Коллектив авторов - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2"
Описание и краткое содержание "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2" читать бесплатно онлайн.
«Программы данного сборника содержат учебный материал для 5–9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (первый этап).
Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Последний этап соответствует 1–2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом…»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2
© Коллектив авторов, 2010
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
© Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010
Общая характеристика
Программы данного сборника содержат учебный материал для 5–9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (первый этап).
Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Последний этап соответствует 1–2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.
Сборник включает учебные программы по столярному, слесарному, швейному, скорняжному, переплетно-картонажному, штукатурно-малярному делу, сель скохозяйственному труду, подготовке младшего обслуживающего персонала, цветоводству и декоративному садоводству.
По построению и объему учебного материала программы являются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников школа выбирает соответствующие виды труда, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы. Ее основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
В первые два – три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию. При подготовке младшего обслуживающего персонала практическое повторение осуществляется в форме производственной практики на базовом предприятии, в учреждениях.
Программы предусматривают специализацию профессионального обучения только в 9 или 8–9 классах. Большинство программ содержат блоки по двум специальностям изучаемой профессии. Программы штукатурно-малярного дела и обслуживающего труда не предусматривают разделения по специальностям. В их построение положен принцип технических связей предлагаемых тем.
Выбор направления специализации в школе не является постоянным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для профессии темы данного сборника и разрабатываются дополнительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпускников школы в конкретных условиях.
Для эффективного обучения детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
В программах дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8–9 классах на практическое повторение (выполнение производственных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50 % учебного времени.
Столярное дело
Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа. Цель программы – подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе – 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5–8 классы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Для успешного обучения по данной программе школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащиеся могли бы выполнять на практических занятиях.
5 класс
I четверть
Вводное занятие
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2"
Книги похожие на "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2"
Отзывы читателей о книге "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5–9 классы. Сборник 2", комментарии и мнения людей о произведении.