Коллектив авторов - Нейропсихолог в реабилитации и образовании

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Нейропсихолог в реабилитации и образовании"
Описание и краткое содержание "Нейропсихолог в реабилитации и образовании" читать бесплатно онлайн.
В книгу вошли материалы разнообразной тематики, и это прямое следствие междисциплинарного характера проблем, которыми занималась нейропсихолог А.А. Цыганок.
К первому разделу отнесены работы в области афазиологии, посвященные когнитивно-личностным изменениям при поражениях мозга и методам реабилитации речи при афазии. В статьях второго раздела рассматривается широкий круг вопросов помощи детям с нарушениями развития и их семьям, отражающий интересы и направления практической деятельности А.А. Цыганок в период с 1989 по 2007 год. В третьем разделе помещен список основных публикаций.
Книгу завершают воспоминания родных, друзей, коллег, которым выпало счастье тесно общаться с Антониной Андреевной Цыганок.
Книга адресована широкому кругу читателей, в особенности она будет интересна психологам, педагогам, дефектологам.
Проблема школьной неуспеваемости приобретает все более угрожающие масштабы. При этом следует особо подчеркнуть, что она касается и объективно психически полноценных детей. В контексте данной работы мы сознательно отвлекаемся от комплекса социальных, межличностных, внутришкольных и внутрисемейных ее истоков и полностью концентрируем внимание на сфере собственно познавательной недостаточности учащихся. К настоящему времени можно, обобщая, говорить о двух основных парадигмах, в рамках которых разрабатывается эта проблематика.
С одной стороны, причины школьной неуспеваемости рассматриваются в клиническом аспекте, диагносцируются как задержки психического развития [4–7] и связываются с патологией головного мозга даже у ребенка, объективно (по клиническим параметрам) психически здорового [10, 11, 17]. В таких случаях причины трудностей обучения определяются терминами «нарушение», «патология», «минимальная мозговая дисфункция» и т.д. Альтернативная группа психологов склонна относить эти трудности к педагогической запущенности и объяснять их патогенез социально обусловленными факторами [3].
Приверженность той или иной точке зрения является не просто констатацией реально существующего факта, но, по сути, предопределяет место и задачи психолога в этой ситуации. Обилие противоречивых и порой просто недостаточно изученных фактов и практическая актуальность заставляют еще раз вернуться к типологии школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ.
Повседневная реальность такова, что один ребенок начинает говорить в год, а читать в три, в то время как другой лишь ко второму классу с трудом усваивает послоговое чтение; у этого – абсолютная грамотность, а тот, вызубрив наизусть все правила, делает в каждой строчке по четыре ошибки… Изучить это явление, попытаться вскрыть закономерности, стоящие за ним, наконец, помочь – задача междисциплинарная. В ее решение включены врачи-невропатологи, физиологи, психологи, педагоги. Высокой информативностью при такого рода исследованиях отличается нейропсихологический метод синдромного анализа состояния психических функций по А.Р. Лурии [8].
Опыт нейропсихологического консультирования детей с трудностями обучения продемонстрировал высокую валидность и адекватность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность познавательных процессов могут проявляться одинаково – «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.
Очевидно, что социальное созревание ребенка не может не коррелировать с созреванием церебрального аппарата, мозговых механизмов обеспечения высших психических функций. Можно обозначить три основных варианта онтогенеза (морфологического, нейрофизиологического и т.п.) ЦНС и головного мозга, в частности: нормальный, аномальный (патологический) и атипичный, которым соответствует определенный вид онтогенеза психического.
Если произвести гипотетический возрастной срез, каждый из вариантов онтогенеза можно представить как континуум (или кривую распределения по Гауссу), внутри которого отмечается достаточно широкий разброс органической зрелости мозга: «гетерохронии являются определяющим фактором и, очевидно, единственной возможностью постепенного разрастания и целесообразного созревания мозговых структур» [14]. Эта закономерность справедлива как для онтогенеза общего, так и для частного: этапы созревания структур мозга детерминируют функциональную готовность мозга к осуществлению тех или иных психических функций [9, 13–15, 17, 18]. И это качество, как показывает опыт, индивидуализировано в высшей степени. Цель данной работы – описание нормального варианта онтогенеза психики в той части гипотетического континуума, которую можно определить как неблагополучную.
МетодикаВ настоящем изложении представлены результаты психологической работы с детьми 6–10 лет (более 300 человек), проводимой на базе Центра лечебной педагогики (ЦЛП) г. Москвы. Обычно родители обращаются за помощью в ЦЛП либо в связи с оправданными сомнениями относительно готовности ребенка к школе, либо из-за очевидной школьной дезадаптации вследствие неуспеваемости и плохого поведения. Нередко к моменту консультации конфликт между ребенком и педагогом достигает таких масштабов, что стоит вопрос о переводе во вспомогательную школу или на индивидуальное обучение. Внешне проблемы этих детей выглядят примерно одинаково. Им с трудом могут даваться чтение, письмо или счет. Они попадают в разряд «ленивых», «вздорных», «бестолковых». При этом какие-либо видимые причины отсутствуют: заключение невропатолога или психиатра констатирует соответствие психического статуса и ЦНС в целом нормативному.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Главы II и III и заключение из книги: Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нейропсихолог в реабилитации и образовании"
Книги похожие на "Нейропсихолог в реабилитации и образовании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Нейропсихолог в реабилитации и образовании"
Отзывы читателей о книге "Нейропсихолог в реабилитации и образовании", комментарии и мнения людей о произведении.