» » » Вячеслав Бодров - Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия


Авторские права

Вячеслав Бодров - Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия

Здесь можно купить и скачать "Вячеслав Бодров - Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Бодров - Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия
Рейтинг:
Название:
Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-9292-0165-3, 978-5-98704-244-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия"

Описание и краткое содержание "Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия" читать бесплатно онлайн.



Книга является первым изданием авторских текстов по различным проблемам психологии профессиональной пригодности. Представленные материалы (фрагменты статей, разделов монографий, учебников, сборников) отражают результаты теоретико-экспериментальных и прикладных исследований ведущих отечественных специалистов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, а также в смежных областях психологии. Они охватывают широкий круг вопросов – историю развития данного научного направления, его методологические и теоретические основания, психологическое профессиоведение, характеристику профессиональной деятельности и субъекта труда, функциональные состояния, профессиональную пригодность, фундаментальные и прикладные аспекты инженерной психологии и эргономики.

Для психологов и эргономистов, преподавателей, студентов и аспирантов факультетов (кафедр) психологии вузов.






К наиболее существенным достижениям в области психологии профессиональной деятельности за последние три десятилетия можно отнести результаты исследований ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях:

• обоснование системной методологии психологического анализа, моделирования и проектирования деятельности (Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин, А. А. Крылов, В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, В. А. Пономаренко, Д. А. Ошанин, В. Ф. Венда, Д. Н. Завалишина, Г. В. Суходольский, Г. М. Зараковский, В. Д. Шадриков, А. В. Карпов, П. Я. Шлаен,);

• теоретико-экспериментальная разработка психологических основ профессиоведения (В. Д. Шадриков, Е. А. Климов, М. А. Дмитриева, Е. М. Иванова);

• изучение психологических характеристик субъекта деятельности (В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, Е. П. Ильин, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова, Н. Ф. Лукьянова);

• изучение механизмов психической регуляции деятельности (О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, Л. Г. Дикая, В. И. Моросанова, А. А. Обознов);

• исследование психологических закономерностей развития личности профессионала (Л. И. Анцыферова, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, Ю. П. Поваренков, В. А. Бодров, А. А. Реан, А. А. Деркач);

• инженерно-психологическое проектирование и оценка средств отображения информации, систем автоматизированного управления, распределения функций между человеком и автоматикой, компоновки рабочего места оператора (Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, А. И. Галактионов, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков, И. И. Литвак, Т. П. Зинченко);

• исследование функциональных состояний человека в деятельности, разработка методов их оценки и коррекции (Ф. Д. Горбов, В. А. Бодров, Л. П. Гримак, Л. Г. Дикая, В. И. Медведев, А. Б. Леонова, О. Г. Носкова, Л. Д. Чайнова);

• изучение психологических особенностей трудовой деятельности специалистов в нормальных и экстремальных условиях и разработка рекомендаций по регламентации труда, нормированию его условий и ускоренной адаптации к нему (А. В. Карпов, В. А. Пономаренко, Г. М. Зараковский, А. Л. Журавлев, В. А. Бодров, Л. Г. Дикая, Л. С. Хачатурьянц, В. Л. Марищук, Ю. К. Стрелков, В. И. Медведев);

• обоснование теории, методологии и практических рекомендаций по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов (В. А. Бодров, Т. Т. Джамгаров, К. К. Платонов, Е. А. Климов, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, А. И. Нафтульев, В. Л. Марищук, В. А. Пухов, B. Л. Покровский, Г. С. Никифоров, С. А. Боровикова, М. А. Дмитриева, В. А. Толочек, В. Ф. Венда, А. И. Галактионов);

• исследование профессиональной и функциональной надежности человека-оператора (В. А. Бодров, А. И. Губинский, Б. Ф. Ломов, В. М. Небылицын, Г. С. Никифоров, В. А. Пономаренко, М. А. Котик, Ю. Г. Фокин и т. д.).

<…> 3. Научные школы (центры)

Развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием научных школ и коллективов ученых, разрабатывающих различные проблемы психологии труда и управления, инженерной психологии и эргономики. Эти коллективы сложились прежде всего в Московском, Санкт-Петербургском (Ленинградском), Ярославском университетах, в ГосНИИ авиационной и космической медицины, Институте психологии РАН. Ряд известных специалистов продуктивно работают в этой отрасли психологии в других высших учебных заведениях, академических и отраслевых институтах.

В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова становление школы психологов труда и инженерных психологов связано с именами А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, Е. А. Климова, а также с деятельностью Ю. К. Стрелкова, А. Б. Леоновой, О. Г. Носковой, Е. М. Ивановой, О. Н. Чернышевой и других специалистов. Основные направления исследований по психологии профессиональной деятельности включают методологические вопросы анализа деятельности; формирования концептуальной и информационной модели; когнитивные закономерности операторской деятельности; психологические проблемы самоопределения личности; изучение механизмов регуляции функциональных состояний и др. Работы Е. А. Климова в области психологии профессий позволили создать наиболее универсальную их классификацию. Разработке теоретико-методологических проблем инженерной психологии и эргономики и, в частности, их социально-предметного статуса, дисциплинарной организации и концептуального строя, исторической схематизации посвящены исследования А. А. Пископпеля, Л. П. Щедровицкого и др. Одним из основателей отечественной инженерной психологии и эргономики является В. П. Зинченко.

Санкт-Петербургский университет вошел в историю психологической науки как родоначальник отечественной инженерной психологии. Развитию этой отрасли психологии способствовала прежде всего деятельность Б. Г. Ананьева, его ученика Б. Ф. Ломова, а также их последователей: А. А. Крылова, Г. В. Суходольского, Г. С. Никифорова, Т. П. Зинченко, М. К. Тутушкиной, А. И. Нафтульева, В. Л. Марищука и др. Широкую известность и неоценимое влияние на становление этой научной дисциплины оказало издание в 1963 г. (2-е изд. – 1966 г.) книги Б. Ф. Ломова «Человек и техника».

В стенах ЛГУ работами Б. Ф. Ломова положено начало развитию идей системного подхода применительно к задачам психологической науки. Одним из путей реализации системного подхода в инженерной психологии стала разработанная А. А. Крыловым концепция включения человека в информационный процесс. Ведущими проблемами инженерно-психологических исследований ученых университета явились: 1) проектирование деятельности оператора на основе ее декомпозиции, алгоритмизации, синтеза алгоритмических моделей, компоновки информационных моделей и рабочих мест; 2) изучение психологических аспектов профессиональной надежности человека, в частности механизмов ее психической регуляции, самоконтроля и т. д.; 3) исследование процессов приема и переработки информации оператором, кодирования информации и декодирования сообщений; 4) изучение макро- и микроструктурных процессов опознания сигналов и интегральных изображений; 5) теоретико-экспериментальные исследования проблем психологического отбора и подготовки специалистов, в частности вопросов диагностики и развития профессионально важных качеств личности (Никифоров, Суходольский, 1989).

Факультет психологии СПбУ активно развивает новые формы подготовки психологических кадров по вопросам трудовой деятельности и систематически проводит республиканские научные конференции по инженерной психологии и эргономике.

Научная школа психологов Ярославского государственного университета сформировалась под влиянием идей и активной деятельности В. Д. Шадрикова и его учеников: В. Н. Дружинина, А. В. Карпова, Ю. П. Поваренкова, В. А. Шкаликова, Р. В. Шрейдера и др. Ведущим направлением работ представителей этой школы явились системогенетические исследования профессиональной деятельности, а также вопросы профессиональных способностей и их психодиагностики, психологического анализа деятельности, закономерностей процесса трудового обучения и регламентации деятельности, изучения процессов принятия решений, профессионализации личности и др. Существенное влияние на развитие ряда направлений психологии труда оказала монография В Д. Шадрикова «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982).

В ГНИИИ авиационной и космической медицины работы по психологическому изучению профессиональной деятельности связаны с именами К. К. Платонова, Ю. А. Петрова, П. К. Исакова, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономаренко, В. А. Бодрова, Г. М. Зараковского, Б. Л. Покровского, В. А. Попова, Л. С. Хачатурянца и многих других специалистов. Работы авиационных психологов и медиков проводились совместно с ведущими учеными других организаций, такими как Ю. П. Доброленский, А. А. Красовский, М. И. Бобнева, В. П. Зинченко, Ю. М. Забродин, В. Ф. Рубахин, Д. Н. Завалишина и др.

К основным достижениям авиакосмической психологии следует отнести разработку теоретических и методических вопросов профессионального психологического отбора авиационных специалистов и его внедрение в 1964 г. в практику комплектования высших учебных заведений ВВС.

Применение методологии системного подхода к изучению проблемы безопасности полетов и надежности деятельности летчиков привело к разработке концепции о «личном» и «человеческом» факторе в авиационной аварийности (В. В. Лапа, В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов).

Опираясь на теорию психического отражения, на результаты системного инженерно-психологического изучения деятельности летчика, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов и В. А. Пономаренко (1986) разработали оригинальную концептуальную схему понятия «образ полета». Представления о его структуре и функциях имеют продуктивное значение для авиационной инженерной психологии, являясь теоретической основой для решения практических задач инженерно-психологического проектирования деятельности летчика, его обучения и тренировки, оптимизации информационной модели полета.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия"

Книги похожие на "Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Бодров

Вячеслав Бодров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Бодров - Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия"

Отзывы читателей о книге "Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.