Айгуль Байменова - Теоретический курс немецкого языка
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Теоретический курс немецкого языка"
Описание и краткое содержание "Теоретический курс немецкого языка" читать бесплатно онлайн.
Данное пособие предназначено для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык, но может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы и для студентов основной специальности. В пособии в сжатой, удобной для восприятия форме изложены основные вопросы литературы Германии, методики обучения второму иностранному языку, лексикологии, страноведения и лингвострановедения, теоретической грамматики и теоретической фонетики, стилистики.
Олейник О. В.
Теоретический курс немецкого языка. Учебное пособие
ВВЕДЕНИЕ
Обучение второму иностранному языку как дополнительной специальности организовано с той же глубиной и охватом теоретических дисциплин, что и первая специальность.
После курса введения в языкознание, теоретических курсов первого иностранного языка – теоретической фонетики, теоретической грамматики, страноведения и лингвострановедения, лексикологии, стилистики, литературы первого иностранного языка – компактный теоретический курс второго иностранного языка может дать хорошее представление о системе немецкого языка. Теоретический курс второго иностранного языка (немецкий язык) учит студентов аналитически осмысливать и обобщать теоретические знания в области немецкого языкознания и методики обучения и применять их на практике.
Данное пособие предназначено для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык, но может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы и для студентов основной специальности. В пособии в сжатой, удобной для восприятия форме изложены основные вопросы литературы Германии, методики обучения второму иностранному языку, лексикологии, страноведения и лингвострановедения, теоретической грамматики и теоретической фонетики, стилистики.
Учебно-методическое пособие состоит из 2 частей. Первая часть содержит 3 главы по следующим теоретическим дисциплинам: методика обучения второму иностранному языку, литература Германии и лексикология немецкого языка. Каждая глава включает теоретическое изложение материала, контрольные вопросы, тематику семинарских, лабораторных занятий и упражнения для самоподготовки, которые позволят студентам более эффективно организовать процесс изучения и усвоения теоретических дисциплин.
1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Цели, принципы, содержание и планируемые результаты обучения немецкому языку в общеобразовательной школе
1. Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку в рамках базового курса.
2. Основные принципы обучения.
3. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе.
1. Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку в рамках базового курса.
Современная ситуация с типами общеобразовательных учреждений: многообразие школ и курсов, его причины. Место базисного курса в системе обучения немецкому языку.
Краткая характеристика этапов обучения: 1 этап – 5 класс (начальный), 2 этап – 6-7 классы (средний), 3 этап – 8-9 классы (завершающий).
Курс строится из расчета три часа в неделю, а именно: 5 класс – три часа, 6 – три, 7 – три и т. д.
Целью обучения немецкому языку является достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, то есть готовности и способности осуществлять иноязычное общение в определенных программой пределах, а также воспитание, образование и развитие личности школьника средствами немецкого языка.
Планируемые результаты: коммуникативные умения; воспитание школьников; образование средствами немецкого языка; развитие учащихся; компенсаторные умения.
Три уровня сформированности коммуникативной компетенции могут быть соотнесены с овладением немецким языком в рамках базового курса: 1) уровень начинающего, 2) уровень элементарной коммуникативной компетенции и 3) уровень продвинутой коммуникативной компетенции.
В государственном стандарте и в концепции базового курса обучения немецкому языку допускается ассиметрия в уровне развития целевых умений: школьник, как минимум, должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.
2. Основные принципы обучения.
Общедидактические принципы: воспитывающего обучения; связи обучения с жизнью; сознательного обучения; творческой активности; наглядности; научности; систематичности; прочности усвоения знаний; доступности в обучении; учета индивидуальных особенностей и т. д.
Частно-методические принципы:
1. Формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей реальный практический результат обучения и направленной на воспитание, образование и развитие личности школьника.
2. Личностно-ориентированный деятельностный системнокоммуникативный (коммуникативно-когнитивный) подход к обучению, рассматривающий ученика в качестве субъекта учения.
3. Отбор и методическая организация языкового и речевого материала и работа по формированию навыков и умений осуществляются на основе структурно-функционального подхода и метода моделирования (постепенно акцент все больше делается именно на функциональности).
4. Принцип аутентичности (допускается сокращение, очень небольшое облегчение, если это не нарушает подлинности, достоверности, соответствия социокультурному фону): использование текстов разных жанров и видов; прагматические тексты; отдельные образцы классической немецкоязычной литературы; письма.
5. Обучение всем основным видам речевой деятельности во взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к формированию каждого из них. Более высокие требования к развитию умений чтения. Каждый вид речевой деятельности выступает и как цель, и как средство для овладения другими видами речевой деятельности. При обучении рецептивным видам деятельности (чтению, аудированию) – это действия, направленные на распознавание, понимание чужого высказывания; при обучении продуктивным видам деятельности (говорению, письму) – это действия, направленные на передачу чужого высказывания, выражение отношения к нему и порождение собственного.
6. Обучение строится поэтапно: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор.
7. Вся система обеспечивается с помощью упражнений (продуктивных и рецептивных), носящих характер учебных или собственно коммуникативных задач. Их цели: 1) ознакомление школьников с иноязычным материалом и действиями с ним; 2) обеспечение ориентировки в иноязычной речевой деятельности, подготовки к ней; 3) активное и обильное исполнение деятельности; 4) контроль и самоконтроль.
8. Ситуативность обучения: создание в учебном процессе реальных и воображаемых ситуаций общения (игра; реализация проектной методики).
9. Опора на родной язык учащихся: сходство и различие изучаемого и родного языка; использование перевода на родной язык.
10. Сознательное отношение к учению, рефлексии: четкое осознание решаемых коммуникативных задач, ориентировка в предполагаемых обстоятельствах общения, видение на каждом этапе планируемых результатов обучения.
3. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе.
1. Единицы языка и речи (от звуков, слов до целостного текста) и правила оперирования ими.
2. Предметное содержание, передаваемое с помощью языкового и речевого материала, то есть то, о чем ученик говорит, читает, пишет.
В рамках базового курса все это определяется сферами общения, темами, проблемами, характерными для типичных ситуаций общения со сквозной темой «Ученик и его сверстники из страны изучаемого языка. Окружающий их мир».
3. Предметные и умственные действия с иноязычным материалом: коммуникативные задачи; ситуации общения; действия, составляющие технологию учения.
Вопросы и задания для самоконтроля1. Каковы цели обучения немецкому языку в рамках базового курса общеобразовательной школы?
2. Каковы планируемые результаты обучения немецкому языку в рамках данного курса?
3. На каких основных частно-методических принципах основывается обучение немецкому языку как общеобразовательному предмету?
4. Что входит в основное содержание обучения немецкому языку в базовом курсе?
1.2. Особенности организации процесса обучения немецкому языку
1. Особенности учебно-педагогического процесса.
2. Система подлежащих усвоению языковых знаний, навыков и умений.
3. Обучение грамматической стороне речи (на примере 5-го класса).
Организация процесса обучения немецкому языку в общеобразовательной школе имеет свои особенности: 1) педагогические; 2) языковые; 3) методические.
1. Особенности учебно-педагогического процесса.
1. Обучение, воспитание и развитие средствами немецкого языка осуществляется в русле личностно-ориентированного, деятельностного, системно-коммуникативного (коммуникативно-когнитивного) подходов:
– в центре педагогического процесса стоит ученик с его возможностями, потребностями, запросами, трудностями, которые должны хорошо осознаваться учителем и формировать его адекватное (в целом толерантное) отношение к школьникам;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теоретический курс немецкого языка"
Книги похожие на "Теоретический курс немецкого языка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айгуль Байменова - Теоретический курс немецкого языка"
Отзывы читателей о книге "Теоретический курс немецкого языка", комментарии и мнения людей о произведении.