Оксана Тарасова - Организация проектной деятельности дизайнера
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Организация проектной деятельности дизайнера"
Описание и краткое содержание "Организация проектной деятельности дизайнера" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии описана специфика проектной деятельности дизайнера и даны рекомендации по ее организации с целью формирования готовности будущего бакалавра к построению профессиональной карьеры.
Тарасова О. П.
Организация проектной деятельности дизайнера. Учебное пособие
Введение
Слабый надеется на завтрашний день, а сильный его обеспечивает.
За последнее столетие дизайн трансформировался в самостоятельный и один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества, который, ориентируясь на новейшие научно-технические достижения, технологии и материалы, современные веяния моды и запросы потребителей, создает привлекательную и комфортную для человека среду, облегчает работу и быт, воспитывает эстетический вкус. Более того, с конца прошлого века теоретики дизайна Б. Арчер и Н. Кросс определяют его как «третью культуру», занимающую промежуточное положение между технической и гуманитарной культурами. По мнению В. И. Пузанова именно от уровня развития данной культуры зависит и в значительной степени определяется становление конкурентоспособного российского производства.
В развитых странах (Япония, Италия, США, Великобритания) успешность современного дизайнера в значительной степени предопределяет межпредметная интеграция его знаний, умение взаимодействовать со специалистами других профессий, от которых прямо или косвенно зависит социально-экономический успех проектов, производство и сбыт новых товаров и услуг. Соответственно, дизайнер изначально является субъектом рынка и создает заведомо продаваемые товары и услуги. Важно отметить, что включение дизайнера в производственноэкономическую структуру может происходить как случайно, никак не регламентировано, и простираться от побочной производственному процессу деятельности, так и исходить из ситуации, когда на него ложится полная ответственность за производство той или иной продукции. Таким образом, именно товаропроизводство и реализация производимой продукции, определяют актуальную необходимость постоянного реформирования профессионального образования в этих странах.
Динамизм данной профессии и социально–экономический динамизм требует профессионального образования, опережающего практику. Именно поэтому сегодня в дизайн-образовании делается акцент не только на умение проектировать, но и на планирование карьеры студентов через усвоение универсальных основ предпринимательской деятельности. В принципиальной своей основе проектная идеология такова: будущий дизайнер не только занимается проектированием предмета, объекта или коллекции одежды в полном объеме, но и ведет проект от первичной идеи до сети сбыта и сферы потребления.
В мировой практике считается предпочтительной ситуация, при которой дизайнер сам разрабатывает продукцию, сам формирует ее производство и сбыт, сам вступает в прямые отношения с потребителями. Полагать, что задача дизайнера заключается только в создании вещи, – значит опасно упрощать профессию, оставлять в стороне события и процессы работы дизайнера, который должен вести проект от первичной идеи до сферы потребления, что в конце XX – начале XI веков в ведущих странах мира стало почти правилом.
По мнению ведущих специалистов УралГАХА Павловской Е.Э. и Постниковой Е.П., расширение профессиональных компетенций выпускников, направленное на усиление экономической и технологической подготовки будущих дизайнеров, выступает как неотъемлемое условие «встраивания» дизайна в рыночную экономику современного общества. Оторванность дизайн-образования от реальных производственных процессов приводит к отсутствию возможности у будущих дизайнеров полноценного воплощения и апробации своих проектов. В этой связи будущие дизайнеры испытывают впоследствии серьезные трудности при трудоустройстве, социальной и профессиональной адаптации. Кроме того, отечественные дизайнеры еще не в полной мере справляются с идеологией консюмеризма (учет требований потребителя), овладевают его принципами, а самое главное – не всегда могут квалифицированно связать воедино множество характеристик будущего товара, определяющих его рыночную жизнеспособность.
Таким образом, поскольку потребности экономики, общества и личности детерминируют современное профессиональное образование будущего дизайнера в высшей школе, важна межпредметная интеграция его содержания. В этой связи целью данного учебного пособия является стимулирование предпринимательской инициативы будущих дизайнеров, формирование специальных знаний и умений, достаточных для реализации собственного дела, а также выработке принципиально нового отношения к жизненным планам и овладению избранной профессией. Основными задачами изучения представленного материала являются: – формирование знаний об основах рыночной экономики, ориентация будущих специалистов в мире малого и среднего бизнеса;
– изучение особенностей производственно-управленческой деятельности и конкурентоспособности продуктов дизайн-проектирования;
– овладение способностью самостоятельно планировать собственную образовательную и профессиональную деятельность, управлять своей деятельностью и поведением объективно оценивая их; включаться в формирование перспектив и планов самостоятельной профессиональной деятельности, согласовывая активную жизненную и профессиональную позиции и потребности, развивать корпоративную культуру, реализовывать свои деловые замыслы.
При создании пособия во внимание принималось то, что дизайнер становится участником предпринимательской деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может быть в числе разработчиков или исполнителей дизайнерских проектов, заниматься управлением и организацией творческого процесса, обеспечивать взаимодействие с потенциальными потребителями товаров и услуг, включаться в процесс планирования работ, контроля качества и пр. Именно поэтому автор в пособии постарался разносторонне представить поле предпринимательской активности дизайнера, акцентируя внимание на том существенном, что может повлиять на эффективность построения его профессиональной карьеры.
1 Специфика профессиональной деятельности дизайнера
1.1 Сущность проектной деятельности. Этапы дизайн-проектирования
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. ДистервегПроблемой теории и методологии интеллектуальных и социокультурных особенностей деятельности проектирования и, соответственно, развитием проектной культуры, в нашей стране начали заниматься с середины 60-х годов прошлого столетия. Исследованием данного феномена занимались О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, В.Л. Глазычев, Е.А. Розенблюм и др. Суть проектирования с точки зрения ученых раскрывается с двух позиций:
– художественно-технической, согласно которой проектирование рассматривается как метод порождения вещей и систем, являясь объектно-ориентированной деятельностью человека в русле возникающих перед ним проблем;
– философской, представляющей проектирование как способ выбора человеком собственного образа жизни, так как проектная активность его сознания носит врожденный характер и основывается на природном умении мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.
В этой связи проектная деятельность – это всегда творческая деятельность, которая появилась с момента возникновения человека и является универсальным средством его развития. Кроме того, по мнению О.И. Генисаретского, проектная деятельность ориентирована не только на творчество, созидание и инновации, но и на сохранение того, что уже сотворено и создано.
Соответственно, проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – это универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Развитие проектирования тесно связано с периодизацией и факторами научно-технического прогресса, так как проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а так же в свое несовершенство). Благодаря проектированию происходит превращение науки в непосредственную производительную и жизнестроительную силу общества.
Путем разработки и внедрения проектов решаются проблемы в разных областях жизни: в промышленном производстве и строительстве, в сферах обслуживания, быта и досуга, в политике, педагогике и культуре. Поэтому проектирование как вид деятельности очень универсально, а разнообразие областей приложения проектирования является важнейшим критерием его социальной эффективности.
Проектная культура (дизайн) – это совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения (Б. Арчер). Основная задача дизайна – концептуализация и воплощение новых предметных форм и решение проблемы экологического дисбаланса посредством создания гармоничной, полезной, удобной, красивой среды жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Организация проектной деятельности дизайнера"
Книги похожие на "Организация проектной деятельности дизайнера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Оксана Тарасова - Организация проектной деятельности дизайнера"
Отзывы читателей о книге "Организация проектной деятельности дизайнера", комментарии и мнения людей о произведении.