Владимир Дресвянников - Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Интеллект и информация: назначение, содержание, работа"
Описание и краткое содержание "Интеллект и информация: назначение, содержание, работа" читать бесплатно онлайн.
В современной экономике информация становится не только средством отображения реального мира в сознании человека, но и ресурсом, элементом интеллектуального капитала, социальной средой и даже средой существования. Работу с информацией осуществляет интеллект человека, следовательно, необходимо знать его структуру, функции каждого элемента, связи и отношения между ними. Книга будет полезна ученым, преподавателям, студентам, а также всем тем, кто интересуется вопросами работы с информацией.
Интеллект и информация: назначение, содержание, работа
Монография
Владимир Александрович Дресвянников
© Владимир Александрович Дресвянников, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Светлой памяти моего отца…
Мы живем в информационном обществе или, говоря более широко, в обществе знаний. В структуре нашего времени нематериальная деятельность как рабочая, так и связанная с развлечением и отдыхом занимает значительную и всевозрастающую долю. Увеличивается количество профессий, которые основаны преимущественно на работе с информацией. Качество воспринимаемой и используемой человеком информации определяет не только качество его жизни, но и ее направленность.
Интенсивное развитие науки и техники, переход от четвертого к пятому, а затем и шестому технологическому укладу приводит к появлению и распространению все новой и новой информации, причем не только последовательно-равномерному, но и взрывному – научная информация в корне меняет наше преставление о мироустройстве, о возможностях человека, направленных на преобразование существующего реального мира.
Формируется информационное пространство, прежде всего, на материальных носителях как локальных, так и облачных. При этом глобальное информационное пространство делает информацию не просто доступной, а сверхбыстродоступной самому широкому кругу людей.
Информационное пространство создается также в ментальной форме, т.е. в сознании человека. Ее носителем в этом случае является мозг, но формирует такое пространство человек, организуя свою интеллектуальную деятельность и управляя ею. Однако, по нашему мнению, у современного человека отсутствует научность, системность, последовательность и технологичность такой интеллектуальной деятельности. Ему проще использовать технические средства – поисковик в Интернете, бумажную или электронную записную книжку, календарь, а также другие средства записи и хранения информации, чем возможности интеллекта. В какой-то степени можно сказать, что техника испортила человека как самостоятельно и активно мыслящее существо.
Для того, чтобы использовать свой мозг как носитель информации необходимо сформировать и развивать свое внимание, память, умение обрабатывать информацию различными методами и способами, создавать индивидуальное информационное пространство, заполнять его данными, постоянно использовать и обновлять.
Немаловажными при этом являются умения получать, анализировать и структурировать информацию, связывать ее с другой информацией в общем информационном пространстве, а в дальнейшем перемещать, комбинировать, извлекать, передавать и удалять.
В современном мире к информации следует относиться критически, так как недостоверность информации, переданной во всеобщее пользование, превосходит всякие границы. Следовательно, анализ полученной информации должен быть тщательным, с проверкой ее источников и сравнением с аналогичной информацией, полученной из других источников, а главное – из собственного жизненного опыта.
Возникает проблема, с одной стороны, неспособности человека эффективно работать с информацией и, с другой стороны, жизненной необходимости в ее использовании как в своей личной, так и в профессиональной жизни.
Целью данной работы является комплексное изучение понятия «информация» с учетом состояния современного общества, ее значения для жизнедеятельности людей и представление методов и способов работы с информацией и управления ею, что в конечном итоге, должно значительно повысить качество жизни человека, дать ему новые интеллектуальные возможности.
Для получения большей информации об авторе посетите сайт: Управление информацией, знаниями, интеллектуальным капиталом. URL: [битая ссылка] http://dva5508.wix.com/intellect
Глава 1. Интеллект как средство работы с информацией
Системное представление структуры интеллекта
Такая физиологическая конструкция как мозг человека предоставляет ему поистине удивительные возможности, отсутствующие у других живых существ. Эти возможности реализуются через интеллектуальную деятельность, т.е. работу с мозгом как с «верстаком» по созданию мыслеформ, ментальных моделей, позволяющих как отражать, так и преобразовать реальную действительность.
Интеллект – это совокупность способностей социального субъекта (человека, группы людей, организации) к познанию, мышлению, генерации новых информации и знаний с последующим их экономическим использованием для получения выгоды (пользы, блага).
Интеллект человека имеет физиологическое (F), психологическое (P), социальное (S) и экономическое содержание (E): I = {F; P; S; E}.
Физиологическое содержание интеллекта обусловлено тем, что интеллект человека неотрывен от его мозга как материальной основы существования и проявления.
Психологическое содержание интеллекта связано с наличием высших психических функций, второй сигнальной системы, сознания человека.
Социальное и экономическое содержание интеллекта определяется условиями жизнедеятельности человека, его назначением в определенных микро и макро социально-экономических ситуациях, профессиональной ориентацией человека. Эти две составляющие в общественной жизни человека тесно взаимосвязаны и во многих случаях их можно объединить, обозначив как SЕ.
Указанные составляющие образуют неразрывное триединство. При этом физиологическая составляющая F является природной основой интеллекта человека, психологическая Р – определяет его потенциал, а социально-экономическая SЕ – характер и степень практического использования, а также экономически обусловленные направления развития.
Исходя из структуры элементов интеллекта и с учетом трех содержательных составляющих целесообразно выделить следующие подвиды интеллекта человека, как его системные единицы (Рисунок 1):
1. Интеллект восприятия – это, главным образом, психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания (Р). Основу интеллекта восприятия составляет генетически заданная рецепторная система человека, реализуемая посредством ощущений с созданием чувственного образа (F). От структуры этой системы, доминирования ее определенных элементов во многом зависит характер и степень проявления интеллекта восприятия. В свою очередь этот вид интеллекта определяет разнообразие и глубину мироощущений, объем освоенного человеком жизненного пространства, степень адекватности внутреннего мира человека внешнему (SE).
1. Эмоциональный (чувственный) интеллект – это эмоциональные реакции человека при восприятии реального мира; возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им, ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; эстетические способности человека; способности к созданию наглядных образов – воображение, фантазия (P).
Физиологическую основу интеллекта составляет кора головного мозга, включающая миллиарды нервных клеток – нейронов и глиальных клеток, которые связаны в сложные сети клетками, выполняющими проводящую функцию – дендритами и аксонами (F).
Большую роль в возникновении эмоции наряду с корой головного мозга играет таламус, выполняющий в тоже время важную роль в регуляции основных органических процессов. Возникновение эмоции есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.
Наряду с таламусом природную основу эмоционального интеллекта составляют такие органы мозга как гипоталамус, гипофиз, гиппокамп, которые отвечают за регулирование и выработку гормонов, работу эндокринной системы.
В совокупности эти части головного мозга составляют природную основу эмоционального интеллекта.
Можно также сказать, что эмоциональный интеллект является развитием интеллекта восприятия и во многом определяет богатство чувственной жизни человека, его способности к переживанию и сопереживанию, к самовыражению и творчеству (SE).
Кроме того, эмоциональный интеллект является средством чувственного и интуитивного познания реальной действительности и в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и риском, эта его функция является жизненно важной.
3. Интеллект мышления (продукционный интеллект) содержит психические процессы логического, системного, каузального мышления (P), обеспечивающие нейронные операции обработки информации, основанные на цепочках ассоциаций. Аналогично эмоциональному интеллекту степень развитости интеллекта мышления будет во многом определяться генетически заданным строением коры головного мозга человека (F), наличием тех или иных анатомических патологий. В социально-экономическом аспекте (SE) интеллект мышления позволяет завершить процессы восприятия, систематизировать полученную информацию с учетом ее полезности, создает технологии выполнения процессов жизнедеятельности человека в обществе: поведения, преобразования среды (иначе говоря, производственно-операционных процессов), является средством снижения жизненных рисков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Интеллект и информация: назначение, содержание, работа"
Книги похожие на "Интеллект и информация: назначение, содержание, работа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Дресвянников - Интеллект и информация: назначение, содержание, работа"
Отзывы читателей о книге "Интеллект и информация: назначение, содержание, работа", комментарии и мнения людей о произведении.