» » » » Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену


Авторские права

Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену

Здесь можно купить и скачать "Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-985-06-1380-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену" читать бесплатно онлайн.



Подготовлено для магистрантов и аспирантов по курсу «Философия и методология науки» в соответствии с программой-мини-мум кандидатского экзамена, утвержденной Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Рассчитано на углубленное изучение фундаментальных проблем современного философского знания.

Особое внимание уделено методологии науки. Знакомство с современными философско-методологическими проблемами естествознания, техники и социально-гуманитарного познания приблизит молодых ученых к практике реального научного исследования, раскрытию его системных характеристик, предметных и междисциплинарных связей, динамики типов рациональности и критериев научности, обеспечив фундаментальную подготовку к написанию кандидатской диссертации.

Для магистрантов, аспирантов, студентов, занимающихся научной работой, преподавателей вузов, научных работников.






Идея линейной направленности времени появляется с утверждением христианства. Становление дисциплинарно организованной науки в середине и второй половине XIX в. приводит к формированию представлений о направленных и необратимых изменениях в природном и социальном мире.

Идея развития прочно входит в ткань естествознания и становится предметом философского анализа. В немецкой классической философии, особенно у Гегеля, развитие рассматривается как всеобщий универсальный принцип и, кроме этого, раскрывается его механизм и источник – возникновение, борьба и преодоление противоположностей (рассматриваемые в области мысли, духа).

В XX в. расширились сами представления о развитии как в области естественных, так и социально-гуманитарных наук. Прежде всего пересматривается идея о линейном характере развития. И практика социальных процессов, и анализ истории культуры, и исследование органической эволюции в биологии свидетельствовали о том, что общая восходящая прогрессивная линия развития переплетается с изменениями попятного, а иногда и регрессивного, тупикового хода эволюции. В рамках современной синергетики обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем. Через разработку концепции биосферы и ноосферы В. Вернадского, идей неравновесной термодинамики (школа И. Пригожина), синергетики, современной космологии, развитие системных и кибернетических подходов, идей глобального эволюционизма в науку и философию второй половины XX в. прочно вошла концепция историзма и уникальности самоорганизующихся систем^ их способности к изменению, хаотичности, необратимости, нелинейности, непредсказуемости и многовариантности развития.


Как называется раздел философии, в рамках которого исследуются закономерности развития?


Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляются в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерении и выступающая в историко-философском контексте теории и метода творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий категориальный строй.

3.2. Понимание диалектики в истории философии

Какие известны подходы к определению диалектики?

Опыт исторического развития философского знания убедительно свидетельствует о том, что существует достаточно широкий спектр различных дефиниций диалектики. Поэтому, пытаясь дать какое-то рабочее определение этого понятия, надо иметь в виду следующее:

диалектика есть прежде всего попытка философского освоения тех многообразных процессов развития и связей, которые с необходимостью присущи всей реальности;

диалектика может выступать как онтологический срез действительности (и в этом случае она выстраивает ту или иную теорию развивающегося бытия) или же как ее гносеологический срез (и тогда она разрабатывает некие нормы и правила мышления, его общий метод);

в различные исторические эпохи и у разных мыслителей на первый план могли выступать различные аспекты диалектики, что вело к многообразию ее интерпретаций и невозможности дать такую инвариантную, пригодную на все времена дефиницию диалектики, которая удовлетворила бы всех философов.

Остановимся теперь кратко на тех содержательных вариациях понятия «диалектика», которые исторически проявлялись в его применении.


Что означает слово «диалектика»? Какова роль Сократа и Платона в становлении диалектики?

Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает «искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле обычно приписывается Сократу, он понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям понятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: «Того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, – говорил он, – мы называем диалектиком». Условием же такого умения считался метод правильного соединения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще отсутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время ученой беседы. Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.


Как понимается диалектика в средневековой философии?

Средневековая философия наследует от античности смысл диалектики: диалектика понимается или как логика вообще, или как искусство различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. Нетрудно заметить, что все эти значения во многом пересекаются и свидетельствуют о сохранении традиции употребления понятия «диалектика» как способа рационального, логического мышления.

В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой классикой и марксистским учением. Так, Г.-В.-Ф. Гегель по существу впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики – последняя занималась поиском вечных, неизменных принципов и первоначал всей реальности и в этом смысле «игнорировала», по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафизики: если для метафизического мышления «вещи и… понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию… один независимо от другого», то диалектика «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи… в их движении, в их возникновении и исчезновении»[17]. Отметим при этом, что и у Гегеля, и у Маркса и Энгельса диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей теории бытия: более того, в марксистской философии она понимается как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»[18].


Какое предельно общее определение диалектики можно предложить?

Диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Именно в этом смысле и будет преимущественно использоваться понятие диалектики в последующем изложении.


Какие выделяют основные исторические формы диалектики?

Классифицировать формы диалектики и стадии ее развития можно по разным основаниям. Обычно в философской литературе используют два критерия:

уровень теоретической разработки диалектических идей и их логической организации; соотнесенность диалектической мысли со спецификой той или иной исторической эпохи.

Применяя первый критерий, можно придти к выводу, что в эволюции философии обнаруживается, во-первых, так называемая стихийная диалектика, в которой диалектические взгляды являлись результатом преимущественно обычного наблюдения за повседневными процессами в мире и существовали в форме отдельных эмпирических догадок и положений, не связанных в единую систему знания и не имеющих сколь-либо серьезного обоснования. Во-вторых, выделяют сознательную диалектику – теоретическую, логически организованную систему знания, выступающую результатом профессиональной философской рефлексии над разнообразными феноменами бытия и понятийными формами их отражения.

Опираясь на второй критерий, можно говорить о диалектике древнего мира, средневековья, Возрождения, Нового времени (XVII–XIX вв.), современной эпохи (XX–XXI вв.). Очевидно, однако, что, давая, сущностную характеристику диалектике того или иного исторического периода, логично пользоваться обоими критериями, с тем чтобы выявить исторические формы диалектики.


Какова общая характеристика диалектического мышления эпохи античности?

Прежде всего следует отметить, что античная диалектика как мышление противоположностями существовала в двух основных ипостасях, отличающихся исходными методологическими установками: 1) как положительная диалектика., стремящаяся открыть истинное знание о законах становления и развития всякого бытия; 2) как отрицательная (негативная) диалектика., утверждающая, что обнаружение противоречий в реальности и мышлении свидетельствует о невозможности познания истины.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ядвига Яскевич

Ядвига Яскевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.