» » » » В. Рыжов - Культура как система. Опыт информационного анализа


Авторские права

В. Рыжов - Культура как система. Опыт информационного анализа

Здесь можно купить и скачать "В. Рыжов - Культура как система. Опыт информационного анализа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культура как система. Опыт информационного анализа
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культура как система. Опыт информационного анализа"

Описание и краткое содержание "Культура как система. Опыт информационного анализа" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с представлением культуры как информационной системы. Рассмотрены основные принципы системного анализа, особенности культуры как сложной информационной системы, место религии, науки и искусства в системе культуры, описаны способы естественнонаучного анализа явлений культуры. Книга предназначена для специалистов в области философии культуры и культурологии.






Культура как система

Опыт информационного анализа

В. П. Рыжов

Ю. В. Рыжов

Памяти профессора

Геннадия Михайловича Балима

(1937 – 2008)

© В. П. Рыжов, 2016

© Ю. В. Рыжов, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Представление культуры в целом и искусства как ее существенной части в виде сложной системы не ново. Появление теории информации, а позднее – кибернетики, вызвало целую серию статей и книг, в которых новые обобщающие естественнонаучные подходы применялись к анализу культуры и искусства1.

Первые попытки применения новых естественнонаучных подходов к анализу столь сложных объектов, как культура и искусство, были не очень результативны. Вначале, по существу, делались попытки формулирования известных из традиционного культурологического анализа и искусствоведения фактов и закономерностей в новой терминологии, на основе более общих понятий. Такого рода построения небесполезны в части более глубокого понимания известных положений, но малоконструктивны и не обладают достаточными прогностическими возможностями. Кроме того, первые шаги в этой области показали огромную сложность культуры и искусства как объектов исследования и дали импульс и направление дальнейших исследований.

Значительно более плодотворными оказались комплексные подходы с использованием психологических, семантических и иных методик и на основе теоретико-информационных и кибернетических представлений2.

Новая волна интереса к естественнонаучному исследованию явлений культуры связана с появлением синергетики. Синергетика как научное направление исследования сложных самоорганизующихся систем на основе принципов термодинамики, теории управления и теории систем явилась одним из подходящих инструментов естественнонаучного анализа культуры и искусства. Задачи организации культуры как системы, ее эволюции, условий саморазвития соответствуют как понятийному аппарату синергетики, так и ее методам. Вместе с тем, нельзя не отметить малое количество конкретных новых культурологических и искусствоведческих результатов, новых прогнозов в области культуры, что также свидетельствует о сложности объектов исследования.

Продуктивным представляется сочетание философского и социологического анализа культуры и искусства с новыми естественнонаучными подходами на основе синергетической парадигм3. Одна из попыток такого исследования представлена в настоящей книге. Естественно, что на сегодняшний день аппарат естественнонаучного анализа должен включать информационный и кибернетический подходы, математический аппарат теории систем, сигналов и теории статистических решений, синергетический подход. Их уместное и конструктивное применение возможно при философском осмыслении культурологических и искусствоведческих результатов, полученных традиционным путем в гуманитарных исследованиях.

Предлагаемая читателю книга представляет собой опыт анализа культуры и искусства на основе естественнонаучного и культурологического подходов и излагает как общие вопросы системного и синергетического анализа, так и конкретные содержательные примеры.

Книга посвящена памяти Геннадия Михайловича Балима (20.02.1937 – 16.11.2008), доктора технических наук, профессора кафедры теоретических основ радиотехники Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге. К научным интересам Г. М. Балима относились термодинамика необратимых процессов, теория электрических цепей, деградация полупроводниковых приборов и микросхем, а также применение количественных методов исследования в гуманитарных науках. Некоторые из идей Геннадия Михайловича нашли отражение и развитие в данной книге.

Глава 1. Основные принципы системного анализа культуры

Системный подход с середины ХХ века стал общенаучным методом исследования систем и сложных объектов любого рода. Наиболее сложные для анализа системы те, которые связаны с человеческой деятельностью: социальные, экономические, политические и т. д. Естественно, что культура является тем объектом исследования, к которому, ввиду особой сложности, требуется применение системного анализа.

Известно, что под системой понимают любое множество связанных друг с другом и взаимодействующих объектов. Выделение таких элементов в культуре проблематично вследствие многообразия ее проявлений, пластов, ввиду огромного множества качественно разнородных объектов и явлений в ней. Ведь культура, по определению Ю. М. Лотмана, это совокупность всей генетически ненаследуемой информации, накопленной человеческим обществом4. Эта информация запечатлена как в объектах материальной культуры: зданиях и сооружениях, произведениях прикладного искусства, в технических устройствах и машинах, так и в символьном виде – в текстах, нотах, программных продуктах.

Говорят о культуре производства или технологической культуре, о культуре общения, культуре речи, культуре мышления, физической культуре. Конечно, в культуру входят такие огромные специфические подмножества, как наука, искусство, религия. Поэтому культуру в целом можно представить как некоторое множество, содержащее большое, но конечное число подмножеств: науку, искусство, технологию, экономику и т. п. В дальнейшем будем рассматривать такие из этих подмножеств культуры, которые связаны с так называемой духовной, т.е. информационной деятельностью: науку, искусство, религию. В конечном счете все проявления культуры, в том числе и материальной, имеют началом некоторый замысел, проект, иначе – информацию о производимых, изготавливаемых объектах. Эта информация может быть воплощена в специальных носителях: чертежах, схемах, книгах, либо может быть выражена словесно или жестами, либо оставаться в виде мысленных представлений (т.е. запечатлена в связях нейронов мозга), если человек сам осуществляет свой замысел.

Рассматривая сферу информационной деятельности, можно выделить как отдельных индивидуумов, которые ее осуществляют, так и результаты их деятельности: произведения искусства, научные труды, изобретения, религиозные тексты и проповеди, а также средства осуществления этой деятельности – краски и музыкальные инструменты, компьютеры, предметы культа и т. д.

Принципиальной особенностью информационной деятельности является получение новой (для сообщества) информации, т.е. наличие творческого акта. Творческий акт всегда связан с тем или иным взаимодействием объектов между собой, объектов и субъектов или субъектов друг с другом.

Принцип получения информации об объекте исследования состоит в организации взаимодействия исследуемого объекта с некоторым объектом с известными свойствами (назовем его пробным объектом). В результате взаимодействия образуется возмущение среды, распространяющееся в пространстве, изменяющееся во времени и несущее информацию об объекте исследования (сигнал). Приему сигналов мешают помехи в виде шумов, сигналов от других объектов, искажений сигналов и т. д. Помехи принципиально неустранимы полностью и ограничивают количество передаваемой информации и ее достоверность. Восприятие сигнала и выделение переносимой им информации об объекте возможно при наличии некоторых априорных (доопытных) сведений и гипотез о строении исследуемого объекта. Главным фактором извлечения информации об исследуемом объекте является преобразование структурной информации, содержащейся в объекте, в динамическую информацию в виде сигнала или возмущения какого-либо физического поля, распространяющегося в пространстве и во времени.

Рецепторы человека (да и всех живых существ и любых технических устройств) воспринимают только сигналы, меняющиеся во времени (динамическую информацию). В случае восприятия структурной информации в виде текста, неподвижной картины и т. д. происходит их развертка, т.е. преобразование во временную форму в самом рецепторе (зрительном анализаторе). Взаимодействие объектов, в частности исследуемого и пробного объектов, позволяет преобразовать структурную информацию, характеризующую исследуемый объект, в динамическую. Например, при соударении тел возникают свободные колебания, частота которых и скорость затухания зависят от материала, размеров, формы и других параметров и характеристик исследуемого объекта. Очевидно, что удар, например, стального шарика о деревянный стол, о металлическую пластину и о деку гитары или скрипки вызовет звуки совершенно различного характера (это так называемая в технике импульсная реакция системы (объекта), т.е. отклик на короткий (по сравнению со временем свободных колебаний) импульс).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культура как система. Опыт информационного анализа"

Книги похожие на "Культура как система. Опыт информационного анализа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Рыжов

В. Рыжов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Рыжов - Культура как система. Опыт информационного анализа"

Отзывы читателей о книге "Культура как система. Опыт информационного анализа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.