» » » » В. Шаповалов - Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа


Авторские права

В. Шаповалов - Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа

Здесь можно купить и скачать "В. Шаповалов - Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Шаповалов - Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа
Рейтинг:
Название:
Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9903221-4-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа"

Описание и краткое содержание "Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа" читать бесплатно онлайн.



В книге представлен проект создания Центра КОМПЛЕКСНОГО (междисциплинарного) изучения России и распространения знаний о России. Такой Центр может быть создан силами ученых и преподавателей крупного вуза, например, МГУ им. М. В. Ломоносова. Приведено обоснование необходимости создания такого Центра, разработан проект программы комплексного изучения России в единстве ее социально-культурных и природных составляющих. Проект и программа по предложенному и обоснованному в них подходу являются уникальными разработками в области изучения России.






В. Ф. Шаповалов

Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа

© Шаповалов В. Ф., 2013

I. Обоснование

Как мне, профессору В. Ф. Шаповалову[1] представляется, сегодняшняя ситуация такова, что за множеством реформ организационного характера в сфере образования оказалось забыто главное – вопрос о том, а чему, собственно, служат социально-гуманитарные науки и, соответственно, вузовское социально-гуманитарное образование. Ведь никто не отменял того, что образование, особенно социально-гуманитарное было и остается (наряду со средствами массовой информации и др.) мощным средством влияния на умы людей.

В современном мире каждая страна стремится использовать свою систему образования в интересах своей страны – для повышения ее престижа, создания положительного образа, вплоть до – в предельном случае – формирования «агентов влияния». И с этой точки зрения наше социально-гуманитарное образование сегодня находится в самом плачевном состоянии: оно даже не ставит таких задач. В связи со сказанным обращение высшего руководства страны к проблемам патриотического воспитания в системе образования является крайне своевременным.

Хочу отметить, что проведенная в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова 28–29 сентября конференция «От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности», в рамках «Года Истории», который провозгласил Президент России, явилась важным событием не только (и даже не столько) в научной жизни России: она должна стать поворотным пунктом и важным звеном в серии мероприятий, направленных на ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ. Мне представляется, что намечена большая и кропотливая работа. Ее фундаментальные принципы очевидны:

1. В вузах, прежде всего в государственных, должно быть прекращено культивирование и поощрение пренебрежительного отношения к истории и культуре России. Россия не началась в 1991 г. – её государственности 1150 лет (с 862 г.). Это наша история, и мы должны ценить и уважать её, какой бы она ни была. Такова была основная мысль конференции, о которой я уже упомянул выше, открытой выступлениями Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ректора московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академика В. А. Садовничего.

2. Важно раскрывать перед учащимися роль православия в истории России. Отнюдь не обязательно быть православным – это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. В светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Но социально-гуманитарные науки должны давать знания о православии КАК ФЕНОМЕНЕ КУЛЬТУРЫ; ПОНИМАНИЕ его как важнейшего фактора российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера и т. п.

3. Преподавание и изучение философии должно быть многовекторным – направленным и на Запад, и на Восток. Но ПРИОРИТЕТНЫМ должно быть изучение и развитие отечественной – русской культурно-философской традиции.

4. Социально-гуманитарные дисциплины должны формировать у выпускников понимание ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ России, а также понимание того, что в современном мире следует идти НЕ по пути подражательства внешним формам жизни, но перенимать передовые технологии отовсюду (разумеется, развивая и свои собственные).

5. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин обязательно должна присутствовать ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ составляющая. Иначе говоря, преподавателю следует привлекать особое внимание учащихся к военным победам России, к победному характеру русского воинского духа (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов и другие).

Необходимость создания в МГУ Центра изучения России и распространения знаний о России

На сегодняшний день ни один из пунктов при преподавании социально-гуманитарных дисциплин в большинстве случаев не принимается во внимание и не реализуется. Например, на философском факультете вся учебная и научная работа ведется в направлении, строго противоположном. Это легко обнаруживается при анализе научно-теоретической деятельности факультета, путем проверки остаточных знаний выпускников факультета и других факультетов МГУ, на которых преподаватели философского факультета ведут занятия по философии, мероприятий, проводимых на факультете.

На многих факультетах и в вузах вся учебная и научная работа порой ведется в направлении, строго противоположном. Это легко обнаруживается при анализе научно-теоретической деятельности учебно-научных учреждений, путем проверки остаточных знаний выпускников, мероприятий, проводимых на факультете или вузе и др. Например, День народного единства во многих вузах никак не был отмечен. Однако приглашение большого количества профессоров из стран Запада (при том профессоров далеко не самой высокой квалификации и с искаженными знаниями о России) с циклами лекций для студентов и аспирантов, считается престижным и популярным.

Не только студенты (что связано со слабой подготовкой, полученной в средней школе, воздействием средств массовой информации и др.), но и выпускники многих факультетов в целом ряде случаев не могут ответить на простейшие вопросы об истории дореволюционной культуры и культуры советского периода. Вопросы типа: кто такой А. В. Суворов и что он совершил? чему посвящен День народного единства 4 ноября? в каком году состоялся полет Ю. А. Гагарина? кто такой Л. Д. Ландау, П. Л. Капица? Знают ли они что-нибудь о фильмах «Летят журавли» или «Баллада о солдате», вопросы о философии В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и т. п.? – оказываются для них непосильными или представляются ненужными.

Конечно, уровень подготовки выпускников средних школ по многим предметам сегодня низок. Но незнание истории и культуры, так же как и других особенностей России, их родины, особенно опасно: оно рождает негативное отношение к своей стране, что чревато в том числе и опасными политическими последствиями. Разумеется, такое положение не может быть признано нормальным – необходимы меры по его исправлению.

Мое предложение состоит в следующем. Создать на факультете кафедру РОССИЕВЕДЕНИЯ, а затем на ее основе, привлекая к работе специалистов других факультетов, – ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РОССИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ О РОССИИ. При создании такого Центра МГУ превратился бы в центр изучения русской культуры и российской цивилизации (в перспективе – мирового масштаба), ибо в МГУ для этого имеются возможности как ни в каком другом вузе страны. Он стал бы центром огромной притягательной силы. Можно себе представить, какие возможности появились бы для продвижения русской культуры и знаний о России при создании такого Центра! Мы смогли бы привить полноценные (а не ущербные) знания о России не только нашим студентам, но и привлечь к себе учащихся из всех уголков земного шара.

Не секрет, что весьма влиятельные силы в мире прилагают огромные усилия для создания негативного образа России. И для этого они используют в том числе и систему образования, понимая, что она является мощным средством воздействия на умы людей. Вся западная система образования работает на создание положительного образа Запада (хотя это дается все с большим трудом). И так же регулярно и систематически, словно управляемая одним дирижером, – демонизирует Россию.

В этих условиях не направлять нашу систему образования для противодействия кампании по дискредитации России, по меньшей мере, – недопустимое легкомыслие. Нам есть, что рассказать хорошего о нашей стране, о ее достижениях и победах! И наш долг как ученых, преподавателей, патриотов неустанно и упорно делать это. В противном случае та, настоящая Россия, которой можно гордиться, так и останется неизвестной ни миру, ни нашей молодежи.

Меры по созданию Центра изучения России и распространения знаний о России

Инициатором создания Центра междисциплинарного изучения России, мог бы стать любой из социально-гуманитарных факультетов (им мог быть и ФГУ или факультет глобальных процессов, возможно, какой-то иной факультет). Он смог бы объединить вокруг себя ученых многих специальностей, занимающихся изучением различных аспектов российской жизни. Данный факультет стал бы лидером и координатором совместной работы.

Взяв на себя такую инициативу, факультет резко повысил бы свой статус не только в МГУ, но и в стране в целом. Из заведения, в котором пробавляются лекциями западных профессоров (часто не самого первого ряда), где питаются «крошками с барского стола» западной мысли, факультет превратился бы в ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ огромной мощности.

В качестве первого шага необходимо создание КАФЕДРЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (РОССИЕВЕДЕНИЯ). Программа и учебно-методические разработки имеются. Кафедра комплексного изучения российской цивилизации стала бы ядром для создания Общеуниверситетского центра комплексного изучения России, о котором речь шла выше.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа"

Книги похожие на "Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Шаповалов

В. Шаповалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Шаповалов - Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационный путь России: история и современность. Методологические принципы. Проект. Программа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.