» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-22-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать бесплатно онлайн.



В первый том вошли работы доктора философских наук, локтора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва Х. А. Барлыбаева, посвященные анализу генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития, ее взаимосвязи с различными аспектами глобализационных процессов, исследованию сфер, направлений и форм последних в современных условиях. Раскрываются многообразные проявления указанных проблем путем совмещенного использования междисциплинарных методологических приемов философской и научно-отраслевой антропологии, глобалистики и концепции устойчивого развития.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами устойчивого развития и глобальными проблемами современности.






Переход к устойчивому развитию невозможен без выработки мировым сообществом ряда новых нравственных ценностей. Наиболее значимой среди них является проблема взаимоотношений между поколениями. Суть ее заключается в том, что нынешнее поколение людей на земном шаре в эгоистическом устремлении обеспечить себе благополучную жизнь в своей сегодняшней жизни, не должно израсходовать запасы ресурсов, воды, воздуха, истощить почву, растительный и животный мир, а также нарушить иные необходимые условия жизни на земле так, что всего этого не останется будущим поколениям людей. А реальность такой угрозы, как отмечалось, уже доказана.

Каждый человек на земле желает достойной жизни в будущем своим детям и потомкам. Общечеловеческой ценностью для каждого является желание того же детям и потомкам всех остальных людей, будущим поколениям всего человечества. Забота о будущих поколениях должна служить таким же смыслом жизни для всего человечества, каковым она является для отдельно взятых родителей.

Материальным содержанием этой нравственной ценности является задача обеспечения нынешним поколением людей сохранности тех жизненных средств на земле, которые в будущем должны обеспечивать материальные условия жизни последующих поколений не ниже уровня жизни нынешнего поколения.

Следовательно, для того, чтобы реализовать эту нравственную ценность, человечеству необходимо в материальном отношении реструктурировать, иррациональные и развивать высшие потребности, а также создавать экологически безвредные, надежные, эффективные энерго— и ресурсосберегающие технику и технологии.

Сложность и даже невозможность учета потребностей будущих поколений в условиях ныне действующих рыночных механизмов определяется тем, что последние через цены учитывают лишь спрос большого числа реально существующих индивидов. Задача заключается в том, чтобы включить в эти механизмы потребности и потенциальный спрос пока не существующих будущих поколений, особенно если это касается их потребностей в пригодной для жизни природной среде.

Авторы доклада МКОСР «Наше общее будущее» по поводу данной проблемы пишут: «Мы заимствуем „экологический капитал“ у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Они, быть может, проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала. Мы так ведем себя по той причине, что некому заставить нас возвращать долги: будущие поколения не голосуют, они не имеют ни политической, ни финансовой власти; они не могут оспорить наши решения»[41].

Следующим нравственным императивом устойчивого развития является задача преодоления громадного неравенства в уровне жизни уже нынешнего поколения землян, живущих в различных частях земного шара. Как показано во многих работах, по мере роста численности населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки это неравенство в ближайшее время будет усугубляться: увеличится количество нищих, голодных и умирающих с голода в то время, когда население государств так называемого «золотого миллиарда» будет утопать в роскоши.

Указанное состояние современного мира для развитых стран выступает источником беспокойства двоякого характера: во-первых, такое положение служит им нравственным укором и, во-вторых, служит источником угрозы будущему материальному благосостоянию населения «золотого миллиарда» ввиду возрастания агрессивности бедствующих слоев, проявляющейся в росте современного терроризма.

Признание человеческого достоинства как своих современников из бедных стран, так и будущих поколений составляет основу нравственности. «Принцип человеческого достоинства, или безусловное значение каждого лица, – писал Вл. С. Соловьев, – в силу чего общество определяется как внутреннее, свободное согласие всех, – вот единственная нравственная норма»[42]. «От отдельного человека нравственное начало требует, чтобы он уважал человеческое достоинство как таковое, т. е. в других так же, как в себе»[43].

Поступательное развитие истории свидетельствует, что смыслом и содержанием жизни человечества в его собственной нише на земном шаре в нарастающей мере выступает реализация тех общечеловеческих ценностей, которые выработаны им благодаря сознанию, отличающему человека от обитателей других ниш.

2.4.3. Научно-практические предпосылки перехода к устойчивому развитию

Переход к устойчивому развитию невозможен без коренной переориентации всех наук. Каждая наука, в соответствии со своим предназначением, может внести собственный вклад в анализ состояния своего объекта исследования в обстановке нынешней неустойчивости и, самое главное, в раскрытие путей, способов и закономерностей перехода этого объекта в состояние устойчивости, его места и роли в структуре устойчивого мира.

В приведенной ниже таблице 1, не претендуя на окончательную и универсальную истину, сделана попытка показать возможные направления трансформации научно-практического содержания сфер деятельности людей в процессе перехода к устойчивому обществу и после его становления. Разумеется, это только общие штрихи к тому глобальному процессу в развитии наук, который должен развернуться при переходе к устойчивому обществу.






Глава 3. Экономические теории как фактор неустойчивости

Особо важные и сложные задачи в связи с необходимостью перехода к устойчивому развитию стоят перед экономической наукой и практикой. Указанное выше отчуждение человека от природы, изолированное от окружающей среды воспроизводство человеческой жизни, усиление неустойчивости мира происходят через экономику. Поэтому давать объяснения путей преодоления неустойчивости и изолированности надлежит, прежде всего, экономической науке. Все остальные науки должны оказывать содействие экономике и экономической теории в решении данной задачи.

3.1. Современная экономика – экономика отчуждения человека от природы

Прежде всего требуется критическое преодоление постулатов существующих теоретических систем, ограниченных исследованием экономики замкнутого человеческого сообщества. К сожалению, основополагающие и принципиальные положения современных экономических теорий нацелены не на преодоление замкнутости, а, напротив, на ее усиление и углубление. К пониманию этого сегодня подошли сами западные ученые: «… сегодня экономика возведена в ранг государственной религии, – пишут Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс и Л. Ловинс, – на которую равняются политики, которой поют гимны и которой ежедневно приносятся в жертву тельцы, хотя старые римские методы пророчества вышли из моды.

Подвергая сомнению (нет, куче сомнений) всеобщую обоснованность экономической теории, мы вовсе не хотим внушить мысль, что она бесполезна. Мы лишь предупреждаем, что ею, как и любой другой теорией, нужно пользоваться с осторожностью, проницательностью и здоровым скептицизмом»[44].

3.1.1. Исходный фактор отчуждения – спрос

Узкий антропоцентирзм «экономикс» закладывается уже исходными, фундаментальными, системообразуюшими положениями: спросом и предложением, рыночным равновесием между ними и конкуренцией.

Исходный постулат экономических теорий – спрос – это вечная, неистребимая, неизменная и никогда неутолимая жажда людей к потреблению материальных благ, извлекаемых, в конечном счете, из окружающей природы и на ее основе. Именно эта неутолимая жажда потребления является тем палачом, который мучительно отрубает человечество как голову, отделяя его от окружающей среды как тела единого природного организма.

Движущей силой спроса выступают полезность и потребности, которые экономической теорией рассматриваются как явления жизни, направленные только на обслуживание материальных потребностей одного из природных созданий – человеческой особи. Полезность – это экономическое свойство продукта, характеризующее степень удовлетворения потребностей только экономического субъекта – человека, и никого более из земных созданий. В соответствии с теорией потребностей и потребления на земле обладает потребностью и потребляет только человек и никто больше.

3.1.2. Основное средство отчуждения – предложение

Парный со спросом постулат экономических теорий – предложение – есть превращенная форма этого самого спроса, то есть, способ извлечения из окружающей природы материальных благ, их переработки, последующею производства, обеспечения и удовлетворения жажды спроса. Подгоняемое спросом, предложение придумывает все новые способы производства, все новые потребительские блага, разжигающие страсть спроса и, тем самым, способствует увеличению разрыва между человеком и природой. Предложение, формирующие его различные способы производства материальных благ являются «топором» в руках того палача, которым является спрос.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Книги похожие на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.