Александр Гиршон - Истории, рассказанные телом
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Истории, рассказанные телом"
Описание и краткое содержание "Истории, рассказанные телом" читать бесплатно онлайн.
В книге Александра Гиршона описывается всемирно известная практика аутентичного движения, в которой соединяются психотерапия, творчество и медитация. Это первая книга об аутентичном движении на русском языке. Книга адресована специалистам в области танцевальной и телесной терапии, психологам, танцорам и хореографам, а также тем, кому интересно соединение движения, танца и психологии.
В этом виде движения, базирующемся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше понять движущие силы прошлого и настоящего. «Переполненное сильными эмоциями, наше тело безошибочно реагирует на эти эмоции. И эти движения, как правило, одинаковы у всех… Мы не обнимаемся или не прыгаем, когда мы озабочены, мы не расхаживаем по комнате, когда громкий звук пугает нас. Сами движения выражают суть нашей реакции, даже хотя мы и не осознаем их в явном виде. И именно в этот момент и рождается танец. Какую бы форму он ни принимал, к каким бы традициям он ни принадлежал, он изначально возникает как настоятельная потребность двигаться в ответ на чувственные импульсы, которые зарождаются в более глубоких слоях, чем слова, и эти слои являются бессознательными и бесформенными. Они могут стать осознанными и приобрести форму, когда возникнет само движение. Танец – это не просто движение, но движение как уже нечто определенное. Танцор – я имею в виду всех, кто танцует, не обязательно профессионалов – это человек, в котором этот позыв к движению ощущается как физическая и эмоциональная потребность, потребность его души проявить себя вовне именно таким способом. В процессе танца он ощущает себя настоящим миром, состоящим не из объектов и целей, а из сил, энергии, положений. Природу этих сил, качество этой энергии можно ощутить посредством движения» [Whitehouse, 1995].
Разрабатывая свой подход к движению, Мэри Старкс Уайтхаус учила студентов осознавать специфические двигательные импульсы, которые имели качество телесных чувственных ощущений: «Следование внутреннему ощущению, позволение импульсу принять форму физического действия – это и есть активное воображение в движении, точно такое же, как следование визуальному образу в активном воображении. Это наиболее драматические психофизические связи, доступные сознанию» [Whitehouse, 1963].
Она также интересовалась визуальными образами, которые возникают во время двигательного опыта, как и образами из воспоминаний, сновидений и фантазий. Образы могли быть божественными, человеческими, животными, растительными или минеральными, и в любом случае она поощряла студентов оставаться в своем собственном теле и взаимодействовать с внутренними ландшафтами и существами, которые там появлялись. Были моменты, когда образы, казалось, сами хотели воплотиться в теле, как будто образ можно было узнать лучше, если он входил в тело движущегося. Тогда студенты переживали не только «танец с образом», но позволяли на время внутреннему образу вести их в танце.
Уайтхаус применила принцип «пропускать чувство сквозь тело» к своей работе в двигательной терапии, старательно избегая слова «танец», служащее для обозначения результата. Она стремилась к развитию кинестетического осознания, воплощенного внутреннего чувства. Она также использовала юнгианский метод «активного воображения» для того, чтобы привлечь свободные ассоциации в движение. Это позволяет всем уровням сознания и подсознания порождать жесты, импульсы и движения. Тело при этом становится как средством выражения, так и проигрывателем, из которого звучит музыка глубинного чувства себя.
Сама Уайтхаус использовала термин «movement-in-depth» (глубинное, целостное движение) для описания своего подхода.
Джанет Адлер. Одна из учениц Уайтхаус, Джанет Адлер, развивала ее подход и в 1981 г. основала Институт Мэри Старкс Уайтхаус. Именно она предложила использовать термин «Аутентичное Движение» не только для описания определенного качества движения, но и для всей дисциплины в целом. Правда, позднее она признавалась, что тем самым внесла некоторую путаницу в понимание термина, смешала качества и техники. Тем не менее именно это название – «Аутентичное Движение» – прижилось, стало узнаваемым и принятым.
Джанет Адлер училась у Мэрион Чейс, основательницы американской танцевальной терапии, работала с аутичными детьми, и в своем развитии практики Аутентичного Движения постепенно перешла от терапевтической модальности к духовной и трансперсональной.
Два учителя повлияли на нее особенно сильно. От Мэри Старкс Уайтхаус к ней пришло понимание «феномена сознания движущегося», а от психолога Джона Вейра – «основание того, что позднее было названо феноменом сознания свидетеля» [Adler, 1987].
Адлер вывела подход Уайтхаус на другой уровень. Она по-иному определила роль свидетеля, передала ее движущимся, а не терапевтам, что было радикальным решением. Это был первый шаг по работе с группой, коллективным сознанием, выход за пределы терапии. «Мы хотим быть увидены без осуждения, проекции или интерпретации. И, в конечном счете, мы хотим свидетельствовать, увидеть другого». [Adler, 1987].
Для Адлер, в Аутентичном Движении важно стремление свидетеля видеть ясно, тогда как у движущегося есть желание быть увиденным. Свидетель учится культивировать свою способность уделять внимание внутреннему опыту, замечая, как то, что он видит и чувствует, создает импульсы в теле. Появление этих импульсов подтверждает «имманентный хэппенинг, происходящий внутри тела». Адлер говорит о себе в роли Свидетеля: «Мое намерение состоит в том, чтобы двигаться навстречу собственной пустоте, что парадоксальным образом приводит меня к внутренней наполненности, чувствам, мыслям, ощущениям» [Adler, 2002].
В описании своего опыта Свидетель использует «я-язык», язык непосредственного опыта: «я вижу», «я чувствую» и т. д.
Джанет Адлер в определенный момент обозначила цель Аутентичного Движения: развитие внутреннего свидетеля. Этот внутренний свидетель формируется и развивается как у Движущегося, так и у Свидетеля. Адлер утверждает, что мы нуждаемся друг в друге, «чтобы ощутить препятствия на пути к воплощению целостности… Наша способность к состраданию полностью зависит от нашего опыта взаимодействия с другими людьми, наших отношений с целым» [Adler, 2002].
В своей книге «Дар осознанного тела» она определила путь развития внутри Аутентичного Движения, метафорически называя его индивидуальное тело – коллективное тело – осознанное тело. Этот путь проходит через четыре фазы [Adler, 2002]:
отношения Движущегося и внешнего Свидетеля;
отношения Движущегося и внутреннего Свидетеля;
отношения Движущегося (в том числе в роли Свидетеля) с группой;
отношения Движущегося/Свидетеля с Духом.
По Адлер Аутентичное Движение заостряет внимание на процессе взаимопонимания между движущимся и свидетелем. Когда мы чувствуем, что нас слышат, мы начинаем слушать других. Когда мы развиваем в себе тонкого и поддерживающего свидетеля, мы можем позволить другим следовать их собственному опыту движения и переживания движения. Процесс слушания историй движения нашего тела делает нас смелее в познании самих себя.
Джоан Ходоров. Еще одним человеком, внесшим особый вклад в развитие метода, можно назвать юнгианского аналитика Джоан Ходоров. Она считает Аутентичное Движение двигательной формой «активного воображения», одной из техник аналитической терапии.
Джоан Ходоров училась у пионеров танцевальной терапии: Труди Шуп и Мэри С. Уайтхаус, и окончила Институт К. Г. Юнга в Лос-Анжелесе. Она была президентом Американской ассоциации танцевальной терапии (1974—1976) и написала книгу «Движущее воображение: танцевальная психотерапия и глубинная психология», изданную также на русском языке.
Она выделяет в индивидуальной танцевальной терапии два подхода: структурный и аутентичный. В первом случае мы работаем с конкретными формами движений, предлагаем клиенту расширить словарь движений и т. д. Во втором – следуем за разворачивающимся процессом, обеспечивая его безопасность. Дж. Ходоров видит два направления в работе с движением – движение может выражать психическое содержание (экспрессия) или вызывать отклик (импрессия). В реальном процессе эти возможности перетекают и поддерживают друг друга. Источниками движения могут быть как ощущения, так и образы, но они могут исходить из разных областей бессознательного. Она использует Аутентичное Движение исключительно в терапевтическом контексте, поэтому уделяет особое внимание терапевтическим отношениям, доверию, безопасности, переносу и контрпереносу.
«Сильные образы, чувства и воспоминания могут появиться благодаря самопорождающимся движениям и отношениям, внутри которых происходит движение. Поскольку процесс включает использование тела для проявления воображения, он может приводить движущегося к комплексам, истоки которых можно обнаружить в сенсомоторном периоде младенчества и раннего детства. Переживания и движущегося, и свидетеля переплетены, поскольку задачей терапевта-свидетеля является психологическая поддержка движущегося и эмпатическое отзеркаливание» [Chodorow, 1982].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Истории, рассказанные телом"
Книги похожие на "Истории, рассказанные телом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гиршон - Истории, рассказанные телом"
Отзывы читателей о книге "Истории, рассказанные телом", комментарии и мнения людей о произведении.