Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"
Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену" читать бесплатно онлайн.
Подготовлено для магистрантов и аспирантов по курсу «Философия и методология науки» в соответствии с программой-мини-мум кандидатского экзамена, утвержденной Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Рассчитано на углубленное изучение фундаментальных проблем современного философского знания.
Особое внимание уделено методологии науки. Знакомство с современными философско-методологическими проблемами естествознания, техники и социально-гуманитарного познания приблизит молодых ученых к практике реального научного исследования, раскрытию его системных характеристик, предметных и междисциплинарных связей, динамики типов рациональности и критериев научности, обеспечив фундаментальную подготовку к написанию кандидатской диссертации.
Для магистрантов, аспирантов, студентов, занимающихся научной работой, преподавателей вузов, научных работников.
Каково проблемное поле философии природы?
Обсуждение проблемного поля философии природы требует анализа взаимосвязи не только природы и производства, но и учета эстетических, нравственных и социальных отношений и оценок природы.
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы. Базовые принципы философии природы:
процветание любых форм жизни на Земле имеет ценность само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;
богатство и разнообразие людей способствует реализации этих ценностей;
люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;
современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того и другого;
необходимо изменить отношение к природе и обосновать в соответствии с этим стратегические приоритеты в области политики, экономики, образования, учитывающие ценность природы.
Философия природы исследует отношение человека к природе, опираясь на онтологические, психологические, этические, экологические, социокультурные и другие принципы, учитывающие внутреннюю сущность человека и природы как единого целого.
Какие выделяют модели взаимодействия человека и природы?
Обобщая различные культурные традиции, можно выявить следующие модели взаимодействия человека и природы: мифологическую, научно-технологическую и диалогическую. С позиции этих моделей представим основное содержание философии природы. Данное отношение рассмотрим с позиции трех основных версий: 1) приоритета природы над человеком (преобладающий принцип мифологической модели); 2) власти человека над природой (определяющий смысл научно-технологической модели); 3) диалога и взаимодействия человека и природы (основная стратегия партнерской диалогической модели).
В чем сущность мифологической модели отношения человека к природе?
Мифологическая модель отношения человека к природе основывается на языческом понимании Универсума, демонстрирует наиболее идеальную модель гармонического сосуществования человека и природы. Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, ибо каждый человек пользовался его дарами в форме собирательства и охоты, не опосредуя их трудом. Доминирующими в мифологическом сознании были две установки: признание господства природы над человеком и персонификация природных явлений. Человек, будучи коммуникативным существом, распространял отношения общения на всю окружающую его природу, трактуя свое взаимодействие с ней как межсубъектное, где природа выступает ведущей стороной диалога, а человек – ее прилежным учеником. Природа являлась источником удивления и страха, ибо ее жизнь воспринималась архаическим человеком как беспорядочная, дисгармоничная, не имеющая определенной формы для порождения своих разнообразных явлений, он ощущал ее господство над собой, и поэтому она для него была и первым учителем, и первым учебником, и первым экзаменатором.
Мифологическое мышление возникает как чувственно-эмоциональный способ освоения окружающего мира, оперирует индивидуальными объектами с собственными именами, в нем отсутствует опыт критической рефлексии, ибо миф закреплялся в родовой традиции и воспринимался человеком как непосредственная достоверность, т. е. истина, что не требовало иного обоснования достоверности принятых ценностных ориентаций. Сам миф выполняет функцию гаранта внутренней солидарности коллектива, его прочности и сопричастности окружающему миру.
Какое отношение к природе характерно для западного миропонимания? Каковы истоки деятельностно-силового отношения к природе?
Образы природы, складывающиеся в западном миропонимании, радикально отличаются от восточного. Рассматривая основы формирования научно-технологической модели отношения человека и природы, важно проследить истоки такой модели, чтобы найти механизмы ее переосмысления. Проблема жизнеустройства человека в природном мире актуальна и для западной цивилизации, и прежде всего – античной Греции. Социальный и космический мир древних греков оформлялся преимущественно как светский: несмотря на давние связи с Востоком, они не приняли его социальную и мировоззренческую ориентацию на традицию, а провозгласили идеалы радикального активного отношения к миру и авторитет закона, соответственно чему Логос стал приоритетнее религиозных ценностей.
Идеал деятельностно-активного человека соответствовал новоевропейской цивилизации, ориентированной на развитие промышленности, производства и техники, приоритеты научного познания, подчинение человеку природы. Реформация и Контрреформация сформировали новые качества активного, деятельностного человека. Человек Нового времени не ходит больше под Богом и не является венцом творения, а становится лишь одной из частей мироздания.
В эту эпоху ученые ощутили вкус познания реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объекты природы преобразуются в деятельности. Поэтому ученому Нового времени необходимо было решить задачу, связанную с поиском средств, способных раскрыть Книгу природы.
Научно-технологическая модель отношения человека к природе в качестве своего идеала видит деятельностно-активное отношение к природе, нацеленное на развитие промышленности, техники, научное познание природы и должное сделать человека владыкой природы.
Окончательно сформировалась традиция разделения мира на «Я» и «не-Я», где природа воспринимается как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению, как поле приложения его физических и интеллектуальных сил, предметный материал для преобразования.
Заметный вклад в дистанцирование от природы внес и становящийся западноевропейский хозяйственный Этос, требовавший именно такого человека и получивший религиозную санкцию в протестантизме. Любая деятельность человека рассматривалась как освященная Богом и воспринималась поэтому как служение Ему. В результате успешная профессиональная духовная или материальная деятельность во славу Бога становилась нравственно-этическим долгом уже не только протестанта (кальвиниста), но и любого человека, принявшего парадигму мышления техногенной цивилизации и новый этический стиль жизни. В такой цивилизации получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к природе как безмерной кладовой.
Как меняется отношение к природе в неклассической науке? В чем смысл диалогической модели отношения к природе?
Революция в физике на рубеже XIX–XX вв. приводит к трансформации классического стиля мышления – становлению неклассической (современной) науки, в рамках которой объект рассматривается через призму теоретической и практической деятельности субъекта. Природа в соответствии с этим трактуется как сложная динамичная система. Сам человек в предлагаемой картине мира выступает не дистанцированным от природного мира, а находящимся внутри него и определяющим его: нельзя построить научную картину мира, не поместив в нее самого человека.
Природа перестает быть объектом, она превращается в партнера, подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природный мир, должен не навязывать свой язык, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, как и свой социальный мир, поэтому необходимо отказаться от иллюзии абсолютного знания и долгосрочных футурологических проектов. Описание природы – это уже живой диалог, коммуникация, что приводит к необходимости преодоления монологического отношения к природе и замене его диалогическим отношением.
Таким образом, современная картина мира строится на принципе процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления – вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира – восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное.
Поэтому разработка новой модели отношения человека и природы, партнерской, диалогической, коммуникативной, может осуществляться за счет ассимиляции философских идей как Запада, так и Востока, – прежде всего тех, где объектом отношений становится переоценка помыслов и силовых действий человека по отношению к природе. О необходимости диалога с природой шла речь и в таких философских направлениях, как русский космизм, символизм, религиозный мистицизм, диалогическая традиция, экософские течения, философия ненасилия и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"
Книги похожие на "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ядвига Яскевич - Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену"
Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Вопросы и ответы. Полный курс подготовки к кандидатскому экзамену", комментарии и мнения людей о произведении.