Сборник - Конфуций: биография, цитаты, афоризмы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Конфуций: биография, цитаты, афоризмы"
Описание и краткое содержание "Конфуций: биография, цитаты, афоризмы" читать бесплатно онлайн.
Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя – Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы или просто Цзы – «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Он узнал, что один богатый землевладелец держал на откупе всю мясную торговлю и, приобретая из первых рук задешево гурты скота, продавал его в розницу втридорога. Конфуций, зная, что вся тяжесть этой монополии падает на один только бедный класс народа, решился прервать зло в самом корне и призвал к себе монополиста.
– Я слышал, – сказал он ему, – что вы один из первых богачей в городе. Мне это было бы очень приятно, если бы вы приобрели свои богатства трудом или честным промыслом; но я слышал, что они приобретены совершенно другим путем. За это вы заслуживаете строгого наказания, которое я, однако, сменяю на милость, но с условием: вы должны возвратить народу все, что награбили у него. Возвращение это может быть сделано без ущерба для вашей чести. Из всего вашего богатства вы оставьте у себя столько, сколько вам нужно для безбедного существования, остальное же передайте мне. Я сумею распорядиться им как следует. Не оправдывайтесь, не думайте обмануть меня: даю вам несколько дней сроку!
Откупщик повиновался требованию Конфуция, и его богатство пошло на общественную пользу под названием «добровольного приношения».
В другой раз к мудрецу пришел отец с жалобой на непокорного сына. Конфуции присудил обоих к тюрьме на три месяца.
По прошествии срока он призвал обоих и спросил у отца, в чем именно провинился его сын. Отец отвечал, что виноват не сын, а он сам, что увлекся досадой на сына. Конфуций похвалил его за простосердечное признание и сказал:
– Вперед лучше сами учите сына, а не обращайтесь к судье. Вы же, – обратился он к сыну, – помните, что первый ваш долг – повиновение родителям!
Но не всегда Конфуций употреблял кроткие меры: в важных случаях он не останавливался и перед смертною казнью. Например, при вступлении в новую должность он предал смертной казни одного из первейших сановников княжества, виновного в разного рода злоупотреблениях. Сам он так говорил об обязанностях судьи:
– Судья, предающий наказанию каждого, кто только нарушил закон, подобен полководцу, который предает грабежу завоеванный город, взятый приступом. Преступник-простолюдин чаще бывает полувиновен, а нередко и совсем невиновен по той причине, что не знает своих обязанностей. Самого строгого наказания заслуживают преступники высших классов за то, что подают дурной пример народу, и правительственные лица, не внушающие своим обязанность подчиненным учить народ. Снисхождение к таким преступникам есть несправедливость и криводушие. Казните, говорится в древних книгах, наказывайте смертью тех, которые заслуживают того за вину важную и сознательную. Сперва надо учить народ, и тогда уже в случае сознательного неповиновения наказывать его!
Конфуций придерживался строго этих правил в судебной практике. Но не только как мудрый судья, возвысивший в стране уважение к власти и законам, был полезен Конфуций своему государю и родине. Он также оказывал большие услуги как проницательный и хорошо знающий людей политик. Не раз он выручал и спасал князя от серьезных опасностей и ков, подстраиваемых его противниками. Княжество Лу благодаря Конфуцию усилилось. Это усиление могущества князя Лу вызвало опасения и зависть со стороны соседи их княжеств.
Они всеми мерами старались подорвать влияние Конфуция на князя и вызвать немилость последнего к философу. Одна из этих мер имела успех. Князю Лу в виде подарка были присланы сто двадцать превосходных лошадей и тринадцать красивых девушек – танцовщиц и певиц – для развлечения и забавы. Князь так увлекся ими, что перестал обращать внимание на Конфуция, а вскоре и совсем разгневался на него из-за какого-то неловкого замечания философа. Тогда Конфуций покинул княжество Лу и опять пустился в странствования вместе с своими учениками. По-прежнему он переходил из княжества в княжество и повсюду распространял свое учение. Встречали преобразователя, как и прежде, радушно, с подобающими почестями, но этим дело и ограничивалось.
Попытки Конфуция склонить правителей посещаемых им княжеств к принятию проповедуемого им учения и введению преобразования повсюду встречали ледяное равнодушие – большинство умов того времени не было еще приготовлено к мирной реформе и более верило в силу оружия.
Побывав в нескольких местах, философ прибыл в княжество Вэй. Князь Вэй выехал навстречу знаменитому мудрецу, ласково приветствовал его, назначил ему для жилища один из своих дворцов и дал ежегодное содержание в тысячу мер риса. Несмотря, однако же, на эти милости и внимание к Конфуцию со стороны князя, философ был не совсем доволен князем. Последний любил беседовать с ним и слушать его наставления, но ни в чем не следовал им. Когда же, наконец, мудрец прямо попытался склонить князя к принятию его учения, тот отказался наотрез.
Конфуций выразил свою скорбь о постигающих его неудачах в следующей элегии: «Аромат цветка ланхоа упоителен; кроме аромата, многие полезные свойства заставляют нас высоко ценить его. К сожалению, цветок этот очень нежен; он блекнет от легчайшего дуновения и отрывается от стебля. Что делается тогда с бедным цветком? Игрушка ветров, носится он по пространству земли из стороны в сторону, покуда не найдет уголка, где приютиться. Но и здесь в пустыне истлеет цветок бесплодно и обратится в прах. Мудрость для людей, умеющих ее возделывать, дает прочные, истинные наслаждения; она по-настоящему должна бы быть целью всех наших желаний и помыслов… Но бурные страсти враждебны ей, как буря цветку: страсти гонят мудрость – и нет ей приюта. Неужели же, воистину, она не найдет себе пристанища? Дни мои на исходе; скоро окончится мой жизненный путь; пора мне найти пристанище. Мудрому хорошо везде; вся земля его достояние!»
Но кроме равнодушия философу приходилось выносить и явное презрение и даже преследование и насилие.
В княжестве Сун, куда прибыл Конфуций из Вэй, находилась за городом пустынная поляна, на которой росло большое тенистое дерево. На этой поляне любил беседовать Конфуций с своими учениками и другими слушателями, приходившими к нему во множестве. В своих беседах Конфуций касался всех сторон нравственного и религиозного быта. Для более полной обрисовки личности Конфуция и его философии мы приведем еще несколько из его поучений.
Вот как он, например, учил о браке, о семье, о положении в ней женщины и мужчины и т. д.
Древние полагали возраст для брака не старше тридцати лет для мужчины и двадцати лет для женщины. Самая же лучшая пора для женитьбы – двадцать лет для мужчины и пятнадцать лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова, он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.
Основами супружества должны быть взаимные доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Смерть его не делает ее независимой. В девицах она зависела от родителей, а если была сиротою – от братьев или попечителей, замужем она подчиняемся мужу, вдовою – зависит от сына. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий.
Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, и вдова обязана посвятить себя уединению. Вне дома у нее не должно быть никаких дел; даже и в домашние дела она должна входить насколько нужно, и то если дети малолетние. При совершеннолетних детях вмешательство вдовы – напрасное их стеснение. Днем она не должна выходить из своей комнаты; ночью же спальня ее должна быть всегда освещена. Та к должна вести себя вдова, ежели хочет заслужить уважение детей и сограждан.
Период пятнадцать-двадцать лет самый удобный для выхода замуж. Не надо забывать, что от брака зависит вся судьба женщины, а потому выбор мужа требует большой осмотрительности. Девица не должна вступать в брак:
1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства;
2) семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор;
3) с нарушителем закона или бывшим под судом;
4) с одержимым хроническою болезнью или каким-нибудь физическим недостатком;
5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д.
Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе как по уважительной причине. Причин же таких семь:
1) неповиновение жены свекру или свекрови;
2) бесплодие;
3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности;
4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор;
5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение;
6) болтливость и склонность к мотовству;
7) если жена обокрадет мужа.
Муж не имеет права развестись с женой, хотя она того и заслуживает, во-первых, когда она не имеет никого из родных; во во-вторых, когда она провинилась пред мужем во время траура по свекру или свекрови; и в-третьих, когда муж, женясь на ней в бедности, разбогател во время сожительства с нею.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конфуций: биография, цитаты, афоризмы"
Книги похожие на "Конфуций: биография, цитаты, афоризмы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Конфуций: биография, цитаты, афоризмы"
Отзывы читателей о книге "Конфуций: биография, цитаты, афоризмы", комментарии и мнения людей о произведении.