоотношения. Освещаются новейшие тенденции развития экологического законодательства, в частности правовое обеспечение безопасности генно-инженерной деятельности, охрана озонового слоя, правовое регулирование воздействия на климат и т. д.
Для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение», а также для тех, кто интересуется вопросами права природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
• участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС);
• организация и проведение общественной экологической экспертизы;
• общественный контроль в области охраны окружающей среды;
• обращение в государственные органы с предложениями по вопросам охраны окружающей среды.
Кроме названных процедур общественность также вправе участвовать в процессе принятия экологически значимых решений посредством республиканских и местных референдумов, республиканских и местных собраний и др.
Орхусская конвенция рассматривает применение названных форм общественного участия по следующим направлениям: участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности (ст. 6); участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (ст. 7); участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов (ст. 8).
Суть доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, согласно Орхусской конвенции заключается в том, что любое лицо должно иметь возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав, а также иметь возможность в судебном порядке оспаривать действия или бездействие государственных органов или должностных лиц, которые нарушают положения законодательства, относящиеся к окружающей среде.
Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты своих прав граждане вправе взыскивать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда. При этом в соответствии со ст. 61 Конституции Республики Беларусь, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обратиться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод.
Реализуя свое право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, гражданин вправе:
• обратиться в суд с жалобой на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих экологические права граждан и экологическое законодательство в целом;
• обжаловать подобные действия (бездействие) в административном порядке;
• обратиться в суд с иском в защиту нарушенного права на благоприятную окружающую среду; права на получение экологической информации; о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду; о прекращении деятельности, причиняющей вред, в том числе окружающей среде и здоровью граждан, или содержащей угрозу такого причинения.
§ 4. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды
В правовой науке понятие «обязанность» рассматривается как мера общественно необходимого поведения человека, призванная в совокупности с правами и свободами обеспечивать баланс в общественных отношениях. Юридически значимой обязанность становится только после ее установления в нормативном правовом акте. Как правило, юридические обязанности закрепляются вместе с соответствующими правами, что не только демонстрирует существующую между ними связь, но и определяет, какую обязанность обусловливает то или иное право. Нарушение установленных обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.
В соответствии со ст. 55 Конституции Республики Беларусь охрана природной среды – долг каждого. Конституционная норма детализирована в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», согласно которой граждане обязаны.
• соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
• выполнять требования в области обращения с отходами;
• выполнять требования пожарной безопасности;
• соблюдать правила охоты и рыболовства;
• выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;
• выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
• возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.
Следует отметить, что указанная норма Закона содержит открытый перечень прав и обязанностей граждан в области охраны окружающей среды; соответственно иные права и обязанности в данной области отношений установлены в законодательстве об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Так, согласно ст. 65 КоЗ землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков обязаны обеспечивать использование земельных участков в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно использовать предоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных ст. 136 КоЗ. Лесопользователи, в том числе граждане, согласно ст. 47 ЛК обязаны: использовать участки лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены; вести работы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельных деревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими или ограничивающими вредное воздействие лесопользования на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать требования санитарных правил; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Республики Беларусь. В соответствии со ст. 11 В К граждане обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны вод, а также выполнять установленные В К требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области. Иными актами законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов определены другие обязанности граждан.
Нормативные правовые акты1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.
2. Декларация по окружающей среде и развитию: Декларация Организации Объединенных Наций, 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1997. Т. 3. С. 721–723.
3. Декларация Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде, 17 июня 1972 г. // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1997. Т. 3. С. 682–687.
4. Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды: Указ Президента Республики Беларусь, 14 декабря 1999 г. № 726 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 1. 1/837.
5. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-3 (с изменениями и дополнениями: Законы Республики Беларусь, 29 октября 2004 г. № 319-3; 19 июля 2005 г. № 42-3; 31 декабря 2005 г. № 80-3; 29 июня 2006 г. № 137-3; 20 июля 2006 г. № 162-3; 13 июня 2007 г. № 238-3; 21 декабря 2007 г. № 298-3) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395.
6. Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь, 6 июня 1996 г. № 407-ХШ в редакции Закона Республики Беларусь, 1 ноября 2004 г. № 240-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1996. № 21. Ст. 376; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 189. 2/1089.
7. О государственной экологической экспертизе: Закон Республики Беларусь, 18 июня 1993 г. № 2442-XII в редакции Закона Республики Беларусь, 14 июля 2000 г. № 419-3 // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993 г. № 24. Ст. 294; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 г. № 70. 2/194.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экологическое право"
Книги похожие на "Экологическое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Балашенко - Экологическое право"
Отзывы читателей о книге "Экологическое право", комментарии и мнения людей о произведении.