Коллектив авторов - Сурдопедагогика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сурдопедагогика"
Описание и краткое содержание "Сурдопедагогика" читать бесплатно онлайн.
В учебнике представлены современные системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изложены общие теоретические основы развивающего личностно ориентированного образования лиц с нарушениями слуха, дидактика специального образования глухих и слабослышащих детей, описаны современные образовательные тенденции в обучении детей с проблемами слуха. Издание адресовано студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», а также всем, кто работает с детьми, имеющими нарушения слуха.
Постановление Совета министров СССР 1960 г. определило основные положения работы специальных школ: был установлен 12-летний срок обучения, в течение которого глухие и слабослышащие 2-го отделения школы слабослышащих и позднооглохших получали неполное среднее образование (в объеме 8-летней общеобразовательной школы). Учащиеся 1-го отделения школы слабослышащих получали такое же образование за 10-летний срок.
Повышению качества учебно-воспитательного процесса способствовала разработанная Б. Д. Корсунской (1963) система обучения глухих и слабослышащих дошкольников, обеспечивающая преемственную связь между дошкольной подготовкой и школой.
1970-е гг. характеризуются созданием под руководством С. А. Зыкова новой дидактической системы обучения глухих в начальных классах на основе широкого использования предметно-практической деятельности для формирования у них так называемых житейских понятий, развития речи как средства общения, трудовых умений и навыков.
В работах А. И. Дьячкова, А. П. Гозовой, Л. А. Новоселова и др. была установлена тесная связь между трудовым обучением и усвоением учащимися общеобразовательных знаний.
В исследованиях сурдопсихологов Т. В. Розановой, И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф получила дальнейшее обоснование система обучения глухих, которая основывалась на теоретической концепции Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии и компенсации дефекта у аномальных детей.
Совершенствованию дошкольного обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей были посвящены исследования Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, А. Д. Салаховой, раскрывшие новые подходы к организации работы с дошкольниками по развитию речи и формированию речевого слуха. Результаты исследований активно использовались на практике, расширилась сеть специальных дошкольных учреждений, усилилась преемственность программ дошкольного и школьного обучения.
Повышению уровня учебно-воспитательного процесса в школах для глухих и слабослышащих детей содействовали исследования в области сурдопсихологии. Работы И. М. Соловьева, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф, Н. Б. Яшковой, Л. И. Тиграновой, Т. А. Григорьевой и др. по изучению закономерностей и особенностей развития детей с недостатками слуха дополнили новыми данными учение Л. С. Выготского о путях компенсации дефекта у ребенка с нарушенной слуховой функцией.
С учетом результатов исследований ученых утверждаются новые программы: в 1972, 1984, 1988 гг. для школ глухих, в 1974, 1986 гг. – для школ слабослышащих, которые максимально приближаются к программам массовых школ с учетом особенностей развития детей с нарушениями слуха.
На страницах журналов «Вопросы дефектологии», «Специальная школа», «Дефектология» были сформулированы основные принципы и научные основы отечественной сурдопедагогики.
В связи с развитием науки и техники в рассматриваемый период в практике специальных школ стали широко использоваться технические средства обучения, что способствовало компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушениями слуха.
Постановление Совета министров СССР 1975 г. «По дальнейшему улучшению обучения, трудоустройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития» определило систему мер, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха. Оно сыграло решающую роль в организации компенсаторно-коррекционной работы в специальных школах для глухих и слабослышащих детей, и в конце 1970-х гг. была проведена организационно-методическая работа по созданию системы развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом (Р. М. Боскис, В. И. Бельтюков, Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау), где развитие и использование слухового восприятия рассматривались как компоненты формирования словесной речи глухого ребенка в ходе всего учебно-воспитательного процесса на основе использования различных типов звукоусиливающей аппаратуры.
В этот период были созданы коррекционно-развивающая система общего обучения детей с нарушениями слуха и коммуникативно-деятельностная система обучения глухих языку.
Дальнейшее развитие коррекционно-развивающей системы обучения глухих детей на основе личностно-деятельностного подхода с позиций непрерывного образования содействует созданию новых методических подходов к решению проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с нарушениями слуха (Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, Е. Г. Речицкая и др.).
По результатам новейших исследований разработаны новые программы специальных школ глухих (1997; 2003 г.), которые предусматривают получение глухими детьми основного уровня образования за 10 лет обучения при уменьшенной наполняемости классов, эффективной организации работы по развитию речи и мышления учащихся, создании слухоречевой среды, увеличении информативной насыщенности учебного процесса за счет личностно ориентированного подхода, на основе широкого использования остаточного слуха.
Внедрение в учебный процесс новых технологий и, в частности, компьютерной техники (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская и др.) открывает новые возможности для перестройки и повышения качества учебно-воспитательной работы.
Новое направление получили исследования в области профессионально-технической подготовки глухих и слабослышащих (Г. Н. Пенин и др.), вызванные социально-экономическими условиями развития общественных отношений и возможностями трудоустройства выпускников специальных школ и других учебных заведений. Важным достижением сурдопедагогики на современном этапе является обеспечение возможности получения лицами с нарушенным слухом высшего профессионального образования: гуманитарного – в Московском педагогическом государственном университете и в специализированном институте искусств, технического – в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана.
Процесс дальнейшего развития и совершенствования отечественной системы обучения, воспитания и профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха продолжается. Начиная с 1990-х гг. в России развиваются альтернативные подходы к обучению лиц с нарушениями слуха: интеграция от частичной и временной до полной (обучение совместно со слышащими), билингвизм, верботональная система обучения и др.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Расскажите об основных этапах развития сурдопедагогики и общественном положении глухих в разные периоды истории.
2. Назовите и раскройте содержание различных педагогических систем обучения глухих.
3. Расскажите об основных этапах развития и достижениях сурдопедагогики в нашей стране.
4. Перечислите виднейших российских сурдопедагогов, их научные взгляды и труды по проблемам теории и практики обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
5. Определите актуальные проблемы дальнейшего развития теории и практики сурдопедагогики в России.
Литература
1. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие. М., 1984.
2. Дефектологический словарь. 2-е изд., доп. М., 1970.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996. Ч. 1.
4. Хрестоматия по истории воспитания и обучения глухонемых детей в России / Сост. А. И. Дьячков и А. Д. Доброва. М., 1949. Т. 1.
5. Хрестоматия по истории дошкольного воспитания глухонемых детей / Сост. А. Д. Доброва. М., 1958.
Глава 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха
Психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональных связей, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено. Следовательно, обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития ребенка, что свидетельствует о необходимости учета сензитивных периодов.
Дети с нарушениями слуха обладают способностью к компенсации, основанной на пластичности нервной системы. У них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития (В. И. Лубовский). Такие дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, развитие личности и самосознания происходит у них не так, как у нормально развивающихся сверстников. При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом у детей с нарушенным слухом оно характерно только для определенного периода онтогенеза.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сурдопедагогика"
Книги похожие на "Сурдопедагогика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Сурдопедагогика"
Отзывы читателей о книге "Сурдопедагогика", комментарии и мнения людей о произведении.