» » » Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития


Авторские права

Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентВладосdeb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Рейтинг:
Название:
Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-691-02015-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Описание и краткое содержание "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать бесплатно онлайн.



В пособии рассматриваются особенности познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. В нем описаны диагностические методики, процедура динамического обследования, представлены основные направления коррекционной работы, способствующей развитию психических функций глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях.

Для специалистов и учителей, работающих в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, студентов дефектологических факультетов.






Е. Г. Речицкая, Татьяна Гущина

Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития

© Речицкая Е. Г., Гущина Т. К., 2014

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

© Художественное оформление. OOO «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014

Введение

Дети с недостатками слуха, как и все другие, имеют право на образование, максимально отвечающее их потребностям и возможностям. Задача сурдопедагогов – создать благоприятную педагогическую среду для развития каждого ребенка с недостатками слуха.

Обучение детей с проблемами в развитии требует знаний их психофизических особенностей, создания оптимальных условий полноценного обучения и воспитания. В своевременной психолого-педагогической помощи нуждаются и дети с комплексными нарушениями, к числу которых относятся глухие дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В специальной педагогике содержание и организация учебного процесса детей с комплексными нарушениями строится с учетом особенностей развития их познавательных процессов и личностных особенностей.

Данное пособие предназначено для сурдопедагогов и сурдопсихологов школ I и II вида, а также студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей.

В первой главе работы авторы излагают общие теоретические взгляды на проблему задержки психического развития, проводят различные ее классификации, дают характеристику детей данной категории. Рассматриваются особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР, как нормально слышащих, так и глухих детей, готовности этих детей к обучению в школе и методы изучения их познавательной сферы, теоретически обосновывается выбор методик психолого-педагогического исследования, приводится их детальное описание. Уделяется внимание проблеме речевого развития глухого ребенка с задержкой психического развития.

Во второй главе на основе констатирующего эксперимента дается характеристика глухих детей с ЗПР и прогноз их обучения.

В третьей главе дано содержание индивидуальных занятий, рассматриваются психолого-педагогические условия коррекционно-развивающего обучения. Авторы представляют программу развития познавательной сферы у глухих детей с ЗПР младших классов на индивидуальных коррекционных занятиях, а также речевого слуха и формирования произносительной стороны речи. Было разработано новое направление индивидуальных коррекционных занятий, предполагающее целесообразность широкого использования на занятиях с детьми со сложной структурой нарушения игровой деятельности и приемов нагляднообразного обучения, способствующих развитию познавательных процессов. При реализации программы были отобраны и апробированы применительно к контингенту учащихся методики комплексной диагностики познавательной сферы и словесной речи на разных этапах обучения в начальной школе.

В Федеральном плане для школ I вида, где обучаются дети с задержкой психического развития, предусмотрено 4 часа в неделю на индивидуальную коррекционную работу с этими детьми. Три часа отводятся на развитие речевого слуха (РРС) и формирование произносительной стороны речи (ФПСР), а один час на развитие познавательной сферы. При этом, если речевой материал, связанный с развитием познавательной сферы соответствует теме и задачам работы по РРС и ФПСР данного занятия, то целесообразно его включать в это занятие. Тем самым активизируются межпредметные связи и лучше усваивается речевой материал.

Надеемся, что книга поможет в решении задачи развития познавательной сферы глухих учащихся с ЗПР младших классов с целью развития личности, быстрейшего накопления словарного запаса, развития рефлексии и самостоятельности, их социализации и интеграции в общество.

Глава 1. Современные представления о задержке психического развития учащихся младших классов с нормальным и нарушенным слухом

1. Классификация, характеристика учащихся с задержкой психического развития

Проблема сложности в обучении детей с задержкой психического развития рассматривается как одна из наиболее актуальных в современной психолого-педагогической практике. Вместе с тем изучение детей этой категории началось сравнительно недавно – в конце пятидесятых годов ХХ века.

Одна из ведущих причин неуспеваемости учащихся в специальной педагогике получила название «задержка психического развития». По данным многих авторов, каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет задержку психического развития.

Разные авторы определяют достаточное число таких детей – это примерно, 5–11 % от общего числа детей. Причем данная группа имеет объективную и стойкую тенденцию к увеличению: во-первых, в связи с ослаблением материнского и детского здоровья; во-вторых, в связи с тем, что теория и практика дифференцированной диагностики позволяют все более точно и во все более широких масштабах обнаруживать детей с данной аномалией.

Развитие теории и практики обучения детей с ЗПР позволило классифицировать задержку психического развития, определить направление обучения детей в 1–9 классах, разработать содержание отдельных дисциплин[1].

По данным отечественных исследователей, причиной отклоняющегося поведения в младших классах является задержка в интеллектуальном развитии, незрелость эмоционально-волевой и мотивационной сфер. По внешним особенностям нарушений познавательной сферы этих детей часто смешивают с умственно отсталыми, а по отклонениям в поведении – с педагогически запущенными детьми. Между тем, несмотря на внешнее сходство отдельных симптомов при задержке психического развития с интеллектуальными нарушениями или с педагогической запущенностью, ЗПР – совершенно самостоятельное состояние по этиологии и по структуре дефекта.

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

1. Дефекты конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников (так называемый «гармонический инфантилизм»).

2. Различные соматические заболевания (так называемые «физически ослабленные дети»).

3. Органические поражения центральной нервной системы (так называемые «дети с минимальной мозговой дисфункцией»).

4. Часто выявляются компенсированная гидроцефалия, церебрастенический синдром, эмоциональная лабильность в виде аффективной возбудимости, психомоторной расторможенности.

Кроме того, психическое и физическое развитие ребенка может отставать в силу различных неблагоприятных социальных, физиологических и иных причин.

Термин «задержка психического развития» употреблялся и до сих пор употребляется в разных значениях. Первоначально использовался термин «задержка умственного развития», но затем ученые и практики пришли к выводу, что целесообразнее говорить о «задержке психического развития», т. к. трудно себе представить, что личность ребенка развивается соответственно возрасту: формируются интересы, нравственные понятия, а умственное развитие отстает.

Широко использовавшийся ранее термин «временная задержка психического развития» применим лишь к части случаев задержки психического развития, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта. Вопрос о том, на каком возрастном этапе уже не приходится говорить о «задержке», остается открытым.

Контингент детей с задержкой психического развития полиморфен и в настоящее время рассматривается вне рамок олигофрении. В большинстве случаев она возникает на резидуально органической основе, обусловленной воздействием на организм ряда неблагоприятных факторов в природовом и послеродовом периоде развития.

Для отечественных психиатров характерно стремление к сужению рамок пограничной интеллектуальной недостаточности, выделению её в самостоятельную клиническую группу и к дифференциации её форм на основании патогенетических механизмов и клинических особенностей.

Существуют различные классификации ЗПР, основанные, главным образом, на этиопатогенетическом подходе. Одна из таких классификаций, положившая начало систематическим исследованиям ЗПР в области их диагностики, разработки методов отбора, выбора путей медико-педагогической коррекции и обоснования новой системы обучения, предложена М. С. Певзнер в 1965 г.

Согласно этой классификации ЗПР – состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Основной, хотя и редко встречающейся формой ЗПР, М. С. Певзнер считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму неосложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо в период перехода от дошкольного к школьному возрасту.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Книги похожие на "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Гущина

Татьяна Гущина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Гущина - Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития"

Отзывы читателей о книге "Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.