Наташа Алехина - #первые365
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "#первые365"
Описание и краткое содержание "#первые365" читать бесплатно онлайн.
#первые365 – это путь одной молодой мамы к счастливому материнству. Это книга как про развитие ребенка, так и про развитие мамы. Как быть хорошей мамой, любимой женой, верной подругой и не потерять, а может, и найти себя? Как построить свою жизнь с малышом и дать ему то, что ему действительно нужно? Как понять, что действительно нужно малышу для развития и его маме для счастья в их #первые365?
И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком в формате 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/она все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!), но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.
Мне кажется – основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если ты, как и я, не имела возможности пройти курсы для беременных BabyFoundations14в Великобритании, то тебе в помощь этот раздел книги.
Итак:
1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.
2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.
3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.
4. Use it or lose it – используй, илипотеряешь! В мозгу новорожденного 150—200 миллиардов нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток ребенка.
5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.
6. При рождении миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.
7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формирования цветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.
8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.
9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21—23 г. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребенок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца – в 4 раза. К одному году – 84—94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и находят решения, а есть «тугодумы»?
10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции в гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.
11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но, несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, – через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще до его первого слова, я расскажу в следующих главах.
12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один – это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан!
Я думаю, выводы ты уже сделала. В первый год жизни мозг ребенка имеет уникальную возможность обрести гигантский потенциал развития на всю жизнь, и сделать это он может, только получая и закрепляя сенсорный опыт. Особенно ценно в этот период заниматься физическим развитием малыша, развитием речи и развитием эмоциональной сферы, потому что именно эти области мозга в первый год больше «светятся».
Прежде чем мы перейдем непосредственно к тому, как развиваются и как развивать органы чувств малыша, хочу поделиться с тобой еще одним фактом о развитии мозга ребенка, который достоин отдельной главы.
13-й факт о развитии головного мозга ребенка, на который маме следует обратить особое внимание. О теории привязанности
В последнее время крайне популярна теория Ньюфелда15. Гордон Ньюфелд говорит, что чтобы ребенок имел возможность психологически развиться, ему нужна надежная психоэмоциональная утроба. Такой утробой является привязанность.
Почему так важен контакт со взрослым для правильного развития ребенка? И что это за контакт?
Чем плох стресс?
Итак, вот он – еще один факт про мозг.
Когда организм находится в стрессе, он не способен развиваться. Включаются защитные механизмы, и на снимках МРТ отчетливо видно, что в состоянии стресса целые области головного мозга «заблокированы» и не способны формировать нейронные связи (фактически – не способны воспринимать информацию, перерабатывать ее). Для младенца эта неспособность воспринимать происходящее означает неспособность развиваться правильным образом.
Стресс, тем временем, опасен не только тем, что в состоянии стресса ребенок не имеет возможности воспринимать информацию. Стресс оказывает влияние на весь организм ребенка. Когда человек находится в стрессе, он не способен ничего воспринимать. Кортизол обращается к другим органам «Стоп! Режим повышенной опасности!» И все органы и внутренние системы человека прерывают свою деятельность и начинают бороться со стрессом.
Наибольшее влияние стресс оказывает на гиппокамп. Если организм пребывает в стрессе длительное время – рецепторы могут заблокироваться, сделав человека менее чувствительным, и в результате этого нарушается механизм обратной связи между гиппокампом и гипоталамусом, в ходе которого последний не получает команды, что производство кортизола пора прекратить. При слишком высоком кортизоле слишком много глютомата попадает в гиппокамп, и в нем начинается процесс отмирания нервных клеток. А ведь гиппокамп отвечает за память. Итог, думаю, многим из нас виден на примере знакомых, которые находятся в состоянии стресса: забывчивость. Это приводит у детей к излишней рассеянности и несобранности, а также влияет на способность обдумывать и управлять поведением16. Он может влиять на увеличение уровня глюкозы в крови и даже подвергает риску иммунные процессы, а это – сами знаете – чем чревато.
Ранние эмоциональные знания в младенчестве, первый эмоциональный опыт позволяют установить то, что будет «нормальным» уровнем биохимических соединений, сформировать исходный уровень для нашего организма. Высокий кортизол в младенчестве – опасен, ведь это может привести к тому, что когда ребенок вырастет – он постоянно будет иметь повышенный уровень реакции на стресс. Исследования показывают, что с точки зрения кортизола особенно важны первые 6 месяцев – именно в этот период устанавливается исходный уровень стресса организма и вырабатываются основные внутренние механизмы регулирования уровня кортизола.
Кстати, то же самое работает и для мамы в стрессе. А, как известно, состояние мамы транслируется ребенку – и тот может с легкостью перенять такое же состояние. Поэтому для ребенка одинаково плох как собственный стресс, так и стресс его близкого взрослого.
Самый большой стресс для грудничка – это отнюдь не колики. И даже не отсутствие вовремя подогретой бутылочки. И уж точно не громкая музыка у соседей. Самый большой стресс для малыша – это отсутствие контакта с его близким взрослым.
Кто такой близкий взрослый? Что такое связь со взрослым? Когда она формируется?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "#первые365"
Книги похожие на "#первые365" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наташа Алехина - #первые365"
Отзывы читателей о книге "#первые365", комментарии и мнения людей о произведении.